Про опыт использования «стационарного» мотора на парусном надувном катамаране.

Oct 04, 2016 15:32



Недавно пришло письмо от Дениса, который просит поделиться опытом использования стационарного «длиннохвостого» мотора на Лонге. Решил ответить в ЖЖ, чтобы мой ответ был виден и другим мореходам, если вдруг кого-то мой опыт заинтересует.
Зимой 10-11 года мы привезли во Вьетнам парусный катамаран, точнее набор частей для постройки катамарана на месте. Везли все обычным багажом в самолете. Вес раскидали на 7 человек, мотор решили купить на месте обычный подвесной. Но на месте найти ничего не удалось, вообще ничего. Местные рыбаки ставят стационарные дизели. Подвесных моторов и длиннохвостых лодок как в Таиланде здесь нет. Мы без успеха прочесали маленький городок Камфу, потом город Халонг, потом отправили двух гонцов в Хайфон - крупный портовый город, чтобы они «купили уже хоть что-нибудь».
Через два дня ребята вернулись вот с таким мотором Хонда.


К мотору прилагался вал с винтом и станина. Станину ребята сразу отвергли из-за большого веса (с их слов - около 30 кг). Обошлось все это примерно в 300 $.
В общем, к «длиннохвостому» мотору мы пришли по необходимости, тк не нашли обычного подвесного мотора. Хотя, как запасной вариант и рассматривали.
«Длиннохвостые» моторы ставят на лодки в Таиланде, Камбодже, Лаосе и называют так за сходство длинного вала/дейдвуда с хвостом.


фото из яндекс картинок

Мотор (обычно автомобильный) соединен с длинным валом и стоит на шарнире. Такая конструкция (коромысло) позволяет регулировать заглубление винта и эффективно управлять лодкой без руля. Вот тут мое видео из Лаоса:

image Click to view


Мерил скорость по GPS - 75 км/ч!
Вся система состоит из мотора и вала с винтом установленными на шарнире. Вперед вынесен рычаг с ручкой газа на конце. Этим рычагом управляют лодкой (вправо-влево) и поднимают/опускают винт. Если повернуть более чем на 90 градусов, можно дать задний ход. Я не специалист, но, по-моему, используют обычные автомобильные моторы вместе с автоматической коробкой. Радиатора нет, в воду опущена трубка, через которую помпа гонит антифриз.



В нашем случае небольшой мотор Хонда GX-120 (бензиновый, четырехтактный, 4 лс, расход - 1-2 л/час, прочие параметры легко найти в и-нете) был установлен на самодельную раму из уголка. Через муфту движок соединялся с валом метра 2 длинной, вал заключен в трубу (дейдвуд), на конце вала винт примерно 17-18 см в диаметре.



Двигатель GX-120 - Очень простой и выносливый. За пять плаваний в тропиках  (между которыми он хранился тоже в тропиках) серьезных поломок не было. Рвалась от износа веревка стартера, менялось масло, чистилась или менялась свечка, промывался воздушный фильтр. Каждый раз, когда приезжали и забирали свои вещи после года хранения, дергали ручку стартера с некоторым сомнением… А он, раз-раз и заводился…
Вал - примерно 2 метра в длину и около 2 см диаметра. На заднем конце резьба, на которую накручивается винт примерно 17-18 см в диаметре. После винта навинчивается контргайка. Пробовали ставить винт чуть большего размера, но тогда мощности движка не хватало, и при движении против ветра иногда глохли.
 На переднем конце вала приварена шайба примерно 8-10 см в диаметре. Такая же шайба фиксируется на валу мотора. В шайбах просверлено несколько (4 или 5) отверстий, через них сквозными болтами шайбы соединяются друг с другом - получается муфта. Главная фишка здесь в том, что между шайбами вкладывается 2 прокладки из мягкой, пористой резины примерно по 1 см толщиной. Такая муфта допускает некоторую несоосность двигателя и вала + гасит вибрации.
Вал заключен в трубу/дейдвуд примерно 5 см в диаметре. На концах трубы и в 2 местах посередине стояли «подшипники» - деревянные втулки. Сначала движку не хватало сил проворачивать вал в таких подшипниках, потом они дымились, а потом все притерлось… Как ни странно - втулки проработали все 5 лет без замены. Конечно, периодически я напихивал в трубу литол в количестве на которое хватало терпения запихивать )))



Раму собрали в виде прямоугольника из уголка - примерно 170Х30 см. В передней трети установили мотор с некоторым наклоном, на конце фиксируется дейдвуд, под передним концом дейдвуда перемычка, позволяющая фиксировать его на нужной высоте.
Несколько гаек на длинном болте позволяют выставить нужную высоту и угол наклона.
Часть рамы, вынесенная вперед от мотора, использовалась как рычаг для подъема винта из воды и регулировки заглубления.
Винт только поднимался и опускался, рулили рулем (вполне эффективно).
Сначала всю установку крепили на вторую от кормы поперечину. В таком варианте получалась большая, неудобная дыра в палубе. Кормовая балка на Лонге рулевая и загружать ее не хотелось.



Потом я придумал делать небольшой вынос для мотора за кормовую поперечину, и эргономика улучшилась.
Раму прикручивали к балке веревками. Балку и раму в местах соприкосновения обматывали старыми веревками, чтобы не протирало балку + гасило вибрации. Раму прикручивали так, чтобы винт опускался сам, под собственным весом. К переднему выносу/рычагу привязывали веревочку/ограничитель заглубления. Для подъема винта из воды нужно было наступить на рычаг и зафиксировать его ремнем с затяжкой/фиксатором (как на ремнях авто багажника).



Скорость на ровной воде в штиль под таким мотором около 6 км/ч на малых оборотах и около 8 на высоких. (Катамаран 7,5Х3 метра, 4-7 человек на борту+снаряга, вода, еда). Расход примерно 1 - 2 л/час.



В принципе, все работало. Несколько раз захлестывало волной так, что глохли, но потом заводились.
Один раз, при причаливании в сильном прибое, плохо зафиксировали мотор, и когда кат потащило волной в море кормой, винт уперся в песок. Вал согнулся под 45 градусов. В местном автосервисе за день трубу заменили на новую, вал отпустили, выпрямили и закалили обратно.
На Андаманах движок отказался заводиться. Парень из местного мотосервиса разобрал/почистил топливную систему - все заработало. Диагноз - несовместимость тайского и индийского бензина.


К плюсам такой системы можно отнести: невысокую цену; ремонтабельность в любой стране; возможность полностью вынимать винт из воды
Минусы: большой вес и громоздкость; незащищенность от воды (волны); винт упирается под углом к горизонту, отсюда снижение мощности на винте и экономичности.
Зато, смотрится брутально, под стать всему бамбуковому катамарану ))).
 

Длиннохвостый мотор на надувном катамара

Previous post
Up