Продолжение. Начало см.
здесь.
3) В пьесе Шекспира «Как вам это понравится» один из её героев говорит: «Весь мир - театр, а люди в нём - актёры. У каждого есть выходы и входы. И каждый - не одну играет роль».
Такая, на первый взгляд, нехитрая формулировка, на деле оказывается очень и очень многомерной. О чём она говорит?
Она может говорить:
a) - о том, что, воспринимая мир как ту или иную игру, отстранившись от его реальности, человек сможет проще разобраться во многих событиях, происходящих вокруг него и в мире вообще. Это ещё называется «взгляд на события с высоты птичьего полёта»;
б) - о том, что, добровольно приняв на себя выполнение той или иной общественно значимой роли, человек может действовать по тем или иным правилам, используя уже НАРАБОТАННЫЙ ДО НЕГО опыт действий и информацию;
в) - об очень частом человеческом лицемерии, то есть - актерском потенциале каждого из людей;
г) - о том, что - в разное время - один и тот же человек - может вести себя совершенно по-разному в идентичных ситуациях. Просто он - уже успел сменить амплуа (или роль);
д) - об относительности тех или иных происходящих с людьми событий. Это - достаточно глубокий и многомерный тезис, если его рассматривать глубоко. И - достаточно поверхностный, если рассмотреть поверхностно…
… этими пятью пунктами - тезис Шекспира далеко не исчерпывается. Этот автор очень многомерен и многогранен. При желании, пункты можно добавлять и добавлять. Некоторые из пунктов - делить на под/пункты, и так далее.
Если же его рассмотреть ещё и с позиции смежной - между социальной областью и виртуальной (вымышленной), говоря проще - между жизнью и театром, то мы получим… ой, а ЧТО же мы получим?
Мы получаем ещё и то, что каждый - КАЖДЫЙ - из людей - и не только на сцене, волен примеривать на себя ту или иную РОЛЬ. И она - далеко не во всех случаях - может оказаться совершенно безобидной для окружающих его людей. Ибо - далеко не каждый сумеет в определенных обстоятельствах просчитать ту или иную вероятность исхода (нового для него) действия или события. Кстати, в этом, пожалуй, главная особенность (и опасность) мира виртуального. Компьютерные игрушки. Иллюзия Демиурга.
Про опасность этого путешествия для самого «главного героя» скажу лишь несколько слов.
Как это известно из богатого человеческого опыта, разнообразных «вождей краснокожих», «наполеонов-бонапартов» и «гитлеров» много не только на полях сражений, но и на игровых площадках (театральных подмостках). А также в психиатрических лечебницах. Особенно в тех случаях, когда кто-то из «актёров по жизни» начинает путать эти области, принимая мир игровой (или виртуальный) за мир реальный, или даже физический.
Очень немногие актёры (знаю по опыту работы в театре) выносят момент психологического переключения в мир "игры" - на сознательный уровень. Чаще это бессознательный процесс.