Кавказ 2022, день 4. Кисловодск.

Dec 26, 2022 22:05

День ноль-один.
День два.
День три.

Подарочный или "обменный" день (мы должны были прилететь в среду днем и улететь в воскресенье днем, но нам поменяли и прилет, и вылет, так что вышло то на то и даже лучше).



В общем, это был наш "резиновый" день.
Почему резиновый?
Потому что предыдущие три дня мы носились сайгаками, приговаривая на любую идею, которая приходила в голову в связи с Кисловодском:
- А это мы сделаем в воскресенье, когда никуда не будем спешить.

Потом мы осознали количество планов на воскресенье и решили просто расслабиться. Бродить, куда бродится, и делать, что делается.

Утром я решила расстаться с Ирой на часок, чтобы пообщаться с городом тет-а-тет. Соня всегда знает, что мне надо куда-то срулить в одиночестве.
Ира теперь вот тоже знает.
Я надела красивое платье, чтобы а) буквально сходить с городом на свидание (это же все-таки курорт! Баден-Баден!) и б) обезопасить себя от воплощения идей вроде "а влезу-ка я через бурелом воон на ту гору".





На горе я себя обнаружила достаточно быстро. Уже минут через двадцать после того, как вышла из дома. Кисловодск так устроен: куда ни пойдешь, почти непременно будет гора. Взошла я на нее довольно цивильно, а вот скатывалась через бурелом под вопросительное гавкание бродячих собак. Люблю, умею, практикую. В платье.







Люблю улочки старого Кисловодска в центре.













У нарзанной галереи довольно хитрый режим работы. Нужно ловить моменты, когда она открыта, ну или просто знать расписание. Я опять все забыла, но успела заскочить на пять минут до закрытия на перерыв, чтобы выпить пару стаканчиков любимого сульфатного. :)
Стаканчик стоит 5 рублей, и они в разные периоды разного дизайна. Красивые.







В Кисловодске стали появляться "хипстерские" завтраки. Теперь можно съесть не только лишь кебаб с хачапури, но и пашот с шакшукой.





После завтрака мы решили - что? Правильно, лезть на следующую гору.

Друг Соня, ты бы нами гордилась.
С первого вечера Ире мерещился на горе над центром какой-то белый крест.
Я говорю "мерещился", потому что два вечера я была уверена в том, что знаю город как свои пять пальцев и нет там никакого креста и вообще. А потом я надела очки, и мне стало неловко.
Крест действительно был, и стоял он интересно на краю горы аккурат над нарзанной галереей. И нам стало ужасно интересно, как туда попадают и что там такое. Так что часть воскресенья мы посвятили тому, чтобы взять штурмом гору и странную территорию на ней. Лезли через какие-то заброшки по водосточным желобам. Пробирались за гаражами. Наконец, пошли цивильно по дороге, уперлись в закрытые ворота и от досады в них протиснулись.









В общем, проникли на закрытую территорию, где было тихо, красиво, солнечно, сосново и безлюдно. Действительно, там стоял памятный каменный крест, а от него открывался вид на город. А потом мы решили выбраться через другие ворота, где сидел охранник. В общем, оказалось, что это был закрытый пансионат, а мы разжалобили охранника тем, что проникли на территорию "случайно".
Я же в платье! Выгляжу очень прилично. Разве может барышня из 19 века лазать по оврагам и протискиваться в запертые ворота?

Сходили в музей Шаляпина. Он крошечный, изящный, как винтажная шкатулка с украшениями. Особенно там хорошо в солнечный день, потому что витражи.













Мне очень понравилась традиция вышивать на скатерти реальные отзывы гостей музея. Тут вышиты отзывы Ельцина, Льва Лещенко и пр.







Любимые блюда Шаляпина. Мы разделяем!



У меня дома в спальне похожее покрывало!



Музей Солженицына внезапно. Оказывается, в детстве он жил в этом доме.



Потом куда-то пошли вверх, где-то свернули, и там с нами случилось потрясающее.
А именно проспект Ленина.



















Еще от нашего гида в Приэльбрусье мы слышали о том, что за Кисловодск "взялись" и Валентина Матвиенко лично вкладывает в него большие деньги. Строят новые дороги, расчищают какое-то озеро и территорию возле. В общем, врать не буду и пересказывать все, что не помню, не стану, но перемены видно невооруженным взглядом. Колдобины, по которым мы с Соней гуляли два года назад, стали прекрасными пешеходными улочками. Не все, конечно, большая часть центра по-прежнему печальна. Про не-центр тоже молчу. Но сколько же сделано! Прогулочная зона с площадками, статуями, отреставрированные фасады пансионатов, новые здания. Такая красота! Честное слово, я видела сама кое-что из категории "было/стало", и мне очень понравилось то, что я увидела.

Времени оставалось совершить набег на обед и сувениры.

Ресторан "Комбинат" люблю верно с осени 2020 года.





Кстати, я об этом еще не написала, а ведь вкусовые предпочтения и привычки попутчика в путешествии для меня тоже важны. И вот, с Ирой оказалось очень комфортно выбирать и есть еду. Мы, как и с Соней, могли брать кучу всего пополам и вместе восхищаться поедаемым.

А потом мы уехали.

В этот день было плюс семнадцать. Плюс семнадцать в декабре, Карл! И город залит небесным светом, и свет этот мягкий, и тени от него нежные, и все вокруг щебечет и поет, кабута весна. А мы едем на такси по равнине между горами, оборачиваемся, а там - закат.
И Эльбрус пришел нас проводить. Правда, был такой миг на трассе, когда все они будто выстроились для нас вокруг: и Бештау и Машук с одной стороны, и богатырь Эльбрус - с другой. И небо розовое. И я опять не знаю, как уезжать от этой земли, и зачем я всю жизнь уезжаю от гор. Самолет еще взлетал, а я уже пыталась придумать, как поскорее вернуться.

Такие четыре дня в сердце зимы и ночи. Хорошо, что это было и есть.

Так странно теперь выйти на работу и понимать, что Ира не стала мне сильно ближе, и что это и не было целью или обязательным условием. Нам просто было сказочно удобно и хорошо вместе в путешествии, нам продолжает быть хорошо и удобно на работе.
Интересный опыт. Спасибо за него!

Кисловодск, конечно, дом и сердце. Как же я его люблю. Хочу обратно весной.

другие города, мир вокруг, люди, Кавказ

Previous post Next post
Up