В статье
«Модернизация ВВС Израиля» от 02.06.18 среди прочего сказано: Важные процессы ожидают парк лёгких транспортных самолётов. Через год ВВС планируют закрыть авиабазу Сде-Дов в Тель-Авиве, при этом большая часть подразделений переедут в Хацор. 135-я эскадрилья «Малькей hа-Авир», чьи самолёты «Цофит» (Beechcraft B-200 King Air) используются как лёгкие транспортные и как разведчики (визуальная разведка), закроется, часть её самолётов будет передана 100-й эскадрилье («hа-Ришона»). Объединённая эскадрилья продолжит эксплуатацию «Цофит» и «Хофит» (Beechcraft A-36 Bonanza), но многие задачи перейдут БПЛА, при этом ВВС продолжат закупку «Кохав» (Elbit Hermes 900), «Эйтан» (IAI Heron-TP) и «Шоваль» (IAI Heron), будут созданы дополнительные эскадрильи БПЛА. Напомню также, что
строительные работы в Хацор начались 31.07.18.
И вот, на прошедшей неделе (по-видимому в последние дни 2018 г., т.е. 30 или 31-го декабря) процесс объединения завершился, единая эскадрилья будет под общим номером «100» и названием «hа-Ришона» («Первая»). Процесс подготовки к объединению длился целый год, включая разделение задач, строительство инфраструктур и переподготовку лётного персонала одной эскадрильи к выполнению задачам, до сих пор выполнявшихся только другой эскадрильей.
Основное назначение объединённой эскадрильи - визуальная разведка, прежде всего в интересах СВ, 5,000 лётных часов в год. Эскадрилья продолжит эксплуатацию своих самолётов «Цофит», «Цофит» и «Хофит» из состава 135-й эскадрильи, что касается «Кукия» (версия электронной разведки «Цофит»,
RC-12 Guardrail, Израиль получил 5 RC-12D с 1984 г. и 2 RC-12K в мае-июне 1991 г.), до сих пор действовавших в составе 135-й эскадрилье, то часть их задач будет передана БПЛА «Эйтан».
Объединённая эскадрилья станет самой крупной ВВС (согласно Википедии, даже без «Кукия», ВВС имеют 22
«Цофит» и 22
«Хофит», правда несколько «Цофит» используются в Лётной школе, а часть «Хофит» распределены по базам ВВС как самолёты связи). На сайте ВВС сказано, что размеры 100-й эскадрильи после объединения выросли в 3 раза (впрочем, это может подразумевать кадры, а не самолёты).
135-я эскадрилья была создана в мае 1974 г., как один из выводов из войны Судного дня. С середины 80-х гг., после принятия на вооружение «Кукия», задачи эскадрильи постепенно сдвигались от транспортных к разведывательным и сейчас именно разведывательные являются основными.
100-я эскадрилья - первая эскадрилья ВВС, была создана ещё в ноябре 1947 г., тогда она именовалась «Таесет Алеф», т.е. «1-я эскадрилья». Участвовала во всех войнах и огромном количестве операций, 13 раз была отмечена в приказе командования (получила ЦАЛАШ - «Циюн ле-Шевах»). За годы работы эксплуатировала 13 разных типов ЛА.
Объединённая эскадрилья получила новый знак. Он базируется на старом знаке 100-й эскадрильи, но цвета фона заимствованы у знака 135-й эскадрильи. Замечу, что в прошлом 100-я эскадрилья называлась «hа-Гамаль hа-Меофеф» («Летающий верблюд»), соответственно на всех знаках 100-й эскадрильи присутствует верблюд с крыльями.
P.S. 06.01.19 сайт ВВС опубликовал ещё одну статью по теме.
- Решение о закрытии Сде-Дов и переводе лёгкой транспортной авиации в Хацор было принято в 2014 г., в 2015 г. было решено, что переедет только одна эскадрилья, а в январе 2018 г. - что это будет 100-я эскадрилья.
- Последний командир 135-й эскадрильи подполковник Аин. станет следующим командиром 100-й эскадрильи.
- «Кукия» всё ещё в строю, передача часть их возможностей «Эйтам» происходит постепенно. Например, в статье сказано, что «Кукия» используются для фоторазведки и сейчас «Эйтам» получает аналогичную систему.
- 5,000 часов - по-видимому общее количество плановых лётных часов объединённой эскадрильи в мирное время для всех задач.
- До момента объединения, 135-я эскадрилья продолжала полноценное функционирование.
- До объединения 100-я эскадрилья специализировалась на визуальной разведке, 135-я же имела ещё 6 других задач. Технический отдел («Гаф Техни») обоих эскадрилий был единым и входил в состав Эскадрильи технического обеспечения («Таесет hа-Тахзука») авиабазы. Сейчас же он войдёт в состав 100-й эскадрильи, как это принято в других эскадрильях ВВС (по-видимому именно это объясняет рост эскадрильи примерно в 3 раза, по персоналу).
Слева направо: старый знак 100-й эскадрильи, знак 100-й эскадрильи до декабря 2018 г., знак 135-й эскадрильи.
Ссылки:
- Первая эскадрилья ВВС расширяется, сайт ВВС, 03.01.18.
- Эскадрильи ВВС Израиля, статья Википедии.
- ВВС Израиля, статья Википедии.
- Каково будущее парка лёгкой транспортной авиации ВВС? Сайт ВВС, 06.01.19.