Установка пулемётов на транспортно-десантных вертолётах для самообороны и прикрытия десанта в момент высадки - вещь достаточно обыденная. Использовались пулемёты и на вертолётах АОИ, на фото мы видим МАГ на S-58, Bell-212 («Анафа») и UH-60 («Яншуф»), а также «Негев» на UH-60 (последнее было лишь рекламой производителя «Негев»). В конце 50-х - первой половине 60-х (т.е. когда МАГ на вооружении ещё небыло) на вертолёты по-видимому ставили М1919А4. Информация об использовании 12.7-мм пулемётов на вертолётах АОИ мне не попадалась, хотя, как будет сказано ниже, возможно в будущем такие пулемёты появятся.
МАГ на UH-60 («Яншуф»).
В 2003 г. было опубликовано, что «Яншуф» получат GAU-17, т.е.
7.62-мм шестиствольный M134 Minigun (газета «Бамахане hа-Шавуа», 23.05.03, стр. 3). Однако в дальнейшем подтверждений что эти пулемёты таки были закуплены не появлялись, не было и соответствующих фотографий. А далее фото вертолётов с какими бы то ни было пулемётами исчезают из публикаций. Объяснение этому появилось на сайте ВВС 26.07.21: после Второй Ливанской войны (ВЛВ) 2006 г. ВВС приняли решение отказаться от пулемётов на транспортно-десантных вертолётах.
Приводится и объяснение, почему это произошло. Во-первых бортмеханики вертолётов (являвшиеся и бортстрелками) загружены различными задачами и для их подготовки к работе с пулемётом достаточно внимания не уделялось. К тому же бортмеханики набираются из наземных техников, т.е. изначально не боевых бойцов, т.е. их работа с пулемётом начиналась только на курсе бортмехаников. Во-вторых число бортмехаников в ВВС довольно велико, но после начальной подготовки на курсе тренировки по стрельбе из пулемёта проводились редко. И в-третьих, проблема опознания сил. Во время ВЛВ было несколько случаев ошибочного опознания своих сил как сил противника и огонь по ним (по-видимому жертв от этого огня небыло, но это подчёркивает 1-ю и 2-ю проблемы, т.е. низкий уровень подготовки стрелков).
И вот, по прошествии 15 лет, ВВС вновь возвращают пулемёты МАГ на транспортно-десантные вертолёты, пока речь только о «Яншуф». Причём если в прошлом операторами пулемётов были бортмеханики вертолётов, то сейчас этим будут заниматься бойцы эвакуационно-спасательного подразделения ВВС 669. Соответственно над возвращением пулемётов работает это подразделение, совместно со 124-й эскадрильей «hа-Херев hа-Митhапахат» вертолётов «Яншуф». На данном этапе пулемёты будут устанавливаться только для задачи «спасение покинувшего ЛА лётчика» («Хилуц Таяс Нотеш»).
В 669 работы возглавляет старший лейтенант А. По его словам, преимущество 669 в том, что его персонал - бойцы, т.е. люди, тренирующиеся с оружием постоянно, в т.ч. и с пулемётами. В полёте же до начала эвакуации бойцы 669 не загружены другими задачами, в отличии от бортмехаников, соответственно нет проблемы поставить 1-2 из них к пулемётам для самообороны. К тому же, новая роль ещё более сближает бойцов 669 с эскадрильями вертолётов, по-сути делает их полноценными членами экипажа, позволяет гораздо лучше понимать все этапы задачи. И ещё одно преимущество: наличие средства самообороны повышает уверенность как самих бойцов, так и экипажа вертолёта, что повышает вероятность на успешное выполнение задачи.
Кстати, в опубликованной ранее
статье о закупках CH-53K сказано, что вместе с вертолётами будут закуплены и
12.7-мм пулемёты GAU-21 (авиационный вариант M2HB). Если это действительно так, то это означает, что «Яншуф» дело не ограничится и уже сейчас продумывается вопрос и самообороны новых тяжёлых транспортно-десантных вертолётов.
Статья 2003 г. о закупке GAU-17.
МАГ на S-58.
МАГ на S-58.
МАГ на Bell-212 («Анафа»).
МАГ на Bell-212 («Анафа»).
МАГ на Bell-212 («Анафа»).
МАГ на UH-60 («Яншуф»).
МАГ на UH-60 («Яншуф»).
МАГ на UH-60 («Яншуф»).
«Негев» на UH-60 («Яншуф»).
«Негев» на UH-60 («Яншуф»).
Бойцы 669:
Ссылки:
- Огонь «Яншуф», сайт ВВС, 26.07.21.