Кавказ 2022, день 3. Джилы-су

Dec 23, 2022 06:48

Продолжение. Предыдущая часть здесь.

Я уже говорила о том, что путешествие творит себя само, и выбор попутчика - это часть моего со-творчества. С одной стороны, я взяла большую часть организации на себя, как человек бывалый и знающий места, с другой - Ира, которая ни разу в жизни не была на Кавказе, высказывала свои пожелания и вносила предложения, а я оставила достаточно свободного места для маневров. Так мы оказались в Джилы-су.

Думаю, что если бы я поехала одна, я бы больше шарилась по городам: я бы обошла вдоль и поперек Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки и Железноводск (в последние два с детства не заезжала), но мне бы и в голову не пришло взять организованный тур куда-то далеко. А Ира как раз очень хотела посмотреть на Эльбрус вблизи, и мы пошли гуглить "туры в Приэльбрусье".

Одной из первых ссылок нам показали вот это, а потом мы еще проявили достаточно упорства, разглядывая страничку на протяжении двух дней, чтобы их алгоритмы среагировали на нас и прислали в почту промокод со скидкой 5%. Начитались отзывов и поехали. Не пожалели.

Тур в мини-группе на машине типа джип или патриот, то есть сидеть там было довольно комфортно. Шестеро человек плюс водитель. Стоит это удовольствие порядка 2000/чел за день плюс 200 рублей сборов за въезды в заповедники. Я считаю, что за экскурсию, на которой тебя весь день возит человек-Виталий, великолепный гид и предупредительный красавец, который фонтанирует потрясающими байками и фактами обо всем на свете, это просто подарочная цена. Если надумаете ехать на Кавказ, конкретно эту экскурсию очень рекомендую. Причем, в любое время года. Я теперь представляю, как там весной и летом (судя по фото, они там сусликов кормят!!!). Единственное, что зимой дорога может местами покрыться льдом, и тогда есть риск, что гид развернет машину и скажет "дальше не судьба". Но нам повезло.

Итак, от Кисловодска мы отъехали в семь утра и почти немедленно начали ржать.
Лирическое отступление.
Я уже писала о том, что не знала, как мне будет с Ирой, и имела закономерные опасения насчет путешествия с начальством. И насчет того, что буду скучать по Соне и все сравнивать с тем, как было или как было бы.
Скучала и скучаю - не вопрос, но в остальном я с радостью увидела, что ничего не сравниваю вообще и все происходящее воспринимаю как само по себе. Это было здорово. С Ирой мне оказалось чрезвычайно хорошо, лучше, чем я ожидала. Она легка на подъем, у нас с ней совпадают скорость восприятия реальности (это круто в путешествии) и движения, плюс/минус совпадает физическая выносливость и даже плюс/минус удобно сочетаются режимы дня. Она не стала (и вряд ли станет) мне близким другом, и я не стану углубляться в эту тему, но оказалось, что комфортно путешествовать и взаимодействовать (и хохотать!) можно не только с близким другом. А смех - это для меня важный признак комфорта в общении с человеком. У меня был опыт поездок с людьми с неконгруэнтным мне чувством юмора, и это сразу важный маркер "невер эгейн".
В общем, с Ирой мы начали ржать немедленно, как погрузились на свое заднее сидение "патриота". Гид Виталий еще разглядеть нас не успел толком (выезжали затемно), как уже окрестил "боевыми девочками из Питера".

На плато Шаджатмаз (я выучила!) был рассвет с видом на Эльбрус, Кисловодскую горную станцию и (обратно) Бештау и Машук. Виталий постоянно рассказывал легенды, знаете, вроде того, как кто-то кого-то полюбил, сражался, пронзил, разрубил, и от этого получились такие-то и такие-то горы. Но вот смотришь на то, как Эльбрус возвышается над всеми остальными, и понимаешь, почему он богатырь.

Мы ехали по дороге, которая входит в десятку красивейших дорог России. Ее закончили строить в 2008 году, а до того здесь была грунтовка, по которой гоняли экстремалы, по словам гида (я потом маме рассказала, она подтвердила: было дело, гоняли. На мотоцикле). Дорога ведет то вверх, то вниз, перепад высот постоянный на 1000 и больше метров, ушли закладывает. С погодой нас сказочно повезло: был солнечный день. На пути сделали несколько остановок в специальных местах "с видами", и никакого раздражения "постановочные" фотосессии не вызывали, даже фото в дурацких шапках на память порадовали. Вообще весь день провести с Эльбрусом, который то показывается почти вплотную, то снова прячется, - это особенное удовольствие. Ты понимаешь, что у тебя уже память телефона им забита, как фотографиями любимого котика, а рука все равно снова тянется снимать и снимать.

