Соло на бамбуковом катамаране через Андаманское море. Симиланы -Малый Андаман - Южный Андаман

Aug 18, 2015 00:05



Побег
               12 - 13.02.2015.

Четверг, на 11 назначено очередное собеседование. Чувствую себя не важно и морально и физически. Понятно, что надо «ускорить» процесс. За время ареста в Вандоре и болтания по инстанциям в Порт-Блэре приобрел много друзей и знакомых. Каждый день на улице ко мне подходили знакомые и не знакомые люди, говорили, что знают о моих проблемах, выражали сочувствие. Некоторые давали советы. Главный совет - идти к самому высокому начальству и просить ускорить и разрешить мои проблемы. Причем, не важно какого сорта начальник - главное повыше, чтобы он позвонил кому-нибудь и дал команду. Тогда бюрократы зашевелятся. Мне уже написали телефоны губернатора и главного полицейского Андаман.

Я сидел в кафе и, не торопясь, завтракал парадой, выжидая время, чтобы в очередной раз идти в таможню. Я уже решил, что если и сегодня перспективы не замаячат, то буду переходить к более активным действиям. Я как раз думал с кого лучше начать: с губернатора или с главного полицая, когда ко мне обратились два незнакомых индуса. Один выглядел обычно, второй - побогаче. Они спросили, не возражаю ли я, если они присядут за мой столик (не возражаю), и тот, что побогаче сразу взял быка за рога.

Он сказал, что зовут его Майкл, приехал из Мумбая на курорт, что второй парень его гид, и этот гид рассказал ему о моих проблемах (похоже - я уже стал одной из достопримечательностей Порт-Блэра). Майкл предложил немедленно идти в приемную к какому-то влиятельному человеку, тем более что у него тоже есть к нему какое-то дело. Я решил не противиться судьбе, хотя до начала очередного «собеседования» оставалось минут 40. Мы добрались до какого-то офиса. Табличка на двери сообщала, что это приемная какой-то партии с длинным названием. «Самого главного» на месте не было, был только зам. Зам выслушал Майкла, поудивлялся и предложил подождать часок. На часах было как раз 11 часов и я, сославшись на таможню, пообещал прийти попозже. В блокноте у меня осталось еще несколько телефонов: Кульдипа Райшема (самого главного), его заместителя, и Майкла. Майкл пообещал мне отдать индийскую СИМку.

На допросе ничего нового не произошло - обычная тягомотина. На просьбу ускорить процесс зам разразился гневным монологом, плавно переходящим в истерику. Главный сюрприз ждал меня в конце разговора: следующее «собеседование назначено аж на понедельник. Так же мне вручили бумагу, в соответствии с которой, и под угрозой наказаний таких-то я обязан оставаться в своем отеле и явиться на допрос обязательно. Бумагу я подписал, но выходил из кабинета с четким пониманием, что понедельника ждать не буду, а буду переходить в «контратаку». Прямым ходом я направился в приемную знакомого партийца.

Визитку с названием партии и полным именем главы ее Андаманского отделения я потерял. Кульдип был уже на месте и про меня уже знал. Я рассказал ему, что я спортсмен из России, что залип в бюрократических дебрях, что хочу домой и прошу его помощи. Коротко пересказал свою «легенду». Кульдип немного удивился, что я обращаюсь именно к нему, но был явно польщен свидетельством своей популярности. Он выразил готовность помочь и тут же начал куда-то звонить. Дозвониться не удалось. Кульдип спросил, где я живу, и предложил подвезти. Судя по тому, как у прохожих отвисали челюсти, когда я прощался с Кульдипом около геста, человек он действительно известный. Как только я вошел в комнату, прибежал хозяин геста и стал расспрашивать меня, что за дела у меня с Кульдипом. Я сказал, что он помогает мне решить мои проблемы, и поинтересовался в свою очередь, действительно ли это влиятельный человек. Хозяин подтвердил, что это глава местного отделения ведущей индийской партии и человек очень известный и влиятельный. «Все его знают». Договорить мы не успели. Прибежал водитель Кульдипа и позвал меня обратно в машину. Кульдип дозвонился до капитана порта и предложил немедленно ехать в PMB офис.

