Помнишь ли ты…

Dec 12, 2022 11:01

Визит в оперетту произвел на меня сложное впечатление. Сложное, то есть многозначное, невыразимое в категориях хорошо - плохо.

Охваченная этим впечатлением, я пытаюсь разделить два момента, которые не стоит смешивать: поиски опереточной атмосферы, воспоминания о которой я бережно храню с детства, и сам театр во всем многообразии его характеристик.

Очевидно, что я могла не найти искомого в силу разных причин, но это вовсе не означает, что театр стал хуже.


Пленительные мелодии и веселье, бодро перешагивающее через все эпохи - всё это могло остаться независимо от того, удалось ли мне испытать радость встречи с далеким прошлым.

И поэтому сегодня я отчитаюсь об эмоциональных поисках, а завтра - о плюсах и минусах театра.

Собираясь на спектакль, я была настроена самым оптимистическим образом и нисколько не сомневалась, что стоит мне оказаться в знакомых стенах, я мигом попаду в прошлое.

Вы же помните, что я отправилась в оперетту в поисках ностальгического настроения, да?




Однако на всякий случай я взяла с собой ассистента, возложив на него приятную миссию сопровождать меня в путешествии на машине времени.

С его помощью я намеревалась протянуть невидимую ниточку между 1960-ми и 2022-ым.

Воскресным ассистентом стал клатч моей бабушки. Не театральный, а просто клатч. Думаю, что ему лет шестьдесят, а то и больше.




Поскольку в советские времена граждане, не имевшие отношения к торговле и к партийной верхушке, располагали ограниченным набором вещей, с ним моя бабуля (Ольга Николаевна) ходила везде: и в оперный театр, и на загородную прогулку, и на экскурсии.

В фотографическом альбоме сохранилось множество снимков из разных мест, где она запечатлена держащей его в руке.

Вот, например, Ольга Николаевна с клатчем во время экскурсионного тура по Кавказу. На фотокарточке - июль 1964-го года.

Фотограф удачно поймал момент, когда она сосредоточенно смотрит вдаль, не позируя.




А вот этот же клатч на прогулке по ВДНХ, куда бабуля отправилась со старшей сестрой Тасей (на Тасе платье в горошек) и приятельницей.

Если внимательно посмотреть на фотокарточку, где Лёля и Тася сидят у дерева, то на траве (у правой ноги хозяйки) можно разглядеть эту чудесную вещицу.




Одним словом, клатч жил насыщенной жизнью и где только ни побывал!

И вчера он отправился в театр оперетты. Уверена, что не впервые.

Поскольку накануне наш город засыпало снегом, я решила не форсировать переулки, а поехать на метро. Тем более что там, где маршруты людей и автомобилей не соприкасаются, городской пейзаж выглядит очень живописно.




Места, где они соприкасаются, советую обходить стороной, и чтобы вы ни с чем не перепутали это безобразие, покажу, как оно выглядит.

Предупреждаю: зрелище не для слабонервных!




Оказавшись в главном фойе, я поняла, что ничего не помню: ни планировки, ни интерьеров, ни-че-го.

Во мне отчетливо хранятся фрагменты отдельных сцен из спектаклей, общая праздничная атмосфера и комплекс звуков, характерных для антракта, но нет никаких «документальных», вещественных воспоминаний.

Я не помню рисунок паркета, дизайн гардин, планировку лестниц, да и возможно ли хранить их в памяти несколько десятилетий? Но настроение, которым все это было пропитано (или казалось пропитанным), живо во мне до сих пор.

Вероятно, в детстве я послушно следовала за бабушкой, не обращая внимания на конфигурацию здания, и потому вчера ощутила себя впервые пришедшей.

В фойе и в коридорах толпилось множество людей (в зале не было ни одного свободного кресла!), но все они были чужими…




Только в зале меня посетили смутные воспоминания, особенно когда в антракте я вошла в бельэтаж - обычно мы сидели в нем на первом ряду.

Не сообразила его сфотографировать, и сняла только партер, который в детстве я видела сверху.




Возвращаясь во вчерашний день, я пытаюсь сравнить нынешнюю обстановку с той, которую помню.

Наверно, они похожи.

