Aug 16, 2013 23:19
Уж не жду от жизни ничего я ...в смысле особенно отпуска не планирую , дачка удачно расположенная рядом с озером и лесом это позволяет , опять же долг российской бабушки)).Но неожиданные июльские радости -сообщение о трех днях концентрированно балетных выступлений любимых артистов в Мариинке -добавили соли и перца в мое пенсионерское существование :заказать хороший отель в разгар сезона в Питере , билеты на комфортабельный ,но не слишком дорогой поезд , согласовать с мужем еще один отъезд в Питер в течение месяца...Я справилась со всеми проблемами и устроила для себя очень своеобразный дачно-балетный отпуск-4 дня на дачке -8 дней в Питере -пять дней сбора грибов и варки варенья -снова в Питер на 3 дня-и перед работой вновь 4 дня в уютном (а не надоевшем) Подмосковье. Рекомендую всем бабушкам попробовать)). Впечатления от трех балетных августовских дней самые отрадные ,хотя не все состоялось ,чего ожидали.Все-таки вовсе неправильно было живую и дышащую Наташу поставить в составе с декоративными и безусловно играющими ,а не проживающими свои роли партнерами!Согласна вполне с блогоприятельницей Риммой ,что нежность и трогательность -основные черты ее натуры , но дерзость и своеволие она продемонстрировать тоже может прекрасно (Китри или Лауренсия или Зина-агрономша)),только должен быть еще и партнер ,отзывающийся на каждый посыл ,каждый взгляд ,любой нюанс ее игры , и этот партнер есть и ждем мы его очень в партии Хозе ,но почему-то не состоялось совместное выступление(( Я не знаю ,будет ли это новое прочтение старого балета и они поразят новыми гранями игры или только мы -поклонники -найдем ,чем восхититься ,но жду их совместный спектакль очень! С выступлениями же Ивана в его балетах все было даже лучше ,чем ожидалось. Я не предпологала ,например , что не только игра Ивана ,но и зрительный образ созданный им будет настолько впечатляющим , но он действительно напомнил античных героев или моделей великих Тициана или Микеланджело не только мне- безусловно пристрастной в оценках ,но и обычные его критики сравнивали его с ними (правда, посчитав это чем-то отрицательным в балете "Блудный сын") . Отчего? Библейская история более чем двухтысячелетней давности и должна переносить наши мысли и чувства в античные времена , Иван обладает каким-то сверхъестественным артистическим чутьем ,выстраивая вот эти нетривиальные образы! "Блудный сын "- очень странный (для меня ) балет ,но смотрится на одном дыхании ,сложная музыка , неоднозначная сценография и костюмы не мешают ГЛАВНОМУ -разговору Бога с человеком(простите высокопарность, но некоторые артисты ,не знаю вольно ли, а скорее -невольно -могут проговорить такие истины , о которых забывать нельзя!) Иван ,пригвожденный к позорному столбу ,в позе тициановского святого Себастьяна вызывал самые высокие ассоциации ,если это получилось непроизвольно -он гений , если сознательно обратился к этой теме -умница величайший ! Вся вторая часть балета - катарсис , когда Иван , очнувшись , припадает к воде ,смывает морок ,окутывавший его ,когда ,как многострадальный Иов , ползет на коленях к отчему дому , к самому себе -истинному , освобожденному страданием от коросты внешнего ,наносного , и припадает к ногам Отца его, а тот принимает не только в сердце свое , но и на руки поднимает неразумное дитя свое , и ,нежно прижимая к груди , уносит в тепло и защиту дома его...Практически вся вторая часть балета задумана хореографом и осуществлена Артистом без каких-либо не то что трюков ,а вообще без хореографии-это только актерская игра высшей пробы , самого высокого накала ,наш ,в общем-то не гигантских размеров Ванечка, заполнял сценическое пространство полностью, не позволяя отвести глаза от себя и на миг единый...