Мы прямиком направились к заму капитана порта, который сразу стал ласковым и дружелюбным. Вместе с ним мы отправились к капитану порта, несмотря на то, что у того в кабинете было несколько человек, судя по всему работников порта. Разговор почти сразу перешел на хинди, но общий смысл мне был понятен. Капитан порта готов бы и помочь, но непонятно, как оформить катамаран. Нужно оформлять клиренс, а это дело таможни. «Списать» катамаран они не соглашались. Дело в таможне уже завели, и «не заметить» катамаран уже не получалось. Я вмешался и сказал, что готов утопить или сжечь катамаран намеренно или «случайно» или подписать бумагу, что судно разрушено и непригодно к восстановлению. У меня поинтересовались, откуда я знаю хинди, и сказали, что сейчас уже дело в таможне заведено, и такой вариант не прокатит. Собравшиеся еще немного посовещались, и Кульдип, так же стремительно, как и ворвался, поспешил на выход. Вид у него был несколько озадаченный, быстрого и эффектного решения проблемы не случилось.

На улице Кульдип поинтересовался, очень ли дорогой у меня катамаран. Я заверил его, что катамаран свое отслужил, и я готов с ним расстаться. «Слушай, тебе же вернули паспорт и поставили в него все штампы. Эта тягомотина в таможне может продлиться еще неизвестно сколько, а если они разозлятся на тебя, то могут чего-нибудь подкинуть на лодку и вообще тебя засадить». Я сказал, что и сам думал сбежать, но опасаюсь, что меня «примут» на границе и показал ему копию «подписки о невыезде». Кульдип прочитал и еще больше нахмурился. «Дело, конечно, твое, но я думаю, что если ты все сделаешь быстро, то будешь дома раньше, чем тебя хватятся». Я сказал, что все понял и поблагодарил за помощь. Несмотря на дневную жару, я отказался от предложения подвезти. Хотелось прогуляться и все обдумать.

Пока я шел до геста, преступление, как пишут в детективах, созрело и нарисовалось во всех деталях. Для начала - в гест я зашел с довольной физиономией и поспешил сообщить хозяину, что Кульдип обо всем договорился и в понедельник, ну максимум во вторник все мои бумаги будут подписаны, и я покину сей гостеприимный остров. Затем я побежал по тур агентствам узнавать расписание самолетов и менять деньги. На завтра были стыковочные билеты в Мумбай через Ченнай и в Дели через Калькутту. Я купил билет в Дели, вылет в час дня. Сложнее было поменять деньги. Банки уже не работали, карточку тур агентства не принимали и предлагали взять доллары по грабительскому курсу. Затем. Я помчался в Вандор, забрать все ценное с катамарана. Всем знакомым я повторял историю про скорое разрешение формальностей. Правду рассказал только Керену, хозяину трех туристических корабликов, чтобы попросить у него помощи. Пока ждал Керена, начал ковыряться на катамаране. К сожалению, незамеченным остаться не получилось. Полисбот, рядом с которым припарковали мой кат охранялся полицейским. Я, конечно, рассказал и ему историю про свое скорое освобождение и что сам Кульдип помог этого добиться. Дядька, похоже, поверил, но достал мобильник и стал кому-то звонить. Приехал Керен (как только я приехал в Вандор, я попросил знакомого дозвониться до Керена и попросить приехать). Я отвел его в сторону и поведал, что собираюсь бежать. Керен согласился помочь. Оказалось, что полисмен его родственник. Они поговорили, и тот, хоть и нехотя, согласился не замечать моего присутствия. В конце концов, его дело охранять полицейский катер.

Всю ночь я потратил, чтобы снять некоторые детали катамарана и вынуть камеры из баллонов и все упаковать. Оставил по одной камере, чтобы кат держался на плаву. На первом автобусе поехал с багажом в сторону аэропорта.



Последняя стоянка Лонга.

Позавтракал в кафешке рядом с аэропортом и попросил присмотреть за моими вещами, пока смотаюсь в город. Хозяева согласились. Мне это было нужно, чтобы не «светить» рюкзаком в гесте. Большую часть вещей я из гостиницы уже забрал. Нужно было грамотно исчезнуть из геста, т.к. я знал, что таможенники звонили хозяину и наверняка обязали его сообщать о моих перемещениях. Меня так же предупреждали, что я не могу без разрешения менять гостиницу.

