В Новгороде как покровители лошадей почитались Флор и Лавр. Иконах этих святых можно увидеть осёдланных коней без всадников.
Новгородская икона широко датируется 15 в. Видим сёдла с завитыми концами лук. Такие же сёдла преобладают на иконе "битва новгородцев с суздальцами". Здесь их конструкцию можно детально рассмотреть.
Новгородская икона датируется концом 15 в.
Новгородская икона конца 15 или начала 16 в.
Новгородская икона начала 16 в.
Икона из Обонежья. "Чудо о Флоре и Лавре. Святители Власий и Спиридон". Первая половина 16 в.
Икона "Флоре и Лавре". Из Ростовского музея. Первая половина 16 в.
Флор и Лавр. Московская школа. 16 в.
О Флоре и Лавре. Архангельский музей. Северная иконопись. Второя половина 16 в.
Перображение. Чудо о Флоре и Лавре. Северная иконопись. 17 в.
Чудо о Флоре и Лавре. Смоленский музей. 17 в.
Чудо о Флоре и Лавре. Тихвинская школа. Вторая половина 17 в.
Флор и Лавр. Написана в Нерехте во второй половине 17 в.
Северные иконы "Святой Георгий". Вторая половина 17 в. идим повторение седловки на более ранних иконах:
Интересны иконы 17 в., на которых отразилась новая школа.
Дмитрий Солунский. Конец 17 в. Карелия.
Сабля в ножнах при копьё - необычных элемент в русской иконописной композиции.
Дмитирй Солунский и Георгий. Написана царским иконописцем Никитой Павловцем около 1670 г. Хорошо прорисовано ооформление тебенек и чепрака. Виден мунштук.
Так же мунштуки, хорошо прорисованное офрмление одежды и конского убора видны на иконах Борис и Глеб.
Москва. Последняя четверть 17 в.
Ярославль. Последняя четверть 17 в.
Ярославский Музей. Конец 17 или начало 18 в.
Владимро-Суздальский музей. Последняя четверть 17 - начало 18 вв.
Наисаны в Холмогорах в 1700 г.
К этим произвдениям нужно добавить парсуны, показвающие на коне Михаила Фёдоровича и Алксей Михайловича. написана около 1685 г.
В описях имущества высшей знати второй половины 17 в. видим много мунштуков (ранее на Руси не употреблявшихся) и практически невидим шпор. Поэтому неудивительно появление на иконах первых.