Свобода с Богом

Jul 18, 2015 01:05

Продолжаю публиковать статьи с сайта Если так и не приведу его в порядок, то статьи останутся здесь, в моём блоге в ЖЖ.

Статья, которую сегодня размещаю, называется "Улыбка Бога". Я хочу сказать об одном ключевом моменте, о том, что меня побудило тогда, в 2013 году, изменить кардинально отношение к православию. Связан этот ключевой момент с лекциями известного православного миссионера, диакона Андрея Кураева. Сумел о. Андрей узреть то, что мне лично было совершенно непонятно, а точнее, с христианством, и тем более - с православием уж никак не связывалось. Зерно проросло довольно-таки быстро - возможно, излишне быстро - потому что мне хорошо понятна эта идея. Свобода с Богом.

Для о. Андрея эта идея - сокровенная, что ли... У меня создалось такое впечатление, по его лекциям. Что-то очень важное для него. По тому, как он говорит на эту тему. Это очень тонко. Искренне. И это ощущение свободы о. Андрей умеет передать. Чувствуется, что он живёт этим; для него это не слова.

Человек как служитель. Человек, который служит Богу - действительно, свободен, уже потому, что ни от каких земных, материальных благ, по большому счёту, не зависит. Бог - на первом месте. Взаимоотношения с Богом - важнее, чем любые земные дела, и успех. Это не то, чтобы вырывает из пут материального мира и социума, но - меняет отношение ко всему земному - это точно. Когда, правда, так - это свобода. Да.

Улыбка Бога

Каких людей мне давал Господь Бог, несмотря на моё противление православию

Вначале православие было для меня сплошной чёрной полосой в истории и современности. В основном, я держалась на расстоянии - вообще от христианства, но особенно - от православия. Лицом православия для меня были - злые бабки в церкви; суеверные, недалёкие, туповатые, при этом - агрессивные люди, навязывающие "свою веру"; косная система, не терпящая разномыслия, не говоря уж о свободе; абсурдное представление о мире, в которое "уверовать" никак невозможно человеку, если ему не чужда хотя бы толика здравого смысла. Всё перечисленное - было для меня своего рода визитной карточкой православия. Так, наверное, и оставалось бы; если бы на моём горизонте не появлялись периодически православные верующие, которые были ИСКЛЮЧЕНИЕМ из этого правила, то есть в сложившуюся у меня картину "христианского жития" и образ "воцерковлённого человека" совершенно не вписывались.

Махнач

Первым таким ИСКЛЮЧЕНИЕМ стал Владимир Махнач. О нём я уже довольно много писала... Он первый, кто достаточно внятно изложил догматы веры - так, что в них стал виден некий смысл, а не только сплошное "мракобесие". К тому же, высокая образованность и интеллект Махнача - всё это исключало сравнение его со "злыми бабками в церкви" или "туповатыми недалёкими людьми". Вера Махнача была, по крайней мере, красивой... Хотя я её тогда не приняла, но она мне понравилась. Горячая, пламенная вера, стремление... И эта вера - во Христа. Пусть даже Махнач был чудаковат, и с праздником Жён Мироносиц девушек поздравлял, принципиально игнорируя 8 марта. Пусть даже кое-что в его убеждениях отталкивало - например, то, что он отстаивал ПРИНЦИПИАЛЬНО необходимость порки детей, и замечал иронично, мол, "тогда (в царское время - О.А.) по доктору Споку не воспитывали..." Да. Это отталкивало. Однако не затмевало главное. И этот образ ДРУГОГО ВЕРУЮЩЕГО (отличного от злых или "неграмотных бабушек") остался в памяти, хотя и сама вера не была мною тогда принята.

"Монах в поезде"

Вторым ИСКЛЮЧЕНИЕМ стал "монах в поезде". Эта встреча была совершенно случайной и в общем-то, мимолётной. Она ограничивалась несколькими часами поездки. На тот момент, эта встреча не показалась чем-то значимым, поскольку православие меня не интересовало вовсе. Дело было так. Я ехала в Петербург. И вот, посчастливилось нам (мне и моим соседям) оказаться в одном купе с монахом. Возможно, он священник... Я и сейчас не настолько разбираюсь в тонкостях. Этот человек одет был в рясу. По дороге он рассказывал, по чьему благословению он принял священство (или монашество?). Его рассказа я не очень помню - он называл имена, монастыри... Но тогда я была весьма далека от церковного мира; и поэтому, к сожалению, не очень внимательно слушала, и мало что запомнила из рассказа "монаха в поезде" . Запомнилось совсем другое. Можно сказать, то, как он себя вёл - внимательно, предупредительно, с добротой к людям; и вместе с тем - просто, как-то скромно, очень сдержанно. Нисколько не навязчиво (ни в плане "проповеди веры"; ни в плане - заботы о людях). Так, просто: "Да - да, нет - нет...". Самое главное - это Свет. Свет, который от него исходил. Вот что запомнилось. При всей простоте его поведения, действий. При том, что он не говорил ничего особенного. Да! Он мне задал один очень хороший вопрос... Простой, но прямо - "в точку".

