Госконтролёр Израиля Матаньяху Энгельман подверг критике процесс принятия решений по закупке новой САУ для АОИ. О данной программе я пишу регулярно,
последняя публикация - 16.03.20.
Отчёт Энгельмана был опубликован сегодня, 03.08.20. Сразу замечу: госконтролёр не критикует само орудие разработки «Эльбит». Его ТТХ, цену, темпы разработки и поставки. Критикуется процесс принятия решений, предшествующий выбора «Эльбит» как поставщика САУ.
Итак, пункты критики:
- СВ АОИ не проверили конкурирующие образцы. В частности, в марте 2014 г. по инициативе СВ и МАФАТ (Управление НИОКР МО и АОИ) была отменена демонстрация в Израиле орудия AGM немецкой разработки - основного конкурента «Эльбит».
- Не подымался вопрос артогня как части поддержки сухопутного манёвра. Не обсуждались требования от этого огня и его эффективность. Комиссия ГШ, которая должна была представить заместителю НГШ и самому НГШ полную картину, не включила в неё оперативные вопросы, связанные с отдачей от замены орудий.
- СНБ не представил кабинету министров анализ альтернатив, не являющимися закупкой новой САУ, а МАФАТ представил СНБ и кабинету министров оценку стоимости орудия AGM, которая в 2 раза превышала реально имевшуюся у него цифру.
Далее следует рекомендация Госконтролёра: в следствии выявленных недостатков, от системы безопасности требуется проводить упорядоченную и тщательную штабную работу и предоставлять точную и полную картину тем, кто в конце концов принимает решения.
Ответ МО: «Комиссия по выбору разработчика в МАФАТ в течение многих месяцев изучала все возможные альтернативы для реализации проекта разработки и закупки орудия будущего АОИ. После получения профессиональных мнений от всех соответствующих сторон, встреч с представителями промышленности и рассмотрения проектов орудий за рубежом, комиссия представила толстый засекреченный документ, в котором рекомендовала реализацию проекта на заводе орудий компании ‘Эльбит Маарахот’ (ранее ‘Солтам’), который является единственным в Израиле, способным поставлять соответствующие системы в соответствии с оперативными требованиями АОИ. Рекомендации комитета и их утверждение были сделаны по правилам и проект находится в стадии реализации».
От себя замечу: в приведенной критике я ничего серьёзного не заметил. Вопросы о месте и роли артиллерии появляются постоянно и ответ на них один: ствольная артиллерия нужна. Как следствие по всему миру продолжается разработка новых орудий и их закупка. Альтернативы ствольной артиллерии (РСЗО, УР разных классов, авиация) дополняют её или вообще имеют собственные ниши (конечно, всегда есть то или иное пересечение возможностей). Различные альтернативы разработки «Эльбит» рассматривались и не всегда подобное рассмотрение требует проведение стрельб у клиента (в данном случае в Израиле). Что касается цены AGM, то и тут вопрос понятен: производитель предоставил закупочную цену на «голое» орудие, МАФАТ уточнил его с учётом цены жизненного цикла (скажем, на 20 лет эксплуатации).
P.S. Вечером 03.08.20 ответ на критику опубликовал и пресс-секретарь АОИ. В ответе сказано (перевожу почти дословно):
- АОИ принимает критику, приветствует её, обещает исправить то, что надо исправить, будет действовать для быстрого претворения выводов в жизнь.
- Проект нового орудия («hа-Тотах hа-Хадаш») - важное оперативное событие, СВ занимаются этим проектом уже более 8 лет. Это длинный и основательный процесс на уровне вида ВС, развёрнутый и качественный, выполняется в соответствии правила 10/1 (правило ГШ по проверке закупок, т.е. вынесение инициативы, разработка и закупка вооружений).
- СВ вели обширную штабную работу в течении нескольких лет для утверждения и осуществления данной программы. Проект был проверен всеми соответствующими методами, включая в рамках плана «Йабаша вэ-Офек» от 2016 г.
- Выводы штабной работы: парк артиллерийских орудий требует обновления. Поскольку процесс длинный, надо начать его как можно быстрее. Теме был выделен высокий приоритет в рамках долгосрочного плана развития АОИ «Гидеон» (июль 2015 - июль 2020 гг. - О.Г.).
- В отличии от того, что написано в отчёте, СВ проверяли вопрос в рамках плана «Йабаша вэ-Офек» и изучали его достаточно глубоко. Подобное происходит в любом проекте, краткосрочном и долгосрочном. Все эти проекты проводятся по правилу 10/1. В рамках этого правила проверяются последствия принятия того или иного решения, особенно это касается проектов, требующих крупных ресурсов.
- НГШ даже создал специальную комиссию ГШ по вопросу закупки нового орудия, до вынесения решения на утверждение военно-политического кабинета министров. СВ также интегрировало «красные команды» («Цватим Адумим»; т.е. те, кто ищет слабости, изъяны и альтернативы некоему решению - О.Г.) в рамки штабной работы по утверждению проекта.
- Также, будет создана (сказано в будущем времени, хотя судя по дальнейшему тексту речь идёт о уже произошедшем событии - О.Г.) группа по проверке («Цевет Бдика»), которая проверит необходимость в существовании принципиального утверждения АОИ проекта, до или после обращения к комиссии разработчиков («Ваадат hа-Мефатхим») в Управлении НИОКР МО (МАФАТ).
- После представления выводов комиссии по проверке (июль 2017 г.) было дано принципиальное разрешение НГШ и министра обороны. Через год (ноябрь 2018 г.) документ о принципиальном разрешении был разослан соответствующим лицам. Важно подчеркнуть, что решение такого объёма требует утверждения кабинета (было дано в марте 2018 г.). В марте 2019 г., после завершения переговоров, был написан и разослан окончательный текст разрешения на проект.
- Мы отвергаем утверждение, что ГУ планирования (АГАТ) принципиально утвердил проект до его представления СВ. Уже в 2013 г. СВ принципиально утвердили проект, а только в 2017 г. он был подан на принципиальное утверждение НГШ и министром обороны.
- Что касается претензии о не вынесении требования о «синей и белой независимости» (т.е. израильской независимости от иностранных поставщиков в данном вопросе - О.Г.), мы отмечаем, что этот вопрос был представлен в начале обсуждений и в комиссии разработчиков, но, возможно, было необходимо подчеркнуть этот вопрос также на итоговой стадии.
- АОИ осуществляет надлежащие рабочие процессы в соответствии с рекомендациями и обеспечивает предоставление точных данных лицам, принимающим решения. Также АОИ продолжит свою задачу по защите жителей Государства Израиль, продолжит повышать эффективность, совершенствоваться и будет открытой для конструктивной критике.
Click to view
Ссылки:
- Освобождение израильской компании и не показанная информация: так было выбрано новое орудие АОИ, ynet, 03.08.20.
- «Без демонстрации конкурента и с ошибочной системой расчёта цен»: так было выбрано новое орудие для АОИ, maariv, 03.08.20.
- Отчёт госконтролёра - провалы в области безопасности, israeldefense, 03.08.20.
- Новое орудие АОИ закуплено без проверки, нужно ли оно армии, calcalist, 03.08.20.
- Ответ пресс-секретаря АОИ на отчёт госконтролёра 70-Гимель, сайт АОИ, 03.08.20.
- Обсуждение на Фреш.