Легко ли быть «агентом влияния»?
Многие скажут, что «нет», вспоминая, как приходится выкручиваться и придумывать всяческие оправдания своим действиям таким деятелям, как Борис Немцов, пойманный
недавно на участии в антироссийском митинге в Одессе. Или тот же Михаил Касьянов, придумывающий якобы гуманные причины своей агрессивной поддержки «списка Магнитского» и явно разволновавшийся, когда на свет Божий
выплыла его давняя связь с Уильямом Браудером и фондом «Hermitage Capital», умыкнувшим с его помощью 4,7 млрд. $ кредита МВФ, предназначенного для России. Или та же «правозащитница» Ольга Романова,
уличенная в сборе денег для финансирования «Правого сектора». Да, тяжела жизнь агентов влияния, работающих, что называется, «в поле», то есть на территории противника - в Российской Федерации.
Но тем агентам, которые воюют с Россией дистанционно, на расстоянии, конечно же, намного легче. Безопасней. Их не пугают ни уголовные дела, возбужденные Следственным комитетом РФ, ни какие-либо разоблачения журналистов, так как эти деятели находятся далеко от России, и имеют американские паспорта, которые, кстати, иногда меняют. Для конспирации. Что бы совсем себя обезопасить. И такая безопасность, пожалуй, идет на пользу их борьбе с Россией, так как гарантирует безнаказанность. Даже холодная война - это все равно война. А уж если за ней стоят миллиарды…
Ни для кого не секрет, что интересы США по всему миру защищают самые разные люди - от вышеупомянутых отечественных «оппозиционеров» до миллиардеров русского происхождения, мирно проживающих в США. Атрибутами настоящего шпиона может являться все, что угодно - и не обязательно это Aston Martin, ручка с исчезающими чернилами или стреляющий портсигар. Это может быть и самый большой в мире завод по производству аммиака. Спросите у американского миллиардера Сергея Махлая, председателя совета директоров российского ОАО «Тольяттиазот», крупнейшего в мире производителя аммиака.
Из истории вопроса
На самом деле ТоАЗ (Тольятиазот) с Америкой связывает куда больше, чем просто торговля. Завод был построен в конце 70-х годов прошлого века компанией легендарного Арманда Хаммера «Оксидентал петролеум». Одновременно с заводом был построен и аммиакопровод «Тольятти - Одесса», половина которого уже полностью контролируется кланом Махлаев, а вторая пролегает по территории восточной Украины и находится в ее госсобственности. Это, может быть, в СССР кто-то считал ТоАЗ гордостью советского химпрома, американцы же никогда не переставали считать завод «своим». Подтверждений тому масса: Америка долгое время была монопольным покупателям продукции ТоАЗа, и осталась одним из главных рынков сбыта даже после того, как в 1997 году истек соответствующий договор советских времен. Наконец, с 2011 года во главе стратегически важного для России предприятия стоит американский гражданин с сомнительной репутацией - Сергей Махлай, сын бывшего президента и основного владельца ТоАЗа Владимира Махлая, также владеющий долей в предприятии.
Зачем спецслужбам США «русский» американец Сергей Махлай
Click to view
Как сказано в видеосюжете «Агенты влияния против России», недавно появившемся в Интернете, Сергей Махлай приехал в США на учебу в 1994 году, после чего там и остался. Много лет его было не видно и не слышно, пока вдруг в 2011 году он не встал во главе крупнейшего в мире производителя аммиака. Интересно, что за время своего пребывания в США Махлай жил под разными именами - то «Serge Makligh», то «George Mack» - это только те паспорта, о которых доподлинно известно. Зачем, казалось бы, респектабельному бизнесмену шпионские игры?
Ответ оказался на поверхности. «Свой человек» во главе стратегически важного для России предприятия в условиях резкого осложнения двусторонних отношений - удобно, не правда ли? Тактика и стратегия американцев давным-давно изучена, по этой теме даже написаны книги. И первым номером в списке всегда стоит привести в руководство компании своего человека - глава многотысячного завода имеет огромное экономическое, социальное и даже политическое влияние.
Деньги с ТоАЗа можно использовать на операции не только в России, но и по всему миру. С подачи американских покровителей Сергея Махлая на средства, выведенные с ТоАЗа,
финансировался государственный переворот на Украине. Уже давно на заводе налажена схема вывода средств на офшорные счета структур партнера Махлаев Андреаса Циви. За вывод в офшоры $ 550 млн выручки, кстати,
находится в федеральном розыске гендиректор ТоАЗа Евгений Королев. Почуяв, что расплата близка, он заблаговременно (в январе 2013 года) уехал в Лондон «в служебную командировку», где и находится по сей день.