Джилы-су - это такое место в Приэльбрусье с нарзанами и водопадами. Там раньше была более цивильная площадка с дорожками и табличками, а потом сошла сель, и теперь там все немного раздолбанное и дикое. Но симпатичное.

Дачка какого-то мэра. Место посреди нигде: ни связи, ни еды, зато нарзаны и чистейший воздух.

Скалы "зубы дракона" вулканического происхождения.

Вообще мысль о том, что Эльбрус - вулкан, который спит и может проснуться завтра или через тысячу лет, мне в голову не приходила.

А у одного водопада к нам вышел кот! Было счастье.

Туалеты. Многие без дверок, зато с видом.

Очень странно передвигаться на высоте 2000 с лишним метров. Там то ли 2400, то ли 2500. Я, например, рванула вперед по склону, как я привыкла, а дыхалки не хватает и ноги еле от земли отрываются, как будто там гравитация другая. Бродили там, гид дал время погулять и купнуться в нарзанной ванне. Источников там много разных с простыми названиями вроде "глазной", "кишечный", "почечный" и так далее. Жалко, что глазной на зиму замерзает, гид рассказал, что от него зрение прям моментально проясняется, как от капелек глазных. На кишечный мы налегать не рискнули. :)

Фото "найди Иру":

Глоток виски помог решиться раздеться и залезть в нарзанную ванну:

А ванна - это особое приключение. Раздевалка общая для всех, летом там есть четкое расписание "женского" и "мужского" времени. Ванна называется газовой, потому что прямо тебе под ноги из земли выходят пузырьки углекислоты и щекочут, а самое странное ощущение случается, если вздумаешь присесть и опустить лицо ближе к воде. Делать это надо, закрыв рот и глаза, потому что иначе газ сильно щиплет, и вдыхать его крайне неприятно. Я случайно вдохнула, и это было буэ. Вода теплая, когда с мороза заходишь, холодно только переодеваться, а в самой купальне тепло. Запах престранный. Но люди едут сюда и живут неделями неподалеку, чтобы пить нарзаны и купаться, потому что считается, что тут живая сила Земли нереально целебная. Мощь тут, конечно, чувствуется особая. Не такая, как в нарзанных галереях внизу, с прирученными нарзанами в краниках.

Вот тут, например, еще есть рассказ про Джилы-су с фотографиями.

На этой экскурсии мы довольно много ходили, остановок было немало, и иногда шли куда-то круто вверх или вниз по живописным тропкам, чтобы полюбоваться водопадами. Но особенной физической подготовки не нужно, и требования к одежде и обуви минимальные, это не горный поход все же.

На обратном пути нас отвезли в Долину Нарзанов, и это было единственное, что нам не очень понравилось. По контрасту с безлюдными местами в горах долина оглушила толпами, музыкой и очередями за едой. Это экопарк с платным въездом, из развлечений там предлагаются покатушки с горки на ватрушках (горка деревянная, не снежная) - тюбинг, прогулки по экотропе вдоль реки (мы прошлись немного: живописно, но очень много людей) и кавказский фастфуд (хычины, чебуреки, шашлыки и пр) на огромном фуд-корте с очередями, где заказы объявляют по громкой связи. Гид говорит, это довольно популярное место среди кисловодских жителей: ехать недолго, можно снять домик у реки и провести тут выходные. Мы как-то скептически отнеслись к идее отдыхать в такой толпе, но потом увидели, что всем вокруг действительно в кайф там и есть, и гулять. При нас на фуд-корт было застолье, где толпа кавказских мужчин что-то праздновали и пели душевные песни. Это был нам настоящий подарок, заслушались, хлопали, хотелось пританцовывать. :)

Обратно в Кисловодск вернулись еще засветло, между 16 и 17. Нам почему-то сильно захотелось глинтвейна и сладкого, а мне не пришло в голову ничего ближе "Чайного домика" в парке наверху, так что мы немедленно полезли снова в гору. Пока лезли, стемнело. В "Чайном домике" мы насмешили официанта: сначала я долго-долго перечисляла заказ (глинтвейн, кофе, десерт такой, десерт сякой, и я еще подумаю про наполеон), официант записал и хотел отойти, как Ира возмутилась:
- Я еще не заказала! - И повторила примерно такое же количество всего. У мальчика поползли брови вверх, но мы сказали, что только слезли с Эльбруса (что почти не вранье), и он обрадовался.
Ну, мы объелись пироженками.
Но оно того стоило.
Как с горы вниз скатились - помню плохо. :)

Оставалась последняя ночь и последний (подарочный, потому что обратный рейс нам тоже перенесли с утра на вечер) день.