Click to view
Уже несколько раз по субботам я облачалась в вечерние туалеты спозаранку. Что-то случилось у меня с ритмом жизни, он стал совсем уж каким-то бешенным. Уже почти два месяца к утренним занятиям по английскому, бедный мой преподаватель из Британии, ставший экспертом в области русского балета, добавились лекции в классе театральной критики «Балет и современный танец», кои мне дозволено посещать вольнослушателем. Ну а теперь еще и золотомасочные спектакли по вечерам, пропустить которые нет никаких душевных сил.
Вот и вчера выдалась такая «рядовая» суббота. Утром нарядилась в костюм «аля смокинг». Пополировала языковые навыки на Баррикадной. Понеслась на лекцию на Чистых прудах. Прогулять не было никакой возможности - Татьяна Кузнецова!!! рассказывала о появлении явления «английский балет», к которому, как все уже знают, я сильно неровно дышу. В Бахрушинском музее на 28-е апреля (если не ошибаюсь) намечена лекция Г-жи Кузнецовой на эту же тему, доступная для посещения всем счастливцам, которые успеют купить билеты. НЕ пропустите. Помимо захватывающего рассказа, там будет возможность увидеть уникальные видеоматериалы из коллекции М.А.Смоныдрева. Чего только стоят товарищи Аштон и МакМиллан танцующие дуэтом сестер Золушки.
В организации вчерашней лекции было маленькое, досадное для моего смокинга, обстоятельство. Нам выделили танцевальный класс без мебели. Это было очень атмосферно, конечно, но сидение на полу не пошло на пользу моему театральному туалету. Образ окончательно «замочил» дождик, превратив торжественную укладку в нечто именуемое «остатки былой роскоши».
Но такие мелочи не могли свернуть меня с намеченного пути в Большой театр, где ожидалось балетное событие
- «Дама с камелиями» в рамках фестиваля «Золотая маска», участвующая в двух номинациях «Балет - Современный танец. Лучший спектакль» и «Балет - Современный танец. Лучшая женская роль».
Это была моя четвертая «Дама…» за последний год, вторая со Светланой и Владом. Ранее была зрителем «утренника» с Алиной Кожокару, два раза видела Лаккара и Дино в «черном па-де-де». Представляете мои ожидания…
Обычно в таких случаях велик риск разочарования. Но только не с работами Ноймайера… когда танцуют Светлана… и Влад.
И вот наконец я в зале. Но мельпоменовская фортуна все еще не закончила проверку моей избранности быть награжденной катарсисом. В ряду передо мной появились два длиннотелых почитателя балета, начисто заслонившие сцену. В первые минуты спектакля последовало раздражение от неизбежности выискивать ракурс между головами, затем приобретение в первом антракте подушки «Большой театр» в одноименном магазине. Видимо за стоическое сопротивление всем «вопреки» я стала свидетелем - соучастником, простите за пафос, какой-то магии.
СПЕКТАКЛЬ. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. ВЫДАЮЩИЙСЯ. СОБЫТИЕ.
В чем залог такого успеха?
Первое для меня - гений хореографа. Последний из плеяды Великих, ставящих многоактные шедевры. Перфекционист. Глубочайший, тончайший эрудит - интеллектуал. С чувствительной русской душой. Скурпулезный, внимательный к мельчайшим деталям. Создающий симфонические балеты с непревзойденной красоты дуэтами. Действующий Классик. С фирменным почерком - его неизменный автограф - театр в театре. С феноменальным многообразием хореографических решений массовых сцен, варьирующих от соблюдения строгой симметрии, как на маскараде или балу в 3-м акте, до сложнейших по рисунку, ассиметричных, но уникальной гармонии па-де-аксьенов, как танец друзей Гастона в белом акте.
В чем магия? А в том, что это как хорошая литература, читаемая в сотый раз, но не менее актуальная, и понимаемая по-новому. Вот и вчера у меня было ощущение, что смотрю «Даму с камелиями» впервые. Поразительно, ведь это одна из ранних работ Мастера, но насколько она многомерна. Множество нюансов, целых пластов, таящая в себе множество открытий и удивлений для внимательного зрителя. Эта работа с полным правом уже может быть отнесена к шедеврам мировой классики, отличаемым от прочих целесообразностью бесконечных пересмотров.
Музыка Шопена. Нужны ли комментарии? Оркестр под управлением Павла Сорокина звучал божественно, блистательное исполнение фортепьянной партии Петром Чухновым.
Сценография и костюмы Юргана Розе. Чистое, стильное, не перегруженное пространство и изумительной красоты одежды. Для ключевых дуэтов главных героев - в основном дорогой монохром. Занятно, что «в народе» главные дуэты получили название именно по цвету платья главной героини - синий (фиолетовый) дуэт, белый дуэт, черный дуэт (или чаще черное па-де-де).
ИСПОЛНЕНИЕ.
Светлана. Маргарита Готье. Пронзило с первого акта, с первых мгновений. Нелепо, конечно, описывать это таинство словами… Маргарита Светланы, блистательная, величественная, лучащаяся в окруженная почитателей, но, не понимаю, как это можно сыграть, в то же самое время от нее веяло такой обреченностью, таким щемящим одиночеством, такой глубиной женской мудрости и зрелости, и усталости. Их первый дуэт с Арманом в покоях Маргариты. Она играет, привычно флиртует, когда Арман смотрит на нее. Его взгляд направлен не на нее -и мгновенная смена, опустошение, материнское сочувствие… Сомнение… Тронута отчаянной искренностью мальчика… Надежда… И нет, нельзя, зачем... И снова флирт… И снова, а может быть не поздно?...И Нет, нельзя… И Да... И финальное «Мы увидимся еще?»… «Да…».
Отвлекаясь от сути - мне порой кажется, что балет «Дама с камелиями» это ода стопам балерины. Не могу вспомнить ни один другой спектакль, который хореографией и костюмом так выгодно бы подчеркивал уникальную балетную красоту Светланы.
(Ниже вставлю ссылку на фрагмент опубликованной съемки. Спасибо самоотверженности оператора.)
Владислав Лантратов… Восторг последнего сезона с апофеозом во вчерашнем спектакле. Нам выпала огромная удача. В Большом есть Премьер с уникальным сочетанием выдающейся технической виртуозности и редчайшего драматического дара. Как легко, безусильно были исполнены поддержки! Какой точности, чистоты, амплитуды был танец Влада! Как он продумал, сделал роль актерски. Какими достоверными были длительные молчаливые монологи Армана. Я сидела в 6-м ряду правого партера. Зная сценографию, становится понятно, что я наблюдала работу Влада в непосредственной близости. Так вот, я вчера включилась настолько, что напрочь позабыла, что это условность, что это балет, что я вижу артистов, балетных танцовщиков, а не являюсь свидетелем реальной драмы.
И еще одно открытие - впечатление. Никогда не видела такого сценического прочтения белого па-де-де. Этот акт для меня вообще вчера был как в первый раз. Хочу отметить партнерские качества Влада именно в этом акте. Только вчера (лишь на четвертый поход - просмотр) я осознала, прочувствовала замысел Ноймайера для этого дуэта. Маргарита от поздно, но так остро настигшего счастья буквально парит, летает, становясь совсем уж невесомой. Как полет, как танец Души. И это достигается филигранной техникой и игрой балерины, и сложнейшей работой партнера- танцовщика. Так вот вчера Владислав, мне кажется, сделал невозможное. Белый акт стал чуть ли не доминантой спектакля. Отчасти еще и потому, что никогда ранее он не был так мастерски воплощен.
Можно пытаться вспомнить еще бесконечное число удивительных штрихов. Как пробивает Армана электричеством в черном па-де-де в момент первого прикосновения. Как они случайно встречаются на прогулке уже после расставания, весь мир вокруг исчезает, они видят только друг друга, и это сильнейший беззвучный диалог, он наклоняется за уроненной книгой, а она пытается незаметно, тайком коснуться его волос. С выворачивающей, разрывающей душу безысходностью. Как плачет Арман, читая дневник, с одновременной сценой его написания уходящей Маргаритой. Ее последние шаги, падение, и исчезнувший в то же мгновение световой луч, выделявший ее фигуру, и тишина…. Я только вчера заметила, что между балами, навещая ожидающего Армана, Маргарита вкладывает в книгу спящего героя белый цветок.
ИСПОЛНЕНИЕ НА РАЗРЫВ АОРТЫ
Причем всеми участниками спектакля. И Кристина Кретова в роли Прюданс, и Михаил Лобухин в партии Гастона, и Анна Тихомирова и Семен Чудин в образах Манон и Де Грие, и Виталий Биктимиров - М-сье Дюваль, и бесподобный Вячеслав Лопатин - Граф N создали яркие выпуклые образы и исполнили их чрезвычайно виртуозно.
Что я могу добавить? Что мне очень повезло. Что я благодарна судьбе. Что я видела Великую балерину и Выдающегося танцовщика в уникальном спектакле главного театра. Что я могу испытывать гордость за всю труппу. Что мне дано прожить, прочувствовать, понять.
И это Любовь.
Click to view
Click to view