Эскадрилья («Таесет») - основное тактическое подразделение ВВС Израиля. Различают два вида эскадрилий: лётные эскадрильи (ед.ч. «Таесет Тиса», мн.ч. «Таясот Тиса»), т.е. эскадрильи летательных аппаратов (ЛА, т.е. самолётов, вертолётов, БПЛА и возможно даже ракет) и вспомогательные эскадрильи. Командиры эскадрилий - в звании подполковник («Сган Алуф»), заместители командира - в звании майор («Рав Серен»). В составе эскадрилий есть отделы (ед.ч. «Гаф», мн.ч. «Гапим»), командиры отделов - в звании майор, иногда - капитан («Серен»). Отделы могут включать сектора («Махлака»), командиры секторов - в звании капитан или старший лейтенант («Сеген»), в некоторых случаях командиром может быть и прапорщик.
Вспомогательные эскадрильи имеются в составе любого авиакрыла ВВС («Канаф») и базы ВВС (БАХА - «Басис Хейль hа-Авир»), даже если последняя не имеет летательных аппаратов, как например Хайфская авиатехническая школа (БАХА-21) или Увда (БАХА-10) до перевода туда 115-й эскадрильи в 2005 г. К вспомогательным эскадрильям относятся:
- Эскадрилья авиауправления («Таесет Теуфа») - различные услуги авиауправления для лётных эскадрилий и базы в целом, например контрольная вышка аэродрома, пожарная охрана авиабазы, наземная охрана авиабазы и т.п. Командир эскадрильи называется МАТАТ («Мефакед Таесет Теуфа»), относится к авиаперсоналу (лётчик или штурман).
- Эскадрилья технического обслуживания («Таесет Тахзука Авирит») - проведение средних ремонтов ЛА и предоставление различных ремонтных услуг («Дерег Алеф») лётным эскадрильям, например обслуживание авионики и двигателей. Командир эскадрильи называется МАТАТА («Мефакед Таесет Тахзука Авирит»), относится к техническому персоналу. Обычно эта эскадрилья - самая большая эскадрилья базы.
- Эскадрилья тылового обеспечения («Таесет Минhаля») - медицина, питание, кадры, вещевое обеспечение и т.п. Командир эскадрильи называется МАТАМ («Мефакед Таесет Минhаля»), относится к персоналу тылового обеспечения или кадров.
- Строительное подразделение («Йехидат Бинуй»). Для этого подразделения слово «эскадрилья» не используется. В военное время основная задача подразделения - ремонт повреждённой ВПП и других жизненно важных объектов аэродрома, в мирное - ремонт сооружений базы и выполнение различных строительных проектов. Для подразделения характерно наличие в составе персонала значительного количества гражданских работников АОИ («Эзрахим - Овдей ЦАhАЛь»).
Лётные эскадрильи включают в своём составе ЛА (или же симуляторы), лётный и технический персонал, а также дополнительный вспомогательный персонал.
Число ЛА в эскадрилье бывает разным, зависит от типа ЛА и наличия тех или иных модификаций этого ЛА (оптимальный вариант: гомогенная эскадрилья одного типа и одной модификации ЛА, впрочем существует немало исключений из этого правила). Несколько примеров:
- Для небольших ЛА (боевые самолёты, различные вертолёты, лёгкие транспортные самолёты) размер эскадрильи - 25-30 ЛА.
- Для тяжёлых транспортных самолётов размер эскадрильи - 10-12 ЛА.
- Для специальных типов самолётов и вертолётов эскадрилья может включать всего несколько ЛА (2-4-6 и т.п.) , т.е. все ЛА данного типа в ВВС. Возможна ситуация, когда принимается решение не создавать отдельную эскадрилью, а создать отдел в рамках другой эскадрилье. Например, с конца 70-х и до начала 2017 гг. ВВС эксплуатировали 3 базовых патрульных самолёта IAI-1124N Sea Scan («Шахаф»). Отдельная эскадрилья для них не создавалась, имелся «Отдел морского патрулирования» («Гаф Сиюр Ям») в составе 120-й эскадрильи тяжёлых транспортных самолётов Boeing 707 («Реем»). В то же время, в 1978-1994 гг., когда ВВС эксплуатировали 4 самолёта ДРЛОиУ E-2С Hawkeye («Дая»), для них была создана отдельная эскадрилья (192-я). Ещё пример: в 1985 г. ВВС получили 2 морских вертолёта Eurocopter HH-65 Dolphin («Дольфин»). Их эксплуатировали в рамках отдела в составе 124-й эскадрильи (1985-1987 и 1990-1994 гг.) и как отдельную 193-ю эскадрилью (1987-1990 и вновь с 1994 г.). В настоящее время эта эскадрилья эксплуатирует 5 вертолётов Eurocopter AS565 Panther («Аталеф»).
