Apr 16, 2015 22:42
Иван Грозный 14 и 15 апреля в Большом театре.
"ИВАН ГРОЗНЫЙ "14.04.2015.
Вновь напишу, какой сильный ,цельный, глубокий, философичный спектакль создал Юрий Николаевич Григорович, не могу не восхищаться сколько бы ни смотрела! Вспоминаю гениально решенную сцену смертельного круга ,за грань которого удалось вырваться Курбскому! Как емко рассказана в одной балетной сцене трагедия века. Или сцена болезни Царя , кажется, не пластикой а внятным прекрасным "мхатовским" языком говорят Мария и Иван, настолько боль и страдания и даже желание смерти венценосного страдальца выразил Иван, насколько Маша всю силу любви,преданности, стремления спасти! То ,как она укрепляет его дух и плоть символически выразил ЮНГ знаменательными сценами с клюкой больного ,которую она все время пытается забрать у него ,как символ слабости ,болезни , бессилия...Во все время просмотра не покидало ощущение значительности , не побоюсь пафоса, величия происходящего на сцене. Увидевший(и почувствовавший этот балет) зритель получит представление о времени и характере Грозного царя, несмотря на то, что образ по-балетному схематизирован... Придет время рассказать моим внукам об этом времени ,приведу их сначала на эот спектакль! Ванечка , через два года и через 12-15 -будьте готовы)))!
Вдруг вспомнила свои же впечатления и рецензию годичной давности -все было по-иному в моем восприятии-велика роль личности в истории. Личность Ивана Владимировича совершенно изменила мое восприятие истории Иоанна Васильевича, хотя работать над образом и совершенствовать его предстоит ему еще очень много. В спектакле прошлого года сцены с Иваном Грозным, как ни странно, мне были наименее интересны, ждала их окончания, чтобы вновь погрузиться в органику и наполненность массовых сцен или танцев Курбского. Для меня тогда Денис Родькин абсолютно по-другому раскрылся, и ,безусловно, превзошел Михаила Лобухина танцевально и артистически. Теперь же сцены с Грозным стали равнозначны для меня со сценами Курбского. О как танцевал Артем Овчаренко! Для меня этот образ- его вершина всей работы в БТ! Каждая нота ,каждый акцент в музыке оттанцован и сыгран блестяще, этот былинный богатырь , поистине "князь ты мой прекрасный" поразил именно своей русской органикой, почему-то именно в этот раз я почувствовала особенно сильно ,что это балет о русской истории.
Мария Виноградова - прекрасная Анастасия и ,одновременно, Джульетта. Нет-нет, не корите артистку за неправильное воплощение образа -это просто мои ассоциации от любовного дуэта Анастасии и Царя. Мне даже и в музыке послышались отсылы к партитуре РиДж! Прыжки, как уж мы привыкли ,высоки и полетны, а по лучшему в мире аттитюду )))мне удалось вычислить Марию в череде невест Грозного.
Что я увидела в ИВАНОВОМ ИВАНЕ: чуть идеализацию его героя в начальных сценах- он мягок и человечен излишне (на мой взгляд) до сцены битвы. Не было в биографии Ивана 4-го "дней александровых прекрасного начала", всегда был психопатичен и жесток. Краткие годы его дружбы с кружком молодых прогрессистов того времени(Сильвестр, Адашев, тот же Курбский) не изменили личности деспота. Поэтому ,мне кажется, стоит Ивану внести в первые сцены неожиданно-неоправданной гневливости -похотливости толику( если не возразят ЮНГ и ЮКВ))), жесткость и жестокость должны угадываться с первых сцен, тем более, что очень удачный грим и прическа ,по идее ,долженствовавшие подъизуродовать лицо Ивана ,сделать этого не смогли -грозен .но красив был Царь в этом спектакле. Кстати , в этой прическе Грозного -волосы на прямой пробор и за счет геля максимально распрямлены и обездвижены,Иван вышел и навстречу поклонникам-хааарош необыкновенно.
Танцевальная техника Ивана запредельна , в сцене битвы с казанцами содбаск в три с половиной оборота! Горизонтальные (почти) ассамбле, и масса всего того ,что я назвать не имею знаний , и все вихрем и подряд и одно за одним! Сцена "русской" пляски Царя и Царицы понравилась мне необычайно ,хотя некоторым из безусловных поклонниц Ивана наоборот показалась не совсем удачной...Специально хочу рассказать о впечатлениях не поклонников , а "просто зрителей". Нашим-поклонников- отзывам не стоит уж слишком доверять , ибо пристрастны зело...Алексей Яковлев( всеми уважаемый) и БА-ветеран балетоманского движения с 1943 года))) очень хорошо оценили дебют, потом у артистического входа пристрастно расспрашивала зрителей с большой насмотренностью - и они также расценили первое исполнение Ивана очень высоко ,хотя и претензии у них были. Некоторым из нас (но не мне) показалось невнятным "биение сердец" Ивана и Анастасии-для меня -все идеально в этой сцене. И у меня тоже - надо очень постараться Ванечке снивелировать заложенные самим хореографом элементы "спартаковости" в роли Грозного. Кстати, вернусь к давнему обсуждению якобы самоповторов в балетах ЮНГ- а кто не повторяется ,скажите. Не так уж много я видела балетов одного из кумиров нашего балетоманского сообщества ,но в каждом прозвучала тема "Яблочка" с цыпленком жареным, и вообще по сходным чертам хореографическим мы и определяем автора-авторский стиль на то и существует).
Еще огромное впечатление от сцен с мертвой Анастасией, монолога перед этой сценой ,скоморошьей пляски...да от всего спектакля ,практически!!!
Не очень понравились мне поддержки- их скульптурная красота в "Спартаке" почти обнаженностью героев подчеркивалась , а подробно-одетость в Грозном -мешала.
С радостью сознаю,что у меня в кармане билет на завтрашний спектакль , жду вечера