Click to view
Весь день был соткан из противоречий. Сначала я должна была идти на Спартак 12-го, потом Светлану заменили на мой «рок»- сами знаете кого, ну да, на нее, на Шипулину. Я гневалась и печалилась, и говорила, что вот больше никогда, никогда…, но вскоре нашла возможность обмена моего билета в ближайший партер на 12е на билет в дальний партер на 15-е. Когда договоренность об обмене была подкреплена обещаниями, меня начали терзать смутные сомненья. Пришло осознание, что я все-таки очень хочу увидеть дуэт Спартака и Фригии в исполнении Михаила Лобухина и Нины Капцовой. На ловца и зверь бежит, моя приятельница, которая гневалась значительно сильнее, уступила мне свой билет можно сказать «на люстру». Это место во втором ряду седьмой ложи второго яруса можно охарактеризовать, как преступление против человечности. Оттуда открывается захватывающий вид лишь на правую часть занавеса. Сцену не видно вообще!!! Билет изначально был куплен у перекупщиков за 4000!!! Была готова разрыдаться. Дальше была суета, уговоры капельдинеров пустить на балкон, или на свободное место в другую ложу, которые успехом не увенчались. Короче, впервые в этом Храме культуры я подверглась физическому насилию, а точнее была бита зрительницей из восьмой ложи, которой, по всей видимости, загораживала обзор. Согласитесь, не самые благоприятные вводные для восприятия прекрасного, глубоко погружения и полноценного включения.
Но это Григорович, и несмотря на…
меня накрыло-захватило мгновенно, да с первыми же аккордами. Надо сказать, что зритель я сложный, потому что предвзятый. Для меня хореография Григоровича - это Высшая Лига, она абсолютно гениальна, непревзойденна по сложности, эстетике, драматургии. В Спартаке целых четыре сложнейшие главные партии, причем без какого-либо сокращения, упрощения одних в пользу других. Каждая из этих партий в отдельности могла бы стать основой полноценного балета, зачастую являющего нам всего две-три серьезных вариации главного героя, а в остальном работу кордебалета. Балеты же Григоровича - это танец на грани человеческих возможностей, сочетающий демонстрацию красоты человеческого тела с размышлениями о силе духа. Каждый придуманный образ - шедевр балетного искусства, наделен особой пластикой, узнаваемым рисунком, отражающим характер, мотивы, чувства. Для меня это зрелище магическое, с практически гарантированным катарсисом, сотрясающим тело электричеством и комом в горле. Но, есть и обратная сторона медали, эта хореография весьма насмотрена, и восприятие мое ограничено шаблонами ранее увиденных блистательных исполнительских работ. Итог: я прихожу в театр с четким представлением о том, что хочу увидеть, но, одновременно, испытываю тайное желание удивиться, быть потрясенной, т.е.получить еще большую дозу мельпоменовского наркотика.
Итак, о спектакле же, наконец. Для меня он тоже оказался неровным, наполненным противоречиями.
Спартак: Михаил Лобухин потряс. Я видела Михаила в осеннем СР, тогда он предстал тяжеловатым и грузным, толковали об уходящем прыжке. Потом я видела его Гастона, но там особенно не развернуться. Да, опасения были. НО! Сейчас Лобухин в превосходной форме. Я никогда не слышала интервью с ним, но судя по тому, что он сделал на сцене, это очень умный и глубокий танцовщик. У него сейчас уникальный период, когда он уже понимает, ЧТО танцует, но его нынешние данные позволяют делать это виртуозно. Колоссальный прыжок, полетность, чистота позиций, безусильные поддержки, технически безупречное исполнение. И блестящая, убедительная драматическая работа, его Спартак был яростный, нежный, страстный, терзаемый, истинный герой, не приемлющий насилие и смиренный компромисс. Этот Спартак не был грубым вахлаком, он жертва трагических обстоятельств, принять которые не в силах ввиду особой шкалы ценностей, не предусматривающей приспособленчества и смирения с унижением любимой женщины. Конец предопределен, и даже в минуты счастливых встреч с Фригией ощущается этот нерв. Блестящая актерская работа, без чрезмерного надрыва, театральщины, с множеством «красок и оттенков». И даже во время исполнения сложнейших поддержек не было потери образа.
