Самый тихий праздник

Jun 20, 2021 11:01

День медицинского работника у меня вызывает самые нежные чувства. С детства сохранились воспоминания о том, какое значение ему придавала моя бабушка. Она с величайшей ответственностью относилась к своей работе в поликлинике, и потому все, что было так или иначе с ней связано, приобретало особый смысл: и праздник, и субботник, и ненормированный рабочий день, и социалистическое соревнование. Это было время, когда подчинение жизни работе считалось не только естественным, но и обязательным для добропорядочного гражданина.

Моя бабушка отдала московскому здравоохранению более пятидесяти лет, мама - около шестидесяти, я - больше тридцати. В итоге получается почти полтора века.


Наверно, слово «отдала» является не совсем точным. У нас с медициной взаимная любовь, при которой нет ощущения, будто тебя использовали, не предложив ничего взамен. Нет, взамен мы всегда получали неугасающий интерес к профессии, возможность самореализации, приятное общение с коллегами и ощущение причастности к полезному делу, а зарплата была приятным дополнением ко всему перечисленному.

И бабушка, и мама, и я всегда работали с удовольствием и с добровольной самоотдачей (я занимаюсь этим до сих пор), и ни разу не пожалели о своем профессиональном выборе.

При всем желании не могу вспомнить, чтобы мои близкие сетовали на когда-то сделанный выбор или ворчали по поводу пациентов. Какие-то производственные моменты, несомненно, вызывали обеспокоенность или подвергались критике, но ни мама, ни бабушка, ни я никогда не мечтали пойти другим путем.

Современная медицина существенно отличается от советской, причем сказать, что она однозначно лучше или однозначно хуже нельзя. Она стала другой.

И речь даже не о технологичности, современный уровень которой несопоставим с прошлым.

Изменились требования к медикам, к уровню их профессиональной подготовки, коммуникативным навыкам, дружелюбию. Пациенты стали, с одной стороны, более взыскательными и критически настроенными, с другой - вооруженными выхваченными из интернета фрагментарными знаниями о своих болезнях. Если раньше на медицинского работника смотрели с уважением и надеждой, не подвергая сомнению его преимущества в плане знаний и навыков, то теперь специалист воспринимается как представитель сферы услуг, на которого пациент взирает как требовательный заказчик.

Разумеется, встречаются и исключения, но общая тенденция такова: существовавший долгие годы патерналистский подход заменяется на так называемые партнерские отношения. «Так называемые» - потому что пока партнеры делят ответственность не по-партнерски: в случае успешного лечения они оба молодцы, в случае неудачи виноват только доктор (даже если пациент сделал все для разрушения своего здоровья).

Медицина - сфера, которая подвергается самой мощной критике. И дело отнюдь не в том, что она плохо работает. Просто к медицине человек обращается в ситуациях, не располагающих к снисходительности, но подталкивающих к недовольству.

Когда мы заболеваем, испытываем боль и неудобства, нам сложно проявлять спокойствие, ожидать своей очереди, вникать в детали и прощать чужие ошибки. Мы смотрим на медиков как на роботов, которые, в отличие от нас, не устают и не испытывают недомоганий. Нам хочется сочувствия, немедленного исцеления и возврата к доболезненному образу жизни.

Во многих случаях это невозможно, и желание найти виноватого быстро подсказывает мишень, в которую направляются стрелы гнева.

Я полагаю, что многие проблемы, на которые сегодня справедливо указывают пациенты, возникли из-за того, что раньше мы оказывали помощь, а теперь предоставляем услуги. Врач, над которым грозовой тучей нависает страховая компания, не может работать так, как раньше.

В этом смысле нам в психиатрии работать намного проще: мы не зависим от страховщиков, получаем бюджетное финансирование и потому учитываем нужды пациента, будучи свободными от тарифных тисков.

Вообще в психиатрии работать проще по нескольким причинам. Мы очень толерантны к пациентам, всегда можем оправдать их родственников, внутренне готовы к тем поведенческим проявлениям, которые печалят и оскорбляют коллег, работающих по другому профилю. Нашим пациентам как бы положено вести себя неподобающим образом, а вот когда с хамством и пренебрежительным отношением сталкивается терапевт или оториноларинголог, он может расстроиться до конца рабочего дня. Плохое отношение пациентов - вот, что больше всего ранит медиков.

Однако еще сложнее работать в регионах. Если в столице эмоциональные сложности компенсируются приличными зарплатами, то в других местах нет даже такой компенсации.

И тем не менее сегодня - праздник.

В прошлые годы День медицинского работника у нас отмечался со скромным, но размахом: профсоюз (при поддержке личных средств сотрудников) организовывал корпоративный отдых на природе, приглашая коллектив на загородные пикники. Конечно, наши выезды нельзя сравнить с шикарными банкетами состоятельных корпораций - мы всегда «гуляли на свои», тихо и интеллигентно.

В этом году ни у кого нет ни сил, ни задора, ни времени на то, чтобы веселиться.

За последний год мы накопили столько усталости, что лучшим развлечением признан тихий домашний отдых.

И даже торжественное собрание с вручением почетных грамот, которые у сотрудников до сих пор вызывают искреннюю радость (не меньше, чем в советские годы), прошло в атмосфере всеобщего сочувствия друг другу. Никаких длинных речей - только искренние слова благодарности коллегам и одна песня, которая нашла отклик в каждом из наших сердец.



Как вы думаете, какую песню исполнил мой коллега для нашего коллектива?

Poll

загадки, заметки, сегодня

Previous post Next post
Up