Я явился в гест налегке, еще раз рассказал, что все мои проблемы практически разрешились, сказал, что на выходные еду на остров Хэвлок (главный курорт рядом с Порт-Блэром, где есть пальмы и пляжи и нет крокодилов), вернусь в воскресенье и прошу, по возможности придержать мою комнату, которая мне очень понравилась. Я собрал оставшиеся вещи, выписался из геста и помчался в аэропорт. Тук-тук (такси) взял, как положено шпионам только отойдя на пару кварталов от геста. :)

Я не торопясь, пообедал в той же кафешке, выжидая время, чтобы прийти впритык, минут за 20 до окончания регистрации. Очень боялся, что кто-нибудь из знакомых меня узнает в аэропорту. Зарегистрировался, отдал почти все наличные рупии за перевес и постарался спрятаться в толпе. Оказалось, что для вылета с Андаман нужно поставить в паспорт дополнительный штамп на выезд, как на границе. Ожидание самолета тянулось невыносимо долго. Я понимал, что если выберусь с Андаман, то на 90% все удалось. Главное, чтобы мое имя не выскочило в какой-нибудь базе данных или кто-нибудь из знакомых меня не узнал. Но все прошло гладко. Через несколько часов я был в Калькутте. Авиа касс и тур агентств в аэропорту не нашлось, а из транзитной зоны меня выпускать не хотели. Дозвонился в Москву до Серьмана, благо денег на телефон он мне уже положил. Пока я летел в Дели, Серьман мне купил билет Дели - Абу-Даби - Москва. Правда, на этот самолет я чуть не опоздал, рейс Калькутта-Дели задержали, а на следующий самолет ехать в другой терминал. Да еще на входе в терминал пришлось бодаться с полицейским, который отказывался пускать меня в аэропорт, пока я не покажу ему распечатку билета.

Я так торопился на самолет, что даже забыл поволноваться при прохождении паспортного контроля, ведь это последнее место, где меня могли тормознуть.

Рано утром я уже был в Москве. Путь из Порт-Блэра в Москву преодолел всего за сутки на четырех самолетах. Обычной депрессии, которая накатывает при возвращении в цепкие объятия Родины, не последовало. :)



Лапта (крикет) - самый популярный вид спорта в Индии

Немного выводов и обобщений.

Пытливый ум внимательного читателя уже, наверное, заметил два главных косяка (точнее - две группы косяков) в моем походе. Это плохое техническое состояние катамарана и отсутствие необходимого пакета документов для перехода границы.

Катамаран Лонг придуман мной, построен мной же при активной помощи друзей - соучастников походов нескольких лет. Я написал «придуман», а не спроектирован, не случайно. Когда мы собирали катамаран в первый раз во Вьетнаме зимой 2010/2011 года, была только концепция в моей голове, несколько рисунков в масштабе и набор элементов, из которых предполагалось слепить катамаран. Получилось, мягко говоря, сыровато. Но катамаран мог ходить под мотором и под парусами и вполне годился для прибрежного плавания. За последующие годы привозились новые узлы и детали, перешивались паруса, корректировалась центровка и т.д. С каждым разом катамаран становился надежнее, управляемее и мореходнее, но всегда приходилось находить компромисс между потребностями и возможностями.

Каждый раз на сборку катамарана уходило несколько дней работы. Выходили в море на полусобранном катамаране, чтобы сменить место и доделывать его во время похода. Конструкция катамарана улучшалась, но увеличивался и износ. Основной износ происходил во время хранения. Кат оставляли разным случайным людям на разных условиях. Особенно ему досталось во время последнего хранения на острове Пу (Джам) в Таиланде. Крыша в кафешке, где хранились вещи - потекла. Когда мы увидели масштабы повреждений, появились сомнения в возможности реанимировать катамаран. Сгнившие паруса, дырявые камеры и сами баллоны, ну да я уже писал об этом… Несмотря на это катамаран выдержал несколько грозовых шквалов в Таиланде, отрабатывал приличные волны. Во время перехода было много мелких поломок, в основном по причине износа. Главный недостаток выявился, когда я в ночь перед побегом вынимал рабочие камеры из баллонов. Резервная камера в левом баллоне спускала достаточно быстро, а в правом - так быстро, что и накачать толком ее не удалось. Т.е более 600км открытого моря я шел без резервных баллонов.

