Сегодня у меня радостный день - иду в оперетту. Не столько ради музыкального спектакля, сколько за атмосферой.
В оперетте всегда хороший финал, а я считаю, что любое художественное произведение, независимо от жанра, обязано завершаться на оптимистической ноте.
Театр оперетты всегда ассоциировался у меня с максимально выразительной праздничностью, атрибутами которой являются мишура, серпантин и блестки.
Очевидно, что жанр оперетты относится к легким только потому, что музыка в сочетании с танцем и пением призвана поднимать настроение, отвлекать от житейских проблем и формировать картину безоблачного счастья.
Между тем пренебрежительный оттенок слова «опереточный», которое обычно противопоставляется серьезному и основательному «академический», кажется мне неуместным.
С технической точки зрения, оперетта - весьма тяжелый и трудоемкий вид искусства, требующий и хорошей физической формы, и артистизма, и отменных вокальных данных.
Пение - это вообще нелегкая работа. Значительная часть усилий вокалиста остается за кадром, но даже обывателям понятно, что исполнить партию в полноги невозможно (разумеется, я говорю о живом творчестве, а не запуске фонограммы).
Возможно, кто-то возразит, сказав, что любая профессия сложна и исключает возможность халтуры, даже временной.
На самом деле, есть разница между хирургом и терапевтом, авиадиспетчером и консьержем, балериной и сотрудником канцелярии. Если вторые в этих парах в одни рабочие дни могут слегка расслабиться, а в другие поднажать, то хирург, авиадиспетчер и балерина всегда обязаны выкладываться полностью.
Я, например, если плохо себя чувствую или тороплюсь в какое-то место, могу перенести часть дел на следующий день, ограничив текущий выполнением только того, что неотложно, или уйти пораньше в расчете, что задержусь завтра. Или, наоборот, сегодня сделать часть того, что запланировано на завтра, чтобы высвободить время или силы.
А тот же авиадиспетчер? Он не может компенсировать сегодняшнюю недоработку завтрашними трудовыми свершениями.
А скрипач? У него нет возможности улизнуть со сцены за полчаса до окончания сольной партии, пообещав залу доиграть финальные такты завтра.
У певцов то же самое: вышел на сцену - трудись с максимальной выработкой, от и до.
Но вернемся в атмосферу.
Театр оперетты был одним из самых часто посещаемых мной в детстве. У этого есть простая причина: оперетту обожала моя бабушка.
Я думаю, ей тоже хотелось добавить праздничности в будни, поэтому она отлично знала все либретто и всех исполнителей, разбиралась в тонкостях актерской игры (на любительском уровне, но искренно и увлеченно) и с нетерпением ждала премьеры.
Лет с девяти я помню имена Татьяны Шмыги, Лилии Амарфий, Герарда Васильева. Их необычное звучание придавало театру оперетты дополнительный шарм и загадочность. Кстати, обычно мы ходили не просто на спектакли, а «на Шмыгу» или «на Амарфий».
Веера, перья, блестки - все это выглядело так празднично и великолепно, что мне хотелось воссоздать опереточное настроение в домашней обстановке.
Я наряжалась в «бальное платье» (то есть затыкала за пояс все шейные шелковые платки, которые находила в шкафу), брала в руки веер и, задорно пританцовывая, любовалась своим отражением в полированной поверхности трехстворчатого гардероба, успешно выполнявшего функцию зеркала.
Моим кульминационным танцем, естественно, был канкан, а любимой песенкой ария из «Фиалки Монмартра»:
Карамболина, Карамболетта,
Ты пылкой юности мечта!..
И, задирая ноги выше головы:
Карамболина, Карамболетта,
У ног твоих лежит блистательный Париж!
И в этот момент мне казалось, что у моих ног лежит не только Париж, но и вся Большая Филевская улица.
В самом театре мы с бабулей всегда заходили в буфет. Не знаю, дорогими или дешевыми казались ей буфетные бутерброды и пирожные, но посещение этой точки было обязательной частью театрального вечера.
Возможно, исключительно ради меня, хотя я не была гурманом.
И перед каждым спектаклем мы покупали программку. Я внимательно читала имена персонажей и фамилии артистов, включая те, что не были отмечены галочкой.
Одним словом, для меня театр оперетты - место с особым смыслом и особыми воспоминаниями.
После его активного посещения в советские годы в моих отношениях с опереттой наступила долгая пауза. Я не решалась пойти в театр без бабули, опасаясь горьких разочарований.
В середине 2000-х годов была предпринята одна робкая попытка - мы посетили мюзикл, который произвел на меня удручающее впечатление.
Название не помню - помню только эмоциональный осадок.
Нет, все было сыграно качественно и громко, но почему-то походило на клип, а не на спектакль. Я была разочарована тем, что шла на спектакль, а попала на шоу.
И вот спустя почти пятнадцать лет я решилась на второй заход в стены, которые живут в моих детских воспоминаниях.
Поскольку зимние вечера мне нравится проводить дома, я выбрала дневной спектакль в надежде, что искомая аура не привязана к определенной части суток.
Я верю, что есть места, которые сохраняют свойственную им атмосферу, невзирая на бег времени.
Накануне я снова была в «Иллюзионе» - смотрела «Зигзаг удачи» с блистательными Евстигнеевым, Талызиной и Леоновым.
Это было волшебное утро!
К слову, обратите внимание на зрителей, выходящих из зала после сеанса.
Средний возраст - около сорока лет; средний пол - мужской.
А вечером мы с мужем пили кофе с конфетами, присланными моей дорогой читательницей. Они приготовлены петербургским «Севером».
И это был волшебный вечер!
Я не уверена, что воскресный день сможет стать лучше субботнего утра и вечера, но посмотрим…
Как вы думаете, получится ли у меня отыскать ту опереточную атмосферу, которая дорога моему сердцу? Или она живет лишь в детских воспоминаниях и фантазиях, и потому невоспроизводима наяву?
Poll