БАЛЕТЫ ХАНСА ВАН МАНЕНА. ЗОЛОТАЯ МАСКА. 31.03.2015

Apr 05, 2015 17:03

image Click to view



Жизнь бьет ключом. Аврал на работе совпал с золотомасочным марафоном. Очень хочется спать, но нежелание пропустить какое-нибудь стоящее балетное событие пока побеждает.
Начиная с прошедшего вторника, увлеченные балетом люди проводят вместе времени больше, нежели с членами своих семей. И при изобилии впечатлений и событий, категорически не хватает времени описать увиденное. А жаль… Конечно, этот театральный фестиваль уникальная возможность понять и почувствовать дыхание, настроение, динамику развития лучших балетных трупп.
Ранее мы уже насладились московскими номинантами - спектаклями Большого театра «Дама с камелиями» и «Укрощение строптивой».
Следующей вниманию зрителей и жюри свои работы представила Мариинка. Два вечера вся оклобалетная Москва штурмовала стены МАМТа. Удивительно, но даже запах в театре изменился, оба вечера зал, за партер отвечаю, наполнял аромат ванили. У некоторых капельдинеров, это вызвало неприятие и приступы аллергии
31го марта в рамках внеконкурсной программы питерцы показали программу одноактных балетов Ханса ван Манена. Четыре самостоятельных, самостийных произведения - «Адажио Хаммерклавир», «Соло», «Вариации для двух пар» и «Пять танго».
Голландский хореограф, один из столпов, гуру, создавший узнаваемый стиль, основанный на использовании базовых элементов классического балета, отчасти видоизмененных и приправленных модерном. Считающий себя последователем Баланчина, но определяющий собственный хореографический почерк, как пересечение линий придуманных движений, вязи тел с линиями человеческих чувств, эмоций. Не торжество формы - а рассказ об отношениях между людьми, но без жизнеподобия. Индивидуальный способ вербализации чувств.
Историческая, климатическая и архитектурная близость сформировала и идентичность характеров двух северных столиц. Этот факт давал надежду на комфортное существование танцовщиков Мариинки в теле хореографии ван Манена.
Но увы, роман не случился. Танцовщики не вышли за рамки Академического танца, и в их прочтении индивидуальный хореографический почерк не считывался. За исключением последнего, на мой взгляд , наиболее удачно реализовавшего идеи автора одноактника - «Пять танго», мариинцы сильно мучались, исполняя опусы голландского мэтра. «Адажио для клавесина» показался нафталином. На фоне развеваемых ветерком задников цвета морской волны и гальки три пары танцовщиков исполняли замысловатые адажио под музыку Людвига ванн Бетховена. Медленный ритм сыграл злую шутку, исполнение было не чистым и натужным. И особой идеи, чувственности или интересной пластики тоже не наблюдалось. Затем следовала семиминутная вещица «Соло» на музыку Баха, исполняемая тремя танцовщиками. Базовым элементом миниатюры являлись диагонали поочередных вращений в сочетании с элементами модерна, отличающимися характерной "бескостной" пластикой. Предполагаю, по задумке вращения должны были быть стремительными. Здесь даже промелькнула надежда увидеть хореографию «в первоисточнике», один из исполнителей - Ярослав Байбордин, казалось уловил почерк автора, но, увы, не был поддержан своими партнерами по сцене.
«Вариации для двух пар» отличало интересное сценографическое решение, аскетичное, но стильное. Атмосфера ночного клуба была обозначена черными задниками, разбавленными несколькими синими неоновыми линиями. И сам танец, в котором порой угадывались ритмы и движения танго, правда, медленного , северного, голландского такого, показался интересной завораживающей затеей. Но не безусильное исполнение опять свело на нет все надежды поулчить удовлетворение от увиденного.
Самой интересной стала завершающая вечер миниатюра - «Пять танго». Возможно, львиную долю успеха обеспечила будоражащая кровь музыка Астора Пьяцоллы. А может визуализация личных клише - стереотиов о танго - черные рубашки танцовщиков, стильные черно-красные платья танцовщиц, порой слышный стук сердца (контрабас?). И понятная структура - одна танцовщица (блистательная Виктория Терешкина) и несколько обожателей, два соревнующихся в виртуозности исполнителя, феерическое соло Владимира Шклярова с виртуозными, дух захватывающими прыжками с турами (вроде со де басками), и апофеоз - массовый синхронный танец под беспроигрышно выбранный ритм. В некоторых рецензиях прочитала об излишнем академизме, увиденном в исполнении и этого балета. Возможно. Но здесь сумасшедший драйв и страсть снивелировали отступление от стиля ванн Манена.
И все-таки вечер получился интересным. С приятной компенсацией в конце программы.
Несмотря на все, мы, не покидая границ столицы смогли увидеть цвет сильнейшей мировой труппы. А это уже согласитесь не мало…
Продолжение следует…

image Click to view











Мариинский театр, Балеты Ханса ван Манена, Виктория Терешкина, Владимир Шкляров, Золотая маска

Previous post Next post
Up