12 октября 2000 г. американский
эсминец «Коул» (USS Cole, DDG-67, тип Arleigh Burke) пришвартовался в порту Адена (Йемен) для пополнения запасов воды, топлива и продовольствия. Во время заправки корабль был атакован моторным катером, управляемым двумя террористами-смертниками и начинённым 200-230 (возможно даже 300) кг ВВ в тротиловом эквиваленте. В результате подрыва в средней части корпуса с левого борта образовалась большая пробоина, были затоплены кубрики и каюты экипажа. Были выведены из строя газотурбинные двигатели, гребной вал, корабль накренился на четыре градуса на левый борт, возник пожар. 17 членов экипажа погибли, 39 были ранены.
Похожий случай произошёл и в Израиле: в ночь 22/23.11.02 израильский сторожевой катер типа «Дабур» перехватил палестинскую лодку, направляющуюся на север вдоль побережья со стороны Газы. По-видимому террористы намеревались осуществить теракт в районе одного из израильских пляжей или внутри одного из приморских населённых пунктов. При приближении сторожевого катера террористы взорвали лодку, пытаясь уничтожить катер. Последнее не удалось, но катер получил повреждения, трое моряков были ранены - один получил осколочные ранения средней тяжести, двое были ранены легко. Похожий случай произошёл и в ноябре 2000 г. (по дате просматривается прямая связь со случаем с «Коул»), тогда обошлось без жертв со стороны Израиля.
Кроме заминированных лодок, вблизи побережья Газы ВМС Израиля угрожает опасность обстрела с берега с помощью ПТУР, а на более коротких дистанциях - из безоткатных орудий и крупнокалиберных пулемётов. У побережья Ливана к опасностям добавляется и обстрел ПКР.
Ответом на подобные угрозы в конфликтах низкой интенсивности стала разработка беспилотных катеров - USV (Unmanned Surface Vehicle) или на иврите КАШБАМ («Кли Шаят Билти Меуяш»).
В начале 2002 г. на испытания вышел Stingray небольшой израильской фирмы AD&D (Aero Design & Development) из Реховота. Разработка данного USV началась в 1997 г. Длина прототипа составляла 3.5 м, скорость - 43 узла. В виду небольших размеров и малых возможностей ВМС от данного образца отказалась.
По-видимому тогда же, в конце 90-х, разработку USV начала и компания «Рафаэль». Её образец получил название
Protector, первые публикации о нём появились в июле 2003 г. Катер создавался совместно с компанией
Aeronautics Defense Systems из Явне, хотя в дальнейшем последняя прекратила участие в проекте.
Первый вариант Protector имел длину 9 м, один двигатель, скорость 50 узлов. В 2004 г., после завершения серии испытаний, несколько Protector начали службу в ВМС Израиля. С 2005 г. 2 катера использовались и Сингапуром, в т.ч. в рамках миротворческой операции в Персидском Заливе, с борта
десантных кораблей класса Endurance. Данные катера уже сняты с вооружения, один из них помещён в музей
ВМС Сингапура, впрочем возможно Сингапур получил взамен них новые Protector. Сообщалось также о поставках катера
ВМС Мексики, а в 2006 г. «Рафаэль» совместно с Lockheed Martin и BAE Systems проводила испытания катера в США, демонстрируя его возможности ВМС и Береговой охране США.
На смену Protector первого поколения пришли катера второго поколения, их длина составляла уже 11 м, два двигателя. А в середине 2016 г. (27.07.16) было опубликовано, что «Рафаэль» проводит испытания Protector третьего поколения, на платформе производства американской компании
Oregon Iron Works. По плану, кроме прототипа, в конце 2016 г. Израиль должен был получить ещё 3 таких катера, принятие всех 4 на вооружение было запланировано на 2017 г. Если для Protector второго поколения использовалось название «Шомер hа-Ям» («Морской страж»), то для третьего - «Абир hа-Ям» («Морской рыцарь»).
07.03.17 было опубликовано, что «Рафаэль» завершил испытания нового модуля вооружения для «Абир hа-Ям». Судя по видео, испытания проходили в декабре 2016 г. Данный модуль включает ПУ Typhoon MLS-ER для 4 ПТУР Spike-ER с дальностью стрельбы 8 км. Подобные ПУ устанавливаются, например, на катерах «Шальдаг» Мк5, поставленных Азербайджану. Сообщается, что разработка модуля заняла два года.