Ровно такой же восторг вызвала Фригия Нины Капцовой. Для меня Нина сейчас одна из самых интересных балерин Большого. Хрупкая, изящная, с филигранной техникой и привносимой в образы интеллигентностью и проникновенностью. Сильнейшая сцена вчерашнего спектакля - дуэт Спартака и Фригии у палатки. Исполнение этого фрагмента с наисложнейшей хореографией именно как выражения чувств и эмоций, а не мучительного набора невыносимых акробатических трюков, - задача мало кому посильная. Это проверка на состоятельность артиста как исполнителя хореографии Григоровича, своеобразный билет в высшую балетную касту. Так вот вчера был показан мастер-класс! Бесподобно!
А вот относительно второй пары главных героев впечатления неоднозначные.
Эгина. Я считаю эту партию самым ярким хореографическим шедевром спектакля. Моих эпистолярных способностей не хватит описать сочность, яркость, характерность рожденного Григоровичем рисунка этого образа. Танец невероятной манкости, написанный не широкими мазками, но тонкой кистью. Самое любимое. Так вот, вчера мне были предъявлены две Эгины. Первое действие никаких особых взлетов или провалов не подарило, и на том спасибо. Во втором действии я мучительно пыталась узреть в танце Шипулиной так любимую мной пластику этой роли. В монологе все было исполнено чисто, но неинтересно, эффект обманутых ожиданий. Но это не сильно разрушало восприятие, я все еще была включена. До… До дуэта Красса и Эгины. Меня можно, разумеется, обвинить в предвзятости. Но во всех последних спектаклях с Екатериной была идентичная история. Все замечательно, ну или неплохо, до поддержек. А потом… Я видела Манон в ДсК заваливающей Де Грие Скворцова на задник, шатающегося Люсьена Лантратова под тяжестью Флорины Шипулиной, закрывала глаза в ЛоЛ в момент самой эффектной поддержки («свечка»??? в последнем действии, балерина держится за пояс), когда Ферхад Родькина еле удержал равновесие с взгромождавшейся Мехмене Шипулиной. Поэтому, когда только начался дуэт Красса и Эгины, внутри екнуло. Серия поддержек была исполнена грязно, Красс Александра Волчкова напряженно готовился к прыжкам неминиатюрной балерины, все было разбалансировано, тяжело. Поддержка, когда Красс проносит Эгину была эстетически непрезентабельна, исполнена с покачиваниями, не торжество женской победы, а какая-то раскоряка. Моя соседка по ложе в бельэтаже, куда мне удалось переместиться благодаря несказанной удаче и любви подруг, причитала: «Бедный парень!». Когда все-таки произошел срыв, сидевшие позади англичане вскрикнули. Интересно, когда же прекратятся эти удручающие эксперименты, когда какой-нибудь танцовщик все-таки получит травму спины? В общем, одно расстройство. Второй антракт был окрашен разочарованием. Ткань спектакля была надорвана.
Началось третье действие. И вдруг появилась «другая» Эгина. С невероятной энергетикой, магнетизмом, обольстительная, яркая, роковая. Сцена Разложения была исполнена гениально. Вообще, в третьем действии все срослось. Последний акт это хореографический пир, сильнейший по эмоциональному воздействию. Браво!
Да, я почти ничего не сказала про Красса. На мой взгляд, образ Красса у Волчкова не получился. Допускаю, что это личные тараканы. До сих пор перед глазами стоит Красс Зеленского, запредельно страстный и с невероятной харизмой. Возможно, это наложило отпечаток, и вчерашний Красс поэтому был для меня невыразителен. Технически все было очень достойно, но неинтересно. Пресно. И поэтому и сцены их противостояния со Спартаком не вдавливали в кресло, как это случалось со мной ранее. Для меня Красс и Спартак - антиподы, объединяемые лишь силой личности. Зеркальное отражение добра и зла. Но вчера зло сильно проигрывало добру, и в такой интерпретации, развязка смотрелась несколько нелогично. Но я допускаю, что это я не смогла абстрагироваться от поразившего в прошлом образа, и не разглядела иной трактовки. Надеюсь повторить…
А как резюме - что и говорить…
Спартак в БОЛЬШОМ - это ПРЕКРАСНО!
Всего три Спартака за год это дико, непростительно, преступно мало…
Спартак - величайшее достижение балетного искусства…,
и продолжение следует… впереди воскресный Спартак