БПЛА «Шоваль» - 10 лет в составе ВВС

Mar 09, 2017 15:51


БПЛА «Шоваль» (IAI Heron-1, он же «Махац-1») отмечает 10 лет в составе ВВС. Официальное принятие на вооружение состоялось 07.03.07. Но ещё до этого «Шоваль», находившиеся с 2005 г. на опытных испытаниях в ВВС при поддержке фирмы-производителя, приняли участие в операции «Гешмей Каиц» в секторе Газа (28.06.06-26.11.06) и во Второй Ливанской войне (12.07.06-14.08.06).


«Шоваль» был разработан IAI в инициативном порядке, т.е. без наличия заказчика. БПЛА должен был значительно превзойти IAI RQ-5 Hunter - БПЛА, разработанный для вооружённых сил США. «Шоваль» получил новый двигатель, топливные баки в крыльях, убирающееся шасси. Далее были разработаны новые крылья увеличенного размаха. Всё это позволило освободить место в корпусе для полезной нагрузки и увеличить время пребывания в воздухе. При взлётной массе 1,150 кг «Шоваль» способен подымать 300 кг полезной нагрузки (на практике ограничение - 250 кг) и находиться в воздухе 30-45 часов (в зависимости от массы нагрузки). На испытаниях без полезной нагрузки БПЛА находился в воздухе 52 часа. Для сравнения: Hunter при максимальной взлётной массе 727 кг мог нести 90 кг полезной нагрузки и находиться в воздухе 21 час.

На момент принятия «Шоваль» на вооружение, в составе ВВС было 2 эскадрильи БПЛА: 200-я «Первая эскадрилья БПЛА» («Таесет hа-МАЛАТим hа-Ришона»), имевшая на вооружении IAI Searcher-2 («Кохав Ляван», с июня 1998 г.), и 166-я «Зик» («Таесет hа-Зик»), имевшая на вооружении Elbit Hermes 450 («Зик», с 1999 г.). «Шоваль» поступил на вооружение 200-й эскадрильи и постепенно заменил «Кохав Ляван». С точки зрения ТТХ и возможностей самолёта, для эскадрильи «Шоваль» был колоссальным качественным скачком: для сравнения, «Кохав Ляван» при максимальной взлётной массе 500 кг мог нести 68 кг полезной нагрузки и находиться в воздухе 18 часов.

Во время Второй Ливанской войны резервист 200-й эскадрильи, работавший на IAI, рассказал командиру эскадрильи, что IAI имеет несколько «Шоваль», пока не используемых. ВВС срочно связались с IAI и уже на следующий день в эскадрилье было развёрнуто ещё 2 вагончика управления «Шоваль». Их применение заслужило самые высокие оценки. Через несколько дней было принято решение задействовать ещё один «Шоваль». Но небыло свободного вагончика. Пришлось выселить из офиса офицера по кадрам эскадрильи («Шлиша») и превратить офис в импровизированный вагончик управления «Шоваль».

Эскадрилье пришлось срочно заниматься переподготовкой операторов для работы с «Шоваль». При этом было решено, что операторы «Шоваль» не будут параллельно работать с «Кохав Ляван» (за исключением старших офицеров эскадрильи). Вскоре были разделены и техники. Данное решение было связано с прошлым опытом: при замене БПЛА параллельная работа на двух разных типах самолётов приводила к различных лётно-техническим происшествиям.

«Шоваль» выполняет в ВВС большое количество задач, ряд из них засекречена. Основная задача - визуальная разведка, но не только. Так, с 2012 г. «Шоваль» используется для морского патрулирования, а с начала 2017 г., когда с вооружения был снят базовый патрульный самолёт IAI-1124N «Шоваль» единственный, кто выполняет эту задачу (см. статью «Самолёты IAI-1124N Sea Scan («Шахаф») покидают ряды ВВС Израиля»).

В настоящее время в эскадрилье во взаимодействии с Центром испытательных полётов ВВС (МАНАТ - «Мерказ Нисуэй Тиса») идёт работа над приданием «Шоваль» возможностей автоматического взлёта и посадки, т.е. отказа от услуг оператора взлёта-посадки («Метис Хуц») для этих целей. На первом этапе должна быть внедрена возможность автоматической рулёжки по ВПП аэродрома до взлёта и после посадки, на втором - собственно автоматический взлёт и посадка.

Строительство парка БПЛА «Шоваль» ВВС продолжается. В последнее время были подписаны контракты с поставщиками на ближашие 5 лет: поставка дополнительных «Шоваль», различной полезной нагрузки для них и вагончиков управления. Параллельно абсорбируются новые задачи и новые методы применения БПЛА.

Приложение: аварии БПЛА «Шоваль» в Израиле

В мае 2015 г. сообщалось, что между 2008 и 2013 гг. АОИ потеряла 7 крупных БПЛА общей стоимостью в 82 млн шекелей. Сюда входят 2 Heron и 5 Hermes-450. Цифры не включают аварии БПЛА во время испытаний фирмами-производителями, а также аварии малых БПЛА, используемых сухопутными подразделениями. Подробности одной из аварий известны: 11.05.13 у «Шоваль» ВВС произошла поломка двигателя и операторы направили его в море между Тель-Авивом и Нетанией, дабы предотвратить падение на жилые кварталы. Тогда отмечалось, что это первый случай технической поломки «Шоваль», приведшей к его падению.

09.08.16 «Шоваль», принадлежавший IAI (а не ВВС), разбился по техническим причинам в деревне Залафа в Вади Ара на севере Израиля. От отравления угарным газом в ходе возникшего пожара пострадали 32 человек (в т.ч. 13 детей), все - легко.







Ссылки:
  1. Парк «Шоваль» отмечает 10 лет, сайт ВВС, 07.03.17.
  2. Обсуждение «Израильские БПЛА» на waronline.
  3. Обсуждение «Аварии израильских БПЛА» на waronline.

Морская авиация, Аварии БПЛА, БПЛА, ВВС - эскадрильи

Previous post Next post
Up