- В ВВС существуют две эскадрильи симуляторов (тренажёров): 420-я симуляторов боевых самолётов («Таесет Меамней Крав», база Хацор, создана в 2010 г.) и симуляторов БПЛА и вертолётов («Таесет Меамней КАТБАМ вэ-Масоким», база Пальмахим, создана 16.09.16).
- С 1974 г. в ВВС существует Центр испытательных полётов МАНАТ 5601, с сентября 1990 г. Центр имеет статус эскадрильи («Таесет МАНАТ 5601»). В составе эскадрильи несколько специальных самолётов («летающие лаборатории») при необходимости могут использоваться и линейные самолёты и вертолёты других эскадрилий. Подробнее о МАНАТ - в отдельной статье.
- Согласно различным публикациям, в состав ВВС Израиля входит база «2-е авиакрыло» («Канаф-2», оно же «Сдот Миха» или «Сдот hа-Элла»), где базируются 150-я, 199-я и 248-я эскадрильи, вооружённые БР «Йерихо» («Иерихон») разных модификаций. В официальных израильских публикациях эта база, эскадрильи и наличие «Йерихо» на вооружении не упоминается.
- Собственные эскадрильи имеются и в составе Лётной школы ВВС («Бейт hа-Сефер ле-Тиса», БИСТ-12). Обычно они более компактные обычных лётных эскадрилий, командиры в звании майор. Известные эскадрильи: Отбора («Таесет Миюн», самолёты Grob G 120A - «Снунит»), Начальная боевых самолётов («Таесет Ришоней Крав», самолёты T-6 Texan II - «Эфрони»), Продвинутая боевых самолётов («Таесет Миткадем Крав», самолёты M-346 Master - «Лави»; использует самолёты совместно со 102-й эскадрильей), Продвинутая транспортных самолётов («Таесет Миткадем Товаля»), Вертолётная («Таесет Масоким»), Пилотов-инструкторов («Таесет Мадрихей Тиса», «Таесет МАДРАТ»).
Командир лётной эскадрильи - обычно лётчик, но было уже несколько случаев командиров-штурманов (в эскадрильях где есть штурманы). Отделы в составе лётной эскадрильи:
- Лётный отдел («Гаф Тиса») - командир лётчик (реже штурман), он же первый заместитель командира эскадрильи («САМАТ Алеф», САМАТ - «Сган Мефакед Таесет»). Есть ещё второй заместитель («САМАТ Бет»), также майор, не знаю чем занимается. Лётный отдел сосредотачивает весь лётный персонал и тех, кто занимается помощью в подготовке вылета (кроме техников) - т.е. подготовка для лётчиков разведданных, карт и т.п.
- Технический отдел («Гаф Техни») - его командир называется «Технический офицер эскадрильи» («Кцин Техни») - техники эскадрильи, только базовые специальности. В прошлом таких специальностей было три: механики («Мехонаи»), оружейники («Хамаш») и электрики («Хашмалаи»). Позже их объединили в «Техника лётной эскадрильи» (т.н. «Технаи Дерег Алеф»), все прочие техники - приходящие из Эскадрилья технического обслуживания базы.
Лётный и технический отделы есть всегда, некоторые эскадрильи имеют дополнительные отделы:
- в эскадрильях с большим количеством штурманов есть отдельный отдел штурманов («Гаф Наватим»);
- в составе эскадрилий боевых самолётов, специализирующихся и на задачах разведки, есть отдел фоторазведки («Гаф Цилум»);
- в эскадрильях с большим количеством электронного и другого оборудования, которое нужно регулярно устанавливать и менять на ЛА, есть отдельный отдел систем («Гаф Маарахот», не путать с отделом с таким же названием в составе Эскадрильи технического обслуживания, см. ниже); например, такой отдел есть в эскадрилье МАНАТ 5601 и в 210-й эскадрильи (БПЛА «Эйтан»);
- в составе 100-й эскадрильи есть отдел воздушных наблюдателей («Гаф Саярей Авир»), выполняющих задачи визуальной разведки;
- в составе 120-й эскадрильи есть отдел бортинженеров («Гаф Мехонаним»), последние являются и операторами дозаправки;
- в прошлом в составе 120-й эскадрильи существовал «отдел операторов погрузки» («Гаф Пакахей hа-Амаса»); в 1974 г. он стал отдельным подразделением («Йехидат Пакахей hа-Амаса 757»), обслуживающим различные эскадрильи тяжёлых и средних транспортных самолётов;
- в составе 122-й эскадрильи есть отдел борт-авиадиспечеров («Гаф Бакара»), работающих на самолётах ДРЛОиУ «Нахшон Эйтам»; по-видимому в прошлом такой отдел имелся и в 192-й эскадрильи самолётов ДРЛОиУ «Дая»;
- в некоторых источниках упоминаются также «учебный отдел» («Гаф hадраха») и разведотдел («Гаф Модиин»), возможно это сектора внутри лётного отдела.