Современный зритель избалован спецэффектами и в большинстве своем не расположен к созерцанию и к слушанию. Эти особенности восприятия вынуждены учитывать режиссеры-постановщики.

И требования к праздничности у нас стали иными, что неизбежно при неуклонном росте материального благополучия.

В воскресной оперетте я чувствовала себя обособленно, как человек, случайно оказавшийся не на своем торжестве. А точнее, как человек, шедший на семейное торжество, а попавший на отчетно-выборное собрание.

В этом нет ничьей вины. И даже спектакль, оказавшийся не опереттой, а мюзиклом, не виноват, хотя не исключено, что я не нашла искомую атмосферу отчасти именно из-за этого.

По ходу спектакля я поняла, что «Золушка» - классический мюзикл со всеми его характерными отличиями от классической оперетты.

Как однажды сказал композитор Максим Дунаевский, американцы, не располагавшие творческими способностями для создания полноценных оперетт, стали перелицовывать европейскую музыку на доступном их силам уровне, в результате чего появились мюзиклы.

В оперетте музыка является главным драматургом. Через нее происходит развитие сюжета и характеров, все ключевые моменты реализуются в ариях и дуэтах.

В мюзикле же музыка превращена в один из инструментов сценического монтажа, не имеющем главенствующей роли. О происходящих событиях в нем не поют, а говорят, а пение лишь вносит в спектакль разнообразие и концертность.

В мюзикле танец, музыка, слово и постановочные эффекты равнозначны и равноправны, в оперетте - нет. В оперетте все подчинено музыке, поэтому она имеет хорошо продуманную форму с элементами симфонического развития (как в опере), и, соответственно, предъявляет более высокие требования к вокалу.

Одним словом, оперетта - это искусство с европейскими корнями, а мюзикл - это зрелище американского происхождения.

В воскресной «Золушке» это различие выявляется отчетливо, но не могу умолчать об огромном достоинстве спектакля - деликатном использовании спецэффектов. Здесь они не отодвигали музыку на второй план, хоть и робко пытались эксплуатировать эффект «вау».

Одним словом, как мюзикл «Золушка» хороша, но до оперетты она не дотягивает. На высоком опереточном уровне исполнены роли Феи (народная артистка России Светлана Варгузова) и Мачехи (народная артистка России Елена Ионова).

Как ни странно, старшее поколение поет сильнее, ярче и…моложе, чем молодое.

В антракте я прошлась по театру, и весь он показался мне новым.

Только у оркестровой ямы на мгновение мне почудилось, что вернулось детство.

К слову, это очень любопытно - заглянуть в яму и увидеть личные вещи, ненадолго оставленные музыкантами. Создается ощущение, будто побывал за кулисами.

И меня слегка насторожила эту штуковина в виде чемодана. Неужели она усиливает звук, что и объясняет несколько «неживое» звучание оркестра?




Сколько я была в оперетте, столько радовалась, что взяла с собой историческую сумочку. Тем более что при внешней компактности она исключительно удобна и вместительна.

Посмотрите, как легко в ней умещается все, что нужно зрителю: театральный бинокль, билет, номерок, ключи от квартиры, банковская и транспортная карты. Еще и место для смартфона остается!




Самая примечательная вещь - складной бинокль, который лет на десять младше клатча. Его металлический корпус приятно держать в руках. В сложенном состоянии он занимает минимум пространства и выглядит как портсигар.




Зато во время спектакля одним легким нажатием на защелку он раскрывается и превращается в полноценный оптический прибор.

Видимость - идеальная! Во всяком случае, я без труда рассмотрела все детали.




Вот таким получился визит в театр…

И пусть я не нашла той опереточной атмосферы, которой так дорожу, мои воспоминания не стали менее теплыми и яркими, и, возможно, их невоспроизводимость свидетельствует об уникальности детского опыта.

И за клатч я очень рада - внесла культурное разнообразие в его постсоветскую жизнь.

Не исключено, что стоит предпринять еще одну попытку, но пойти на вечерний спектакль. Пожалуй, как-нибудь так и сделаю.

Как вам кажется, был ли предсказуем такой результат?

Poll

искусство

Previous post Next post
Up