Политик Андрей Савельев

С председателем партии "Великая Россия" Андреем Савельевым я познакомилась потому, что вспомнила про Махнача (через несколько лет после того, как Махнач уже ушёл). Меня потрясло известие о смерти Махнача; однако не сразу стало побудительным мотивам для каких-либо действий. И только три года спустя кое-что заставило меня вернуться к лекциям Махнача, к его знаниям по истории России, которыми он щедро делился. Хотя уже невозможно было увидеть Махнача лично. Я стала искать его учеников. И нашла. Андрея Савельева. Он стал третьим ИСКЛЮЧЕНИЕМ. Андрей Савельев - верующий, православный христианин; и, тем не менее, в отличие от большинства других православных верующих, он сразу вызвал уважение и симпатию. Уважение вызвали его монархические взгляды. Одна из первых передач с участием Андрея Савельева, которую я посмотрела - была именно такой; он отстаивал монархическую позицию. Мне это сразу понравилось. Человек, который последовательно отстаивает монархическую позицию - способен к служению, преданности. Это человек чести. Благородный человек. Плюс к тому, Андрей Савельев - умный и довольно хорошо образованный. Так, он стал ещё одним православным христианином, вызывающим уважение. Ещё одним ИСКЛЮЧЕНИЕМ.

"Толстый диакон" Андрей Кураев

Отец Андрей Кураев сам себя как-то назвал, в интервью, публично - "толстым диаконом", поэтому я тоже - дерзну. Мне нравится этот эпитет - "толстый диакон"; для меня в нём нет никакого небрежения, а даже - наоборот. Так вот, отец Андрей Кураев не просто стал четвёртым ИСКЛЮЧЕНИЕМ, а он меня привёл в православие; в основном - посредством проповедей и лекций по богословию.

Есть две идеи, из проповедей отца Андрея, которые для меня стали ключевыми (именно - для принятия решения о крещении в православную веру).

Первая идея. Поскольку Бог - Творец - материального мира, человека...; настоящая свобода (преодоление границ материального мира) возможна только - с Богом-Творцом. Никакие другие представления о мире к такой свободе не приведут - ни оккультные, ни языческие, ни буддистские, ни, тем более - материалистические (научный материализм, атеизм). Оккультные не приведут, потому что там, центральная идея - единение человека с миром, природой; эта философия приводит, скорее, к обратному. Язычество - это, в том или ином варианте, поклонение силам природы. В буддизме, хотя вроде бы и ставится именно такая цель - преодоление границ материального мира, освобождение от желаний, страстей; однако сам этот путь - в пустоту. И, наконец, безбожный "научный материализм", по определнию, не приводит к свободе, потому что и не мыслит ни мира, ни человека вне материи и за её границами. Хотя, всё-таки очень мало таких "материалистов". Мало таких людей, у которых совсем отсутствует чувство "высшего измерения", выходящего за границы материального, "вне-реального"; Бога...

Вторая идея. Христос как раз и выполняет ту роль, которую приписывают в оккультизме "Учителям человечества". Это - не напрямую из лекций отца Андрея (он вообще ничего хорошего в оккультизме обычно не находит, поэтому вряд ли бы он так сказал); но это следует из некоторых его рассуждений. Не буду здесь подробно останавливаться на этом вопросе. Идеи можно найти в тех лекциях о. Андрея, где он сравнивает традиционное восточное мировоззрение (скажем, индуистское) и западное. И, в частности, отвечает на вопрос - "Почему их (индусов) никак не обрадует ещё одна, а, тем более, несколько инкарнаций; а западного человека, наоборот, обрадует?" Так вот, именно эта цель достигается во Христе - свобода от пут материального мира. Хотя терминология не христианская, но, по сути, это то , что происходит. Освободиться от пут материально мира - это, в частности, вырваться из цепочки причинно-следственных связей (то есть "кармы"). Это как раз то, ради чего в оккультизме призывают "искать Учителя", "искать путь", или "заслужить встречи с высоким Учителем, создавая причины своими действиями, служением и т.д.". Именно эта цель и достигается принятием Христа (как Спасителя). В то же время, принятие Христа никак не противоречит идее служения.

Это две идеи, которые побудили меня вначале - рассматривать всерьёз, а затем - принять православие.

В заключение

Между этими встречами - годы.
Махнача я впервые увидела, кажется, в 1989 году, когда ещё училось в школе; хотя догматы веры он поведал несколько позже.

Встреча с "монахом в поезде" - это примерно 2008 или 2009 год. Я обращалась к Евангелию, но православие меня не интересовало. А тот человек - он как будто "сошёл со страниц Евангелия".

С Андреем Савельевым и его партией я познакомилась в 2011 году. Мы всерьёз поругались именно - из-за православия. Я считаю, что это неплохо - поссориться всерьёз не из-за чего-нибудь, а из-за веры.

К лекциям диакона Андрея Кураева я начала прислушиваться и вовсе недавно - это примерно октябрь-ноябрь 2013 года; и стала читать его книги. О книгах о. Андрея с критикой оккультизма, не помню, когда точно узнала, но уже довольно-таки давно. Но какое мне было дело до того, что пишет православный...
-----------------------
24.02.2014

* * *
Оригинал:
http://olgaafanasjeva.ru/ulibka

* * *
Мечта о монашестве






Бог, сайт, монашество, христианство, свобода, Андрей Савельев, православие, мысли, Андрей Кураев

Previous post Next post
Up