В воздухе самолёты или вертолёты обычно действуют парами, командиром пары является лётчик, прошедший дополнительную подготовку и получивший квалификацию ведущего («Мовиль Зуг»). В случае если две пары объединяются в звено из четырёх самолётов или вертолётов, один из ведущих, имеющих соответственную квалификацию, становится ведущим звена («Мовиль Ревия»).
Состав экипажей и звеньев обычно не постоянный. Проводились эксперименты по созданию постоянных экипажей и звеньев, насколько это известно, результатов они не дали.
Приложение: дополнительные подробности по вспомогательным эскадрильям: отделы и сектора.
Эскадрилья авиауправления
- Отдел информационной безопасности («Гаф Автахат Мейда», в прошлом «Гаф Битахон Саде») - разрешения входа на базу, кибер-безопасность компьютерных систем базы, выдача допусков персоналу базы, вопросы контрразведки внутри базы.
- Отдел наземной охраны («Гаф hагана Каркаит») - охрана базы в мирное время. В составе отдела оперативный КП («ХАМАЛь Автаха»), взвод профессиональных охраников объектов («Меавтеах Митканим»), взвод или рота охраны стратегических объектов (например «Пальгат hа-Негев» или «Пальгат Магеней hа-Негев» на базе БАХА-28 - Неватим). Некоторые базы используют сторожевых собак, соответственно отдел отвечает за псарню («Кальбия»). В военное время для охраны привлекают резервные батальоны охраны («Гдуд Автаха»), возможно особо крупные базы могут иметь более одного такого батальона.
- Отдел услуг ВПП («Гаф Шерутей Маслюль») - контрольная вышка аэродрома, станция пожарной охраны базы.
- Отдел непрерывной работы («Гаф Рецифут Тифкудит») - сектор химзащиты («Махлекет hитгоненут»), отвечает за подготовку базы к работе в условиях применения неконвенционального оружия, сектор готовности («Махлекет hиархут») - отвечает за вопросы развёртывания на базе («Приса») подразделений с других баз или выезд подразделений базы на другие базы.
- Оперативный отдел («Гаф Мивцаим») - отвечает за связь базы и её лётных эскадрилий со штабом ВВС через КП базы (МУШЛАМ - «Муцав Шлита Меркази», в прошлом назывался МАПИК («Муцав Пикуд Канфи»), получения разведкартины. Обычно командир этого отдела является заместителем командира эскадрильи авиауправления (СМАТАТ - «Сган МАТАТ»). Как и МАТАТ, СМАТАТ относится к авиаперсоналу.
Эскадрилья технического обслуживания
- Отдел самолётов и/или отдел вертолётов («Гаф Матосим/Масоким») - проведение средних ремонтов («Дерег Бет») ЛА в специально предназначенном для этого ремонтном ангаре.
- Отдел авионики («Гаф Авионика») - обслуживание и ремонт различных систем авионики. В прошлом существовали несколько отдельных отделов по видам авионики, сейчас это сектора в составе одного отдела: Системы управления огнём (БАКРИ - «Бакарат Йери»; РЛС самолёта, ИЛС/нашлемный прицел, VTR и т.п.), системы навигации и связи (НЕШЕР - «Нивут Кешер Радио»; включая обслуживание наземных систем связи базы), системы РЭБ («Ламед-Алеф - Лохама Электронит»).
- Отдел наземных услуг («Гаф Шик-Куф - Ширутей Карка») - обслуживание различного наземного оборудования, например различные лестницы, стенды, прицепы, домкраты; топливозаправочные системы, системы аварийного торможения самолётов (системы тросов аэрофинишера и остановочная сеть), системы кислорода и азота, системы гидравлики, компрессоры, аккумуляторы и электрогенераторы, подъёмные краны, обслуживание пожарных и уборочных машин, испытательное оборудование и т.п.
- Отдел двигателей («Гаф Маноим»).
- Отдел систем («Гаф Маарахот») - системы управления полётом, стойки шасси, колёса, электропроводка, приборы кабины пилота.
- Отдел авиационного снабжения («Гаф Аспака Теуфати - Логистика Авирит») - управление складами запчастей для авиатехники.
- Отдел управления («Гаф Мерказ Ахзака») - по-сути КП эскадрильи, отвечает за координацию работ с лётными эскадрильями и подразделениями ВВС центрального подчинения.