Андреас Циви,
между прочим, тоже фигура знаковая. Как писали иностранные СМИ, его холдинг Ameropa AG не раз подозревался в участии в крайне сомнительных проектах на территории Восточной Европы и Северной Африки, подвергался критике со стороны ООН, экологов и местного населения. Андреас Циви - крайне непубличный человек, по понятным причинам избегающий общения с журналистами. Несколько лет назад его подозревали во взятке ливийскому чиновнику в $ 1,5 млн аккурат перед началом американской военной операции. Через некоторое время тело того чиновника выловили в Дунае.
Как бы то ни было, в благодарность за финансирование Майдана Махлаю был обещан жирный куш - содействие в
приватизации «Одесского припортового завода» (ОПЗ), который так же, как и ТоАЗ, выпускает аммиак и другую химическую продукцию. Интересная подробность - вместе с ОПЗ покупателю этого предприятия достанется и украинский участок аммиакопровода, контроль над которым давно хотели заполучить Махлаи. Выгода здесь двойная - ослабление позиций России в регионе, и беспрепятственный поток выручки для новых «великих дел». Вспомним, как изящно был нейтрализован
основной конкурент Махлаев в борьбе за ОПЗ - украинский олигарх Дмитрий Фирташ. Ровно через два месяца после объявления о приватизации ОПЗ, 12 марта этого года Фирташ был арестован в Вене по американскому ордеру и выпущен 21 марта под рекордный для Австрии залог в 125 млн евро. Пока австрийский суд рассматривает запрос США на его экстрадицию, олигарх не может покидать пределы страны, что фактически выводит его из борьбы за ОПЗ. Считается, что к этим событиям приложил руку лично американский вице-президент Джо Байден. Увенчается ли затея Махлаев успехом, мы скоро узнаем. Пока на его пути стоит лишь одно препятствие - народное восстание в юго-восточных регионах Украины. И похоже, что Сергей Махлай не жалеет денег на уничтожение восставших Луганской и Донецкой народных республик. Правда, в отличие от Коломойского, он старается не афишировать свою борьбу за аммиакопровод и ОПЗ, и, соответственно, свои инвестиции в боевые действия против сепаратистов, которые очень уж мешают окончательному «решению вопроса» по созданию полного цикла доставки и продажи в США российского аммиака.
Джон Бреннон, загадочный Дональд Кнапп и деньги для «Правого сектора»
Да, и еще один удивительный факт, показывающий, насколько плотно связан Сергей Махлай с американскими спецслужбами. Так в 2012 году в ОАО «Тольяттиазот» прошли обыски, проведенные следователями самарского Следственного комитета. Помимо документов,
подтверждающих мошеннические схемы вывода денег за рубеж, следователи
обнаружили на территории завода американского гражданина Дональда Кнаппа (Donald Knapp). Американец заявил, что работает на предприятии и там же и проживает. Следователи сей факт проверили и немало удивились, потому, что гражданин США Дональд Кнапп действительно работал на «Тольяттиазот». И не просто работал, а являлся… вице-президентом по экономике и финансам (!!!) стратегического предприятия ОАО «Тольяттиазот».
И последний штрих, подтверждающий связь Сергея Махлая со спецслужбами США. Во время своего
апрельского визита в Киев директор ЦРУ США Джон Бреннон провел целый ряд конфиденциальных встреч. В том числе глава американской разведки встретился с неким… Дональдом Кнаппом. Да, да, именно с тем самым Дональдом Кнаппом, который трудился вице-президентом по экономике и финансам ОАО «ТОльяттиазот». Он же «правая рука» и особо доверенное лицо владельца предприятия Сергея Махлая.
И после этой судьбоносной встречи, как стало известно украинским коллегам, директором ЦРУ была дана «рекомендация» украинским властям обеспечить переход ОПЗ и украинской части аммиакопровода в собственность гражданина США Сергея Махлая. Правда, не напрямую, а через несколько подставных структур. Но это сути не меняет.
Да, и еще. Похоже, что в ближайшее время батальоны «Днепр» и «Айдар», состоящие, в том числе, и из бойцов «Правого сектора», , вполне вероятно, получат дополнительные миллионы долларов для ведение войны на Юго-Востоке Украины.