В 1953 г., с прибытием в Израиль истребителей
«Метеор» (Gloster Meteor), для ВВС началась реактивная эра. Из встроенного вооружения реактивные самолёты, а также боевые вертолёты, несли авиационные пушки калибров 20-, 25- и 30 мм. В наше время пулемёты сохранились в ВВС только как оружие самообороны транспортно-десантных вертолётов, см. статьи
«Пулемёты возвращаются на транспортно-десантные вертолёты АОИ» и
«Пулемёты на вертолётах ВВС Израиля, фотографии». Но в первые годы существования ВВС пулемёты были и на боевых самолётах, а в 70-е гг. - и на первом боевом вертолёте ВВС, «Кобре». Ниже - обзор этого пулемётного вооружения авиации.
Лёгкие самолёты
Первый настоящий боевой самолёт прибыл в Израиль 20.05.48, до этого Воздушная служба организации «Хагана» (в дальнейшем трансформировавшаяся в ВВС АОИ) располагала лишь лёгкими самолётами. В некоторых случаях их использовали и для даров по наземным целям, используя небольшие самодельные бомбы и ручные гранаты. А были случаи и стрельбы через двери или окна из ручных пулемётов, обычно в этой роли выступал «Брен».
В 60-е гг., в преддверии Шестидневной войны, были случаи установки пулемётов (7.62-мм М1919А4 Browning, хотя есть упоминания и 12.7-мм, т.е. M2 Browning; впрочем, последнее маловероятно) под крыльями
«Пайперов» и
Do-27 («Дрор») и их использования как вооружённых разведчиков (с возможностью штурмовки подозрительных объектов).
S-199 Avia
В статье
«Поставки оружия из Чехословакии, 1948-1949 гг.» я приводил данные о поставке
S-199 Avia в Израиль. Было куплено 25, 1 разбился в катастрофе при доставке, таким образом прибыло 24 (май-июнь 1948 г.).
Вооружение каждого S-199 включало два синхронных
13-мм авиационных пулемётов MG 131 и две
20-мм авиационные пушки MG 151/20 в подкрыльевых гондолах. Кстати, MG 151 имела вариант 15-мм пулемёта MG 151/15, так что в ряде израильских источников эти пушки и патроны для них проходят в едином списке с пулемётами.
Известно, что на 31.03.49 в распоряжении ВВС имелось 40 MG 131 и 34 MG 151. Что касается боеприпасов, то по одному источнику было куплено 375,000 и 150,000 патронов соответственно, по другому - 386,750 и 110,600 соответственно. Однако по-видимому эти цифры не полные, поскольку утверждается, что на 31.03.49 на складах АОИ имелось 516,061 и 162,991 патронов для MG 131 и MG 151 соответственно.
Оперативное применение S-199 продолжалось до июня 1949 г. Далее самолёты некоторое время хранились на базе на случай войны. Нет какой-либо информации о дальнейшем использовании MG 131 и MG 151.
Spitfire Mk.IX
Первые два
«Спитфаер» были собраны в Израиле летом 1948 г. из деталей, найденных на британских базах, а также снятых со сбитых египетских самолётов этого типа. Но основная масса прибыла из Чехословакии начиная с сентября 1948 г. (см.
«Поставки оружия из Чехословакии, 1948-1949 гг.»). Поставки продолжались до апреля 1950 г., по другим данным - до 1951 г. Ещё 30 прибыли в 1951 г. из Италии. А уже в 1956 г. (до операции «Кадеш») «Спитфаер» были сняты с вооружения.
На Википедии есть
статья с описанием самолёта и
статья ТТХ различных версий «Спитфаер». Пушечно-пулемётное вооружение зависело от типа используемых на самолёте крыльев: A wing, B wing, C wing, E wing. Известно, что купленные в Чехословакии машины были версии Spitfire Mk.IX, причём указываются варианты Mk.IХc и Mk.IХe, т.е. варианты с C wing и E wing.
Отсюда возможные варианты вооружения:
- 4×20 мм пушки Hispano Mk II;
- 2×20 мм пушки Hispano Mk II и 4×0.303” пулемёта Browning Mk II;
- 2×20 мм пушки Hispano Mk II и 2×0.50” пулемёта M2 Browning.
В любом варианте пушка шла со 120 патронами на ствол, 0.303” пулемёт - с 350 патронами на ствол, 0.5” пулемёт - с 250 патронами на ствол. Кстати, на сайте ВВС и у Дани Шалома указан только 3-й вариант вооружения (что соответствовало модели Mk.IXe).
Кроме вооружения, купленного в Чехословакии вместе с самолётами, в списках закупок значатся следующие авиационные пулемёты:
- 457 «Браунинг» калибра 0.300”;
- 86 «Браунинг» калибра 0.5”.
