Продолжаю анализ бюджета, в этот раз рассмотрю, что происходит с расходами в сфере ЖКХ.
Поводом послужила вот
эта новость, где губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев собрался создавать условия для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ.
Особенно меня насторожило то, что губернатор считает нецелесообразным модернизировать ЖКХ только за счёт государства.
Но обо всём по порядку. Начнём с общего обзора - как изменились расходы в бюджете Нижнего Новгорода
2015 года по сравнