ЗОЛУШКА. МАМТ. 27.03.2015. Иногда «Лучше меньше - да лучше!»

Mar 30, 2015 00:51

image Click to view



Дмитрий Соболевскй
Валерия Муханова

Цель посещения: ликбез, последний не охваченный вниманием балет в репертуаре Стасика.
Ожидания: минимальные. Балет не на слуху. С бородой. После «Каменного цветка» предполагался аналогичный унылый нафталин.
Впечатление: удивление... от бурлящего, замысловатого, но перенасыщенного коктейля.

Попробую по порядку...
В 1964 году молодой хореограф Олег Виноградов в соавторстве с художником Валерием Левенталем поставил свой первый спектакль - «Золушка» на музыку Прокофьева.
Планы были амбициозные. Творцы задумали действо с ярчайшими декорациями, выразительными костюмами и всем арсеналом движений классического балета. И попытались сделать историю созвучной эталонному воплощению сказки Шварца - фильму 1947 года.

Каких только сценографических решений не насочиняли авторы. Тут и пасторальный сказочный домик с поочередно открывающимися взгляду зрителя внутренними помещениями. Гротескные, облика кукольного домика, покои сестер. Замковая кухня с камином и гигантской оживающей посудой.
Не останется не замеченным визит портного с арсеналом обезличенных манекенов, демонстрирующих бальные наряды посредством характерных танцев.
Сцену Царства фей обрамляют более модерновые декорации, чистотой линий напоминающие стилистику домашнего МАМТовского декоратора Владимира Арефьева.
По "эффектности" ничто не сравнится с чрезмерным колористическим и сомнительным вкусовым роскошеством дворцовых интерьеров, обозначенных нагромождением необычных конструкций с зеркалами, и оттененных задниками с бантами, вензелями и прочим изобилием символов сказочного богатства.
Карета, золотой велосипед короля, костюмы придворных министров с очевидными нарочитыми символами профессии: шляпа - корабль, шляпа - корзина с урожаем, огромный шприц, подзорная труба, и какие-то свитки (тут я не угадала миссию носителя сего одеяния).
Не обойден вниманием обязательный волшебный сад для встречи Золушки и Принца.
Часы в исполнении 12 танцовщиков в шоколадного цвета облегающих трико с капюшонами. Римские цифры на костюмах этой группы я, признаться, ввиду своей близорукости разглядела не сразу. Мучительно гадала, что же это за арт объект в комбинезонах подозрительного цвета скачет по сцене кругами.
Незабываемо решено путешествие в поисках беглянки по странам и весям в сопровождении гвардейцев . И тут, конечно, возникали образы Испании, представшей в предсказуемо красных тонах, с декорациями в стиле Пикассо и костюмами танцовщиков аля фламенко, и таинственного Востока, обозначенного зеленой цветовой гаммой, с непременным атрибутом - гаремными танцовщицами в невесомых прозрачных покровах.
Всего не перечесть. Золушка в платье замарашки, практически все первое действие танцующая в башмаках вида голландских кломпов. Ярчайшие сатирические образы сестер, Злюки и Кривляки, в чулках, корсетах и забавных париках.
Да.Разнообразие костюмов в спектакле по истине поражает воображение, не могу вспомнить ни одного аналогичного примера изобилия.

Хореограф тоже не ударил в грязь лицом, насытив это сценографическое попурри сгустком движения. Нет ни одной не оттанцованной ноты. Весь набор элементов классического балета в ошеломляющей сложности комбинациях. Это не сказка, это «Класс - концерт» Асафа Мессерера, растянутый почти на три часа.
И вот тут надо сказать труппе Стасика «Браво»!. Исполнение этого хореографической "полосы препятствий" было на высоте. Больше всего досталось Золушке Валерии Мухановой, Принцу Дмитрия Соболевского и... кордебалету. Низкий им поклон. Валерия неустанно крутила все известные виды фуэте, Дмитрий два акта практически не выходил из состояния «в каком-то да жете», корда наяривала антраша.
И сделано все это было отчаянно виртуозно!

Но вот что прискорбно - за всем этим сценографически-хореографическим пиром потерялась сама история. Не было в этом действе сказки. Магии чувства не случилось.
Да и музыка с хореографией и сценографией нередко диссонировали.
Парадоксально, но несмотря на нескончаемый сценический калейдоскоп, меня быстро стал настигать сон. Увы, это был не симптом недельной усталости, а банальная скука от созерцаемого.
Потому что яркая картинка надоедает быстро, если в душе отклика не находит.

Не знаю, рекомендовать ли к просмотру этот балет. Скорее... Да!
После новомодных, концептуальных, минималистичных сценографически и скупых хореографически постановок последних лет, «Золушка» в Стасике поражает воображение ретроградским, но тайно обожаемым богатством.
Ведь иногда во время диеты «без соли на пару» так хочется согрешить с кусочком киевского торта с розочками …

Балет, Валерия Муханова, Золушка, Дмитрий Соболевский, МАМТ

Previous post Next post
Up