хотя могла бы я пожелать сестрам сыграть бОльшее потрясение и изумление при виде приползшего к отчему дому брата! Анастасия Колегова соответствовала ,мне кажется ,не образу ,а архетипу Сирены , воплощая холодный разврат ,зло ,равнодушие ,жажду плотских удовольствий. В первых картинах балета герой Ивана (так задумано хореографом) не мыслит ,но действует , не чувствует ,но желает и скользит как бы по льду (странная ассоциация с библейскими краями ) все глубже в пропасть, увлекаемый этой махиной и маховиками греха ,соблазнов...Ивану хорошо удалось передать это безмыслие и бессмысленность . Очень странны мне все же костюмы -если облачения жрецов -евнухов или Сирены или главного героя как-то могут быть отнесены к условно-антично-восточным ,то бойскаутские шорты и футболки друзей героя вызвали у меня поначалу самые черные ассоциации с режоперскими придумками. С огромным удовольствием пишу о вечере 6 августа в Мариинке ! Во первых строках конечно же о триумфаторах -Виктории и Иване -таких оваций и вызовов в строгих залах Мариинского театра мне слышать еще не доводилось .Счастлива сообщить ,что Вика в прекрасной форме , стала еще краше ,актерское мастерство (хотя ,казалось бы , где его проявлять в партии Смерти?) выше всяких ожиданий , кого только я не видела за последние три года в этой партии ,но Виктория -брависсимо сто раз!!!Так совместить ,не утратив ничего ни в одной из компонент роли, мистически-экзистенциальное и подлинно-бытово- реальное в этом образе стервы-девки -СМЕРТИ! Иван потрясает в этой роли всегда , вот думаю ,что он и сам не знает ,как это делается , но он входит в транс и перерождается в своих героев , поэтому они так воздействуют на зрителя любого уровня "насмотренности" ... со мной рядом сидела москвичка ,приехавшая в Питер ради встречи с друзьями ,и в рамках обязательной культурной программы посещающая балет. Так вот ,мы с ней дружно восторгались Кармен и Хозе в первом акте и , когда она меня спросила , такой ли же увлекательный балет Юис , я была в затруднении ,что ответить ,но предположила ,что ей это может быть странно. После же спектакля , участвуя горячо в овациях у рампы , она сказала , что напрасно я недооцениваю силу воздействия ТАКИХ АРТИСТОВ пусть и на неподготовленных зрителей! Уважаемый Михаил Александрович , с глубочайшим удовлетворением констатирую ,что Вика не стала смертью для Ивана (каламбурчик-с запомнился), а стала великолепной , равной по силе таланта ему партнершей , слияние этих двух великих артистов было полнейшим -идеальный контакт! Дай Бог ,чтобы в спектаклях Мариинского они танцевали вместе как можно чаще! И еще о слиянии партнеров -великолепный дуэт явили нам в "Кармен-сюите" Екатерина Кондаурова и Данила Корсунцев -браво -браво-браво! Впервые за долгие годы после 70-х я увидела настоящую (для меня ,есесьно )"Кармен-сюиту"! Другой , нежели у Плисецкой с Годуновым ,спектакль доставил просто физическое наслаждение ,идеальные образы созданы главными героями ,идеальный дуэт! А вот Тореадор -Зверев приятно поразивший танцем в ,так сказать , выходной арии , очень смешил проходкой по сцене (так карикатурно изображать мачо мог бы его злейший враг ), наслаждаясь его четким ,музыкальным ,даже экспрессивным (чего не ожидала после вялого Хозе) танцем ,не могла сдержать улыбки и ехидства в моментах между. Перейду к трудному для меня - из-за невозможного Хозе и Тореадора в спектакле Наташи 5.08 я не могу назвать этот дебют удачным, в этом спектакле сыграть без парнеров невозможно! Кто-то написал ,что Наташа "не влилась в ансамбль"- И СЛАВА БОГУ !!!,потому что вяло-набожно-интеллектуальной Кармен мир еще не