За счёт модульной конструкции, катер может попеременно нести разные боевые модули и разное электронное оборудование. Электронное оборудование может включать поисковую РЛС, различные оптико-электронные системы, системы РЭБ, системы поиска морских мин. Боевые системы - Mini-Typhoon c пулемётным вооружением, мощный водомёт, как нелетальное средство борьбы с нарушителями на море (может также использоваться для тушения пожаров) и, как было сказано, модуль с ПТУР. В дальнейшем возможно создание модуля для сброса небольших глубинных бомб против боевых пловцов.
Управление катером дистанционное. Оператор может находиться на берегу или на базовом корабле. Например, в ходе операций у побережья Газы, оператор может управлять Protector с базы ВМС в Ашдоде. При операциях у побережья Ливана, мобильный вагончик управления может быть перебазирован на север Израиля.
Опытный образец «Абир hа-Ям» последние два года проходил испытания в рамках 916-го дивизиона сторожевых катеров (база в Ашдоде). Наличие одного катера позволяло осуществлять периодические 12-часовые патрулирования вдоль побережья Газы. Сейчас же в ВМС работают над созданием отдельного подразделения «Абир hа-Ям», 4 катера которого позволят контролировать побережье Газы круглосуточно 7 дней в неделю, без риска для членов экипажей сторожевых катеров. Подразделение будет включать около 30 человек и должно начать работу в начале 2018 г.
Одновременно было опубликовано, что в последнее время «Рафаэль» поставил значительное количество Protector ряду флотов и гражданских ведомств нескольких стран. Гражданское использование беспилотного катера - разведка в районах стихийных бедствий, проверка наличия радиоактивного излучения, картографирование морского дна и различные научные следования.
Разработкой USV занимается и «Эльбит Маарахот», один из её катеров называется
Silver Marlin. Длина катера 10.67 м, скорость - 45 узлов, дальность хода - 500 морских миль. Википедия утверждает, что данный катер на вооружении ВМС Израиля с 2006 г., используется также ВМС США, но подробностей нет.
08.02.16 «Эльбит Маарахот» показала новый катер -
Seagull длиной 12 м, автономность - 96 часов. В отличии от сторожевых Protector, Seagull описывался в первую очередь как катер для поиска морских мин и борьбы с ПЛ (впрочем, как и Protector, Seagull может нести различные модули систем и вооружения). 29.06.16 были продемонстрированы торпедные стрельбы (324-мм противолодочная торпеда Мк46) с борта Seagull. Предполагалось, что противолодочные задачи Seagull будут осуществлять в парах: один будет обнаруживать ПЛ с помощью ГАС, второй - осуществлять пуск торпед.
Пытается не отставать и «Израильская авиационная промышленность», продемонстрировавшая в 2014 г.
USV Katana.
Ссылки:
- Видео: первый пуск ПТУР с беспилотного катера, разрабатываемого для ВМС, ynet, 07.03.17.
- Видео: успешные испытания ракетного катера без экипажа, vesty, 07.03.17.
- Rafael Completes First-Ever Missile Firing from its "Protector" USV, israeldefense, 08.03.17.
- «Рафаэль» успешно завершила первые испытательные пуски ПТУР с беспилотного катера, israeldefense, 08.03.17.
- Обсуждение беспилотных катеров на Фреш, 2014-2017 гг.
- В Израиле впервые осуществлен запуск торпеды с беспилотного катера, newsru, 29.06.16.
- Израильский боевой катер-беспилотник впервые произвел пуск торпед, lenta.ru, 29.06.16.
- Израиль: беспилотный катер успешно провел торпедные стрельбы, mignews, 30.06.16.
- ВМФ ЦАХАЛа получит 3 новых «Супер-Дворы» и 4 безэкипажных катера, newsru, 28.07.16.
- New Seagull USV Sets for Anti-Submarine, Counter-Mine Warfare, defense-update, 09.02.16.
- «Эльбит» представил Seagull - противолодочный катер без экипажа, newsru, 08.02.16.
- Elbit продемонстрировал военный катер-дрон, mignews, 08.02.16.
- Israel Navy Readies for Third-Generation USV, defensenews, 27.07.16.
- «Таасия Авирит» представляет беспилотный патрульный катер «Катана», newsru, 05.02.14.
- Euronaval: What Rafael has in Store, israeldefense, 07.10.14.
- Rafael displays its Typhoon MLS-ER naval missile system during Euronaval 2014, navyrecognition, 28.10.14.
- Rafael unveils new unmanned ship for Israel Navy, jpost, 17.07.12.
- Обсуждение «Израильские беспилотные катера: Стингрей и Протектор» на waronline.
- Обсуждение «Интифада на море» на waronline.