В остальном - конструкция катамарана, наличие продуктов и воды, психологическая готовность, запас прочности основных элементов катамарана (кроме камер), возможность ремонтироваться на ходу - обеспечивали мне возможность дойти до Индии, Шри-Ланки или Мальдив, например. Преймущественный СВ ветер рано или поздно притащил бы меня к Андаманам даже без парусов.

Что касается документов, то у меня была только бумага от МАРИНС - паспорт спортивного парусного судна. В России судового билета не получал, т.к впервые катамаран был собран во Вьетнаме. КАЖДЫЙ РАЗ (!!!) при пересечении границ я пытался оформить его в таможне. Везде таможенники посылали меня куда подальше и говорили, что такое судно оформлению в таможне не подлежит. Несколько раз, когда я привозил запчасти к катамарану, я пытался задекларировать их на границе как судно и получал отказ. Самый развернутый разговор с таможенниками состоялся на границе Камбоджа/Таиланд в 2012 году. Сухопутный погранпереход находился на берегу моря, и я потратил некоторое время, чтобы найти таможенников и попытаться «уговорить» их, неприкрыто намекая на готовность дать взятку. Меня спросили - как я ввозил лодку? Я ответил, что на автобусе. «Ну вот на автобусе и вывози. Чтобы выходить из страны морем, нужно было и входить морем, через порт». В общем, даже в такой коррумпированной стране, как Камбоджа, ни на въезде, ни на выезде не удалось оформить катамаран даже за взятку.

Когда я задумался о переходе через Андаманское море, один из главных вопросов был - как быть с пересечением границы. «По правильному» - надо было либо исхитриться и оформить ввоз судна - но это уже несколько раз не получилось, либо попытаться оформить лодку как построенную в Таиланде. В этом случае даже не знаю с чего начинать. Наверное, с поисков агента или тайского юриста. Да и катамаран явно доживал последние сезоны или требовал значительных переделок и замен деталей.

Я решил, что если пойти «напролом», то будет проще. Если я приплыву на Андаманы, то так или иначе, но чиновникам придется меня оформить. А если я приду в Тае просить документы для выхода морем, то с вероятностью 99.999% получу отказ и запрет. Я, конечно, прекрасно понимал, что по приходу на Андаманы у меня будут серьезные проблемы и был к ним морально готов, т.к понимал, что проверки и аресты весьма вероятны. Правда - я думал, что чиновники будут менее суровыми по отношению ко мне. Но Индия оказалась очень бюрократической страной. Особый закрытый статус штата Андаманские и Никобарские острова тоже, наверное, не способствовал быстрому решению проблем связанных с моим оформлением.

Что касается гибели «Лонга» (по-вьетнамски Лонг значит дракон), то, конечно, грустно было бросать судно, с которым меня так много связывает. Да еще не просто бросать, а бросать догнивать под арестом среди браконьерских лодок. У меня была надежда, что все удастся оформить и может даже походить еще в следующем году по Андаманам, а потом, быть может рвануть на Шри-Ланку или на материковую Индию. Наиболее вероятным я считал вариант, что мне удастся разобрать катамаран и вывезти основные его части - баллоны, камеры, руль, шверцы, дельные вещи, однако пришлось полулегально бежать, бросив свое судно догнивать под вечным арестом.

Но у всех есть свой срок - и у людей и у кораблей. Лонг прошел по морям Тихого и Индийского океанов несколько тысяч километров. Крутился в гуще островов бухты Халонг во Вьетнаме, исследовал острова и берега Камбоджи, прошел большую часть тихоокеанского побережья Таиланда, обшарил почти все архипелаги Тая - Симиланы, Самуи, окрестности Чанга. Исследовал все острова западного побережья Таиланда от границы с Малайзией, до самого северного из Симиланских островов. Перенес меня через Андаманское море и увидел воды Бенгальского залива. Обошел вокруг Малого Андамана и дошел до Южного Андамана.

Вот уж кому точно «будет, что вспомнить на свалке»!

Побег с Андаманских островов

Previous post Next post
Up