Духовный кризис. Часть 3

Jun 24, 2013 12:00

Духовные кризисы, происходящие с далекими от духовных практик людьми

Поскольку наша страна очень долго была страной победившего материализма, на слове «духовность» многие люди до сих пор огромным усилием воли удерживаются от того, чтобы схватиться за пистолет. Понятно, как такой человек будет относиться к проявлениям духовности «внутри себя», да? Он их просто не заметит. Человек же большой мастер не замечать в себе нежелательного.

А дальше наступает интересное. Представьте себе, что вы подключаетесь к розетке, не замечая этого. Пока вы то чайник воткнете, то микроволновку, так вроде последствия вполне приятные; но раз вы собственно подключения не замечаете, то когда-нибудь ведь и шпильку туда запихнете. Нечаянно. И будет короткое замыкание.


Проявления этого кризиса описаны впервые ещё Юнгом, и состоят из синхроничностей - знаковых совпадений, которые очевидно не могут быть связаны на примитивном причинно-следственном уровне. Они идут комплексно: болезни, причем не только свои собственные, но и болезни, а то и смерти близких или как-то связанных людей. Перегорающие лампочки, взрывающиеся электроприборы, аварии, пожары, взрывы, затопления вокруг - и всё это не как-то поодиночке, а комплексно, как будто Мироздание встало на дыбы и решило разрушить всё вокруг вас.

Гроф относит этот подвид духовного кризиса к «шаманским кризисам» - и говорит, что это духи выбрали индивида послужить человечеству, поэтому какой-либо причины в самом человеке нет (я специально этот вопрос у него уточняла при встрече). Можно, в принципе, принять это как рабочую гипотезу.

Юнг говорит, что это так проявляется «необходимость индивидуации», и отчего оно именно вот так вот, а не как-нибудь поспокойнее - некоторые живут себе без всякой индивидуации, а у других Мироздание вздыбливается, - тоже не уточняет. Так случается, и всё.

Я, как человек, испорченный каузальностью, со своей стороны всё-таки вижу причинно-следственную зацепку: обычно это происходит с людьми, у которых -
a) довольно широкий врожденный «доступ к розетке», т.е. недуальным состояниям;
b) биографические причины неприятия «духовности»: так, в племенах, где описан шаманский кризис, шаман - отвергаемая профессия, им не хотят быть;
c) период, в который случается этот кризис - когда человек долгое время жил, тратя больше ресурсов, чем восполняет, т.е. за счет той самой пресловутой «розетки», даже о ней не подозревая.

Парадоксальным образом, именно этот подвид духовного кризиса, где человек сам не подозревает о его духовной природе (во всяком случае, поначалу), кажется мне единственным истинно духовным. Прогноз для него звучит типично по-кризисному: «У тех, кто выжил, появляются особые способности, и жизнь приобретает совершенно новое качество».

Оптимистично, правда?
Для тех, кто выжил.

Еще по теме:
Кризис духовный: Три уровня реальности
Кризис духовный: Спровоцированный практиками
Кризис духовный: Неудовлетворенность от практик
Кризис духовный: С далекими от духовности людьми
Кризис духовный: Цитаты Юнга

духовный кризис

Previous post Next post
Up