- Отдел компьютеров и сетей («Гаф ТАМАМ», ТАМАМ - «Тикшорет Маарахот Мейда») - компьютерная сеть и компьютеры базы.
- Отдел контроля качества и инструктажа («Гаф Автахат Ихут вэ-hадраха») - контроль качества и проведение различных курсов и инструктажей для техников базы.
- Отдел структур и производства («Гаф Мивне вэ-Йецур») - обслуживание корпусов самолётов, проверки на трещины («Аль-hерес»), изготовление различных деталей.
- Отдел вооружений («Гаф Маарахот Йери - Химуш») - обслуживание авиационных пушек и систем подвески вооружений под крылья самолёта.
- Отдел управляемого вооружения и боеприпасов («Гаф НАШМАТ», НАШМАТ - «Нешек Мунхе вэ-Тахмошет») - все виды управляемого и неуправляемого вооружения, использующиеся ЛА.
Эскадрилья тылового обеспечения
- Медицинский отдел («Гаф Рефуа») - включает поликлинику базы, психологическую службу, санитарную службу.
- Отдел транспорта («Гаф Рехев») - отвечает за весь автотранспорт базы, включая его выделение пользователям, обслуживание, проведение инструктажей по вопросам вождения и правил дорожного движения.
- Отдел кадров («Гаф Коах Адам») - включает офисы работы с резервистами («Мисрад Милуим»), финансовые выплаты («Мисрад Ташлумим»), сектор условий службы («Махлекет ТАШ», ТАШ - «Тнаэй Ширут»), последний помогает солдатам, нуждающимся в особой помощи.
- Военный раввинат («Рабанут») - различные религиозные услуги, слежение за кошерностью питания, забота о погибших и их семьях, эксплуатация синагоги базы.
- Отдел питания («Гаф Тезуна») - кухня и столовая базы.
- Отдел индивидуальных и коллективных услуг («Гаф ШАФИ», ШАФИ - «Шерутей Прат Йехида»). Отвечает за вопросы образования и инструктажи на базе, экскурсии, организацию праздников и церемоний, жилые помещения лётного состава и командного состава базы (BOQ - Base Officers Quarters), магазин («Кантина») базы (ШЕКЕМ), офис общественных связей.
- Отдел Главного прапорщика базы («Гаф РАСАР») - командир отдела - Главный прапорщик базы («РАСАР hа-БАСИС»), отдел отвечает за дисциплину и чистоту базы. Отвечает за эксплуатацию парикмахерской базы, плавательного бассейна, гауптвахты («Маацар hа-Бсиси»), на некоторых базах и BOQ.
Строительное подразделение
- Инженерный отдел («Гаф hандаса») - отвечает за проекты подразделения. Контакты с гражданскими подрядчиками и различными производителями и поставщиками оборудования, интегратор на всех этапах проекта (выработка требований, планирование, выполнение). В составе отдела есть производственные сектора: ЦАМА («Циюд Механи hандаси», тяжёлое инженерное оборудование), слесарная мастерская («Масгерия»), столярная мастерская («Нагария»), ремонта и обслуживания («Биньян вэ-Ахзака»).
- Отдел систем («Гаф Маарахот») - отвечает за инфраструктуру базы: электричество, водоснабжение и канализацию, системы кондиционирования и отопления, топливопроводы для самолётов и др. Соответственно сектора отдела: Электричество, Генераторы, Вода и канализация, Кондиционеры и машины.
Ссылки:
- «Эскадрильи и подразделения ВВС Израиля» - обсуждение на waronline.
- Эскадрилья, статья Википедии.
- Список эскадрилий ВВС Израиля, Википедия.
- Категория: эскадрильи ВВС Израиля, Википедия.
- Дотронуться до небес: эскадрильи боевых самолётов, mako.
- Заместители командиров эскадрилий, сайт ВВС.
- Видящие в даль. Статья о «Гаф Саярей Авир», журнал ВВС 161 (262), 22.02.05.
- Снимок ситуации. Статья о фоторазведке в ВВС, журнал ВВС 176, 27.08.07.
- Биография штурмана Ури Дроми, Википедия.
- Штурман боевых самолётов, статья Википедии.
- База ВВС Израиля, Википедия.
- Виртуальная экскурсия по базе ВВС Израиля, сайт ВВС.
- База ВВС Неватим.
- Лётная школа, статья Википедии.
- Самое важное скрыто от глаз, сайт ВВС, 11.07.16.
- Что делают в эскадрилье «hа-Нешер hа-Ляван»? Сайт АОИ.
Дата последнего обновления: 11.01.18.