видел и не оценит ,я уверена! Столь странные характеристики Кармен я привожу ,цитируя оправдывавших Константина Зверева , станцевавшего вот такого- ВНИ Хозе! Хозе и в новелле ,и в опере ,и в балете задуман как простой крестьянин ,простой солдат , вполне вероятно ,неграмотный ,влюбившийся против своей воли в дикарку почти , интеллект здесь надо отключить ,а включить подсознание ,токи из низа живота помогут -подскажут КАК это надо танцевать. А если "мачизма" в мужчине мало или слишком подавлены эти естественные животные страсти высоким интеллектом -не браться за эту роль! Это была большая и полная неудача Константина Зверева , которому я с радостью аплодировала в РиДж и других классических партиях. Оценки исполнению Евгения Иванченко кроме "плохо" мне не удается поставить, извините (к счастию ,мое мнение так мало значит ,что могу высказывать его, не опасаясь навредить артисту). В другом "Блудном сыне " очень понравился Максим Зюзин , особенно в первой части балета . Вот интересно мне :специально ли Иван придает такую остросовременную окрашенность своему "Раздолбаю" , попробую сегодня узнать у него лично .Очень-очень славная и интересная у меня получилась нынешняя поездка ,подспудные и усиленно нагнетаемые тревоги развеялись .Уважаемые петербуржцы, Serg_spb и АЮ! Так понятна ваша досада на то, что такой нетипичный и непривычный для чопорной сцены Мариинки Юноша "пришел, увидели, победил" Но ведь все три мальчика, танцевавшие "Блудного сына", в первой части балета были одинаково хороши, хотя и создали очень разные образы. Иван - остро современного Раздолбая Шалопаевича. Максим - более архаично-библейски-обобщенного блудного сына. Владимир - поразил и порадовал высоченными прыжками. Ну а что касается второй части - где требовалась с актера "полная гибель всерьез" - не обессудьте: Ивану это дано с рождения, а Максиму и Владимиру - я верю - удастся постичь это со временем.
Уважаемый obs! Ну где же, где же Вы увидели в еще аггравированной Иваном, утрированно сниженной хореографической лексике Баланчина Спартака?! Это полная противоположность, антипод Спартака получился у Ивана Васильева! Кто-то написал, что не увидел страдания и боли в его Блудном сыне. Наверное, Вы очень высоко располагались в театре. Потому что гримасы страдания и настоящей боли, пронзавшей его тело, когда он вставал на тыльную сторону стопы и падал от настоящего физического страдания, испытываемого им, не заметить было невозможно.
Что же касается предполагаемого кем-то "вспрыгивания" на руки Патриарху - хоть я этого и не увидела, могу понять стремление Ивана помочь "отцу": все-таки он не перышко, как Алина или Наташа. И мне немного жаль, что линия старшего, благочестивого сына совсем отсутствует в этом балете. потому что хореографическими характеристиками наделен здесь только порок.
Еще мне кажется, что было бы лучше, если бы Патриарх все же пробежал несколько шагов навстречу вернувшемуся сыну. Ведь этот нюанс из Евангельской притчи несколько ускользает от восприятия современного ее читателя, но для современников Христа слова о том, что почтенный Патриарх ПОБЕЖАЛ - не просто вышел навстречу непутевому сыну, которого по-хорошему надо бы было проклясть и все, были сами по себе шокирующими. Он ПОБЕЖАЛ - патриархи в том обществе, знаете ли, не бегали (в том числе и потому, что одежды их к тому не располагали). Этот образ еще больше усиливал основную идею, заложенную в повествовании - о прощении, которое не просто дается кающемуся грешнику. Напротив, Отец сам ждет, как бы простить непутевых своих детей, и не просто выходит им навстречу, стоит им лишь попросить прощения, а бежит, презрев все свое несоизмеримое Величие.
Вернуться к началу