Прочитал о том, что некий Константин Голоскоков написал заявление в следственный комитет с требованием возбудить уголовное дело в отношении блогера Алексея Навального и кировского губернатора Никиты Белых. По части 3 статьи 198 УК РФ - «уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере». Санкция - до трех лет лишения свободы.
Прочитал о заявлении Голоскокова и удивился. Во-первых, удивился тому, что юному Костику почему-то мама, а впоследствии и пацаны во дворе, не объяснили, что стучать нехорошо и некрасиво. Тем более, когда сам от этого не пострадал. В местах, не столь отдаленных, это называется «терпилить» и можно легко раскрутиться на место под шконкой. А у нас, сами знаете, от сумы и тюрьмы… Ну, да, ладно, стукачество - явление для России не новое и традиционно тянется с приснопамятных 30-х годов прошлого столетия.
Меня же удивило еще и то, что Константину взрослые дяди из следственного комитета не рассказали об ответственности по статье 306 УК РФ «Заведомо ложный донос». Причем, срок по этой статье такой же, как и по уклонению от налогов - до трех лет лишения свободы. Дело в том, что если адвокаты Навального и Белых докажут, что Голоскоков заведомо знал о том, что в их действиях нет уклонения от уплаты налогов, то жалобщик (простите, «заявитель») может легко попасть под действие 306 статьи УК. Конечно, никто юношу сажать не будет, он же из «Наших», а не из «Pussy Riot» (хотя статья «средней тяжести»), но на штраф или несколько месяцев условного срока можно легко раскрутиться.
Теперь о Навальном и Белых. Эта веселая парочка, конечно, попала не по-детски. Это ж надо, настолько безбашенно обсуждать по электронной почте свои темные финансовые делишки. Причем в стиле лихих 90-х - «Пошел ка ты… Еще и деньги за несделанную работу получить хочешь? Нет никаких долгов-забудь… И эти деньги тоже верни на всякий случай». Ну, ладно, Белых - губернатор. Какой с него спрос? Но Навальный-то не первый день в Сети и отлично знает, что электронка ломается на раз, а потом все выкладывается в открытый доступ. Такое уже бывало и неоднократно.
Не мог Навальный не знать об этом. И грешным делом, я сначала подумал, что, возможно, это хитро продуманная «подстава» для Белых. Тем более, некоторые аналитики посчитали, что Навальный, получив пост в Совете директоров «Аэрофлота», начал сливать своих бывших подельников. Но и эта версия не укладывается в логические рамки. Ведь, после публикации переписки между Белых и Навальным, образ последнего реинкарнировался из неформального лидера оппозиции и бессребренника в склочного миллионера, вытряхивающего из своих партнеров сотни тысяч долларов. А это уже для реально народной оппозиции, как говорится, сбитый летчик…
Но вернемся к нашим уголовным вопросам. Заявитель Голоскоков и те, кто подняли крик о том, что Навальный и Белых будут осуждены по статье 198 УК за неуплату налогов, не учли, что согласно тому же уголовному кодексу, ни губернатор, ни блогер не получат обвинительного приговора. В примечании к статье 198 УК РФ (на которое следователи, обычно, стараются не обращать внимания) сказано: «Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации». То есть, Навальный оплачивает подоходный налог и штраф за просрочку платежа с указанных в переписке 40 тысяч долларов, сопровождая это фразой в Сети «вот, блин, забыл», и на этом уголовное дело автоматически закрывается. А тот же Белых, просто сообщает, что уплатил Навальному 40 штук «зеленых» из своего дохода в 3 миллиона 700 тысяч рублей, указанного в налоговой декларации губернатора за 2010 год. Все. Тема закрыта.
И что в итоге всей этой дурно пахнущей истории? Один взломал почту, второй написал заявление в СК, а третий долго и нудно оправдывается в Сети. Но в данном случае, утешает лишь то, что никто сидеть в тюрьме не будет. Ни нашист-доносчик Голоскоков, ни оппозиционер-миллионер Навальный. А в остальном, пред нами обычное российское явление: заказ выполнен и грязное белье всплыло на поверхность. Герои событий по-тихому утерлись и пошли дальше. Всем спасибо - все свободны.