По сообщению официального сайта «Израильской Авиационной Промышленности» (IAI) за 15.05.17, РЛС EL/M-2258 ALPHA (Advanced Lightweight Phased Array) была установлена на одном из ракетных катеров типа
«Саар-4.5» ВМС Израиля. В настоящее время осуществляются морские испытания системы. До конца 2017 г. АОИ получит ещё 2 EL/M-2258, всего же заказаны 11 таких РЛС для модернизации «Саар-4.5» и корветов
«Саар-5».
РЛС EL/M-2258 ALPHA на ракетном катере типа «Саар-4.5».
В 2014 г. корвет «Лаhав» типа «Саар-5» был оснащён РЛС EL/M-2248 MF-STAR (Multi-Function Surveillance, Track And Guidance Radar; «Адир») IAI/ELTA - полноценным
РЛС АФАР (активная фазированная антенная решётка), имеющим 4 отдельные антенны для обеспечения кругового обзора. Данная РЛС поставляется также в Индию для эсминцев типа
Kolkata (Project 15A, 3 корабля, введены в строй в 2014-2016 гг.), эсминцев
Visakhapatnam (Project 15B, 4 корабля, 2 строятся и 2 запланированы, ввод в строй в 2018-2024 гг.) и авианосца
Vikrant (будет введён в строй в 2020 г., ещё 1 того же типа запланирован). Возможно их получат и фрегаты
Project 17A (7 запланированы).
Однако, EL/M-2248 имеет значительные габариты и вес и не подходит для оснащения небольших кораблей, таких как ракетные катера «Саар-4.5». Решением стал EL/M-2258, где круговой обзор обеспечивается одной вращающейся антенной. Масса данной антенны с приводами - 700 кг (в отличии от 1500 кг для каждой из 4 статических антенн EL/M-2248), подпалубные системы весят ещё 500 кг (в отличии от 900 кг для EL/M-2248). При этом ТТХ РЛС по некоторым параметрам схожи - дальность обнаружения цели типа «истребитель» на большой высоте - более 120 км (по другим источникам для EL/M-2248 - более 250 км), дальность обнаружения низколетящей ПКР - более 25 км. По большинству других ТТХ EL/M-2248 предпочтительнее, например обзор по углу места (85 градусов против 70 у EL/M-2258), быстродействие, возможности целеуказания для ракет, надёжность.
Почему заказаны именно 11 РЛС? Возможно, для оснащения всех имеющихся ракетных катеров и корветов, их как раз 11: 8 «Саар-4.5» и 3 «Саар-5». Да, «Лаhав» уже получил EL/M-2248, но его используют как испытательную платформу как для самой РЛС, так и для ракет «Барак-8» и морской версии «Железного купола». Заказанные
«Саар-6» будут иметь EL/M-2248, после ввода в строй первого корабля этого типа необходимость в EL/M-2248 на «Лаhав» отпадёт, тогда возможен демонтаж с него EL/M-2248 для переноса на один из «Саар-6», сам же «Лаhав» получит 11-й EL/M-2258.
Версия, согласно которой 11-й EL/M-2258 предназначен для первого корвета типа
«Саар-72», кажется мне недостоверной. Во-первых нет подтверждений, что данный корабль строится или даже заказан, во-вторых если ВМС Израиля примут решение закупить «Саар-72» - речь вряд ли будет идти об одном корабле. Как второстепенную версию можно предположить следующее: ВМС уже заказали или собираются заказать в ближайшем будущем 3 «Саар-72» и именно для них предназначены 3 из 11 EL/M-2258, а два оставшихся ещё не модернизированных «Саар-5» позднее получат EL/M-2248.
Пока о «Саар-72» известно немного, см. статью
«Корветы ‘Саар-72’».
Два «Саар-5»: справа модернизированный «Лаhав» с РЛС EL/M-2248 MF-STAR.
Ссылки:
- Из открытых источников, блог natan84, 15.05.17.
- IAI Successfully Completes Installation of the Advanced Alpha Surveillance Radar on Israeli Navy Missile OPV, сайт IAI, 15.05.17.
- EL/M-2258 - ALPHA, сайт IAI.
- EL/M-2248 MF-STAR, сайт IAI.
- EL/M-2248 MF-STAR, Википедия.
- Обсуждение на Фреш.
- «Корветы ‘Саар-5’; РЛС EL/M-2248 MF-STAR и модернизация ‘Саар-5’», обсуждение на waronline.