Известно, что часть и них на импровизированных станках или турелях использовались в сухопутной роли. Есть и такой список авиационных пулемётов на 31.03.49:
- 88 «Браунинг» калибра 0.5”;
- 16 «Безе»;
- 464 «Браунинг» калибра 0.300”;
- 72 «Браунинг» калибра 0.303”.
P-51D Mustang
В ходе Войны за Независимость в США удалось купить 4
P-51D Mustang. Доставили их разобранными в ящиках, первый был готов к полётам в начале ноября 1948 г., второй - в середине декабря. Уже после войны крупные партии этих самолётов были куплены в Швеции и Италии. Использовались в войне 1956 г. (как штурмовики), сняты с вооружения в январе 1961 г.
Встроенное вооружение состояло из 6 крыльевых М2 «Браунинг» калибра 0.5” (12.7 мм), с боекомплектом 1,840 патронов (по 380 у внутренних крыльевых, по 270 у средних и внешних).
Бомбардировщик B-17G
В США удалось купить 4
B-17G (три самолёта были модификации B-17G-95-DL, один - B-17G-60-VE), 3 из них прибыли в Израиль в июле 1948 г., 4-й был перехвачен агентами ФБР. Самолёты воевали до конца Войны за Независимость (около 200 боевых вылетов), 2 два из них - и в войне 1956 г. (8 боевых вылетов). Сняты с вооружения в конце 1957 г. (по другим данным в 1958 г.).
B-17G являлся самой массовой и совершенной моделью B-17, серийно выпускался с 1943 года. Из 12,731 построенных B-17 всех моделей 8,680 были B-17G. Оборонительное вооружение B-17G включало 13 пулемётов M2 Browning калибра 12.7 мм (0.5") на 9 позициях: 2 в нижней носовой турели (Bendix chin turret), 2 в носовых окнах, 2 в бортовых окнах, по 2 в нижней и верхней турелях Sperry (upper Sperry turret и Sperry ball turret in belly), 2 в хвостовой турели и 1 для стрельбы вверх из радиоотсека за бомбовым отсеком.
Однако, в Израиль самолёты пришли в демилитаризованном виде, т.е. пулемёты и турели были сняты. Исключение - один из B-17G-95-DL, сохранивший турели. Известно, что в ходе Войны за Независимость самолёты вооружались несколькими «лёгкими немецкими пехотными пулемётами», т.е. речь о MG 34.
В дальнейшем самолёты таки получил M2 Browning, но далеко не полный комплект. На фото ниже B-17G с турелями, там видна нижняя носовая турель и верхняя турель, но нет пулемётов в носовых окнах. На других фото видны пулемёты в боковых окнах и в хвосте.
Bristol Type 156 Beaufighter
Bristol Type 156 Beaufighter - двухместный тяжёлый истребитель, обычно используемый как ночной истребитель, истребитель сопровождения, лёгкий бомбардировщик и торпедоносец. В ВВС Израиля - только как лёгкий бомбардировщик.
В июле 1948 г. в Великобритании удалось купить 6 таких самолётов, из них только 4 были доставлены в Израиль. 1 был разобран на запчасти, 3 остальных использовались в боях в течении всего 4 месяцев, при этом 1 был сбит 20.10.48, 1 разбился в аварии 18.11.48. Последний оставался на службе до 1950 г.
Встроенное вооружение самолётов состояло из 4 пушек Hispano Mk II или Mk III калибра 20 мм в носовой части, а также 6 пулемётов в крыльях (обычно М1919 «Браунинг» под британский калибр 0.303). Наблюдатель мог вооружаться ещё 1 таким пулемётом в туреле для защиты задней полусферы. Не ясно, насколько вооружение израильских «Бофайтер» соответствовало стандартному. Например, у Дани Шалома сказано о пушках и одном пулемёте 0.303 для защиты задней полусферы.
de Havilland DH.98 Mosquito
«Москито» - британский двухмоторный бомбардировщик, имевший модели разведчика, ночного истребителя и истребителя сопровождения, торпедоносца и др. В ВВС Израиля - разведчик и лёгкий бомбардировщик.
В июле 1948 г. в Израиль удалось доставить 1 самолёт модели PR.16, использовался для ведения разведки. Уже после войны были куплены около 80 «Москито» разных моделей, в т.ч. учебные (Т.3), истребители-бомбардировщики (FB.6), разведчики (PR.16), ночные истребители (NF.30), торпедоносец (TR.33). Использовались до 1956 г., в т.ч. ограниченно - в ходе операции «Кадеш» (самолёты окончательно сняты с вооружения через 2 недели после завершения войны).
Встроенное вооружение зависело от модели. Например, PR.16 имел застеклённый нос и вообще не нёс вооружения. Ряд боевых моделей несли только пушки, 4 Hispano калибра 20 мм в нижней части фюзеляжа. Прочие - те же пушки, а также 4 М1919 «Браунинг» калибра 0.303 в носу.
Consolidated PBY Catalina
«Каталина» - летающая лодка, 3 самолёта модели PBY-A5 куплены в США для морской разведки в 1950 г., только 2 реально использовались в этой роли. Стоял на вооружени ВВС всего несколько месяцев. «Каталина» могла нести 4 пулемёта, М2 «Браунинг» калибра 0.5 (12.7-мм). По данным Дани Шалома в Израиль «Каталины» прибыли без оружия, уже здесь пулемёты на них были установлены, но сколько и какие - не сказано.
North American T-6 Texan
«Тексан» (или «Гарвард») - учебный самолёт для базовой подготовки лётчиков. Служил в ВВС с 1948 г. и по 1960 г., в основном модели AT-6. Среди прочего, использовался как пикирующий бомбардировщик и штурмовик. Впервые - в Войне за Независимость, далее - в ходе операции «Кадеш» 1956 г. Тогда было выполнено 47 боевых вылетов, потеряно 2 самолёта, ещё 1 был тяжело повреждён.
Встроенное вооружение самолёта состояло из 3 пулемётов М1919 «Браунинг» калибра 0.3, по одному в каждом крыле и 1 за кабиной в ручной турели для защиты задней полусферы. В Израиле скорее всего последний не использовался.
Fouga CM-170 Magister
«Фуга Магистер» - реактивный самолёт для базовой подготовки лётчиков. Служил в ВВС с 1960 по 2010 г. Модернизированный вариант (серийная модернизация проведена в 1981-1986 гг.) имел название «Цукит».
ВВС АОИ к началу Шестидневной войны 1967 г. имели всего 203 боевых самолёта. Как следствие, 44 «Фуга Магистер» были подготовлены к использованию в качестве штурмовиков. Кроме НАР и авиабомб, несли 2 пулемёта М1919А «Браунинг» калибра 7.62 мм, с боекомплектом по 200 патронов на ствол.
Использование «Фуга Магистер» в качестве штурмовика показала их слабую живучесть. Многие самолёты были подбиты, 6 потеряны. При этом отсутствие катапультируемого сиденья с одной стороны и действие на малых высотах с другой оставляло лётчикам мало шансов выпрыгнуть с парашютом. Погибли 6 пилотов, в т.ч. комэск. 5 не смогли покинуть самолёт, 1 был убит на земле. Как следствие, после Шестидневной войны «Фуга Магистер» в роли штурмовика более не применялась.
Вертолёты AH-1G/Q Cobra
С начала 70-х гг. пулемёты в ВВС сохранились лишь на транспортно-десантных вертолётах, как было сказано в начале статьи. Но было одно исключение -
штурмовые вертолёты AH-1 Cobra моделей AH-1G и AH-1Q.
В 1974 г. ВВС начали проект закупки боевых вертолётов. Вначале для изучения возможностей были куплены 6 AH-1G. Они прибыли 11.04.75 в ящиках в Тель-Ноф, первый полёт в Израиле состоялся 31.05.75. Впоследствии AH-1G были модернизированы до уровня AH-1Q (получили ПТРК TOW). «Кобры» служили в ВВС до 2014 г., но модель AH-1Q сняли с вооружения гораздо раньше.
В отличии от более поздних моделей, в дальнейшем закупленных ВВС (AH-1S, AH-1E, AH-1F), AH-1G/Q не имели 20-мм пушек. Их встроенное вооружение состояло из турели М28, в которую можно было установить 2 шестиствольных 7.62-мм пулемёта
M134 Minigun (по 2,000 патронов на пулемёт) или 2 автоматических 40-мм гранатомёта
M129 (по 321 гранат на гранатомёт) или 1 пулемёт и 1 гранатомёт.
Фото AH-1Q Cobra в музее ВВС Хацерим (Walk Around) -
см. на сайте primeportal. Ещё один такой вертолёт на базе ВВС Хайфа -
на сайте abpic.
Фотогаллерея
«Спитфаер»:
«Москито»:
B-17G:
«Фуга Магистер»:
AH-1G «Кобра»:
Ссылки:
- Источники к моей статье «Стрелковое оружие АОИ в период Войны за Независимость».
- Дани Шалом. «Матосей Хейль hа-Авир. Ми-hа-Тайгер Мот Ад hа-Суфа» («Самолёты ВВС. От ‘Тайгер Мот’ и до ‘Суфа’»). Иврит, 2006 г.
- Статьи Википедии, сайта ВВС Израиля, сайта «Маркиа Шхаким».
- Статья о самолёте В-17, в т.ч. и в ВВС Израиля.
- Вооружённые «Пайперы» ВВС, обсуждение на Фреш.
- Статья об авианаблюдателях в 1967 г., сайт naamoush.wordpress.com.
- История 140-й эскадрилья, сайт ВВС, 12.08.20.
- История боевых вертолётов ВВС на сайте «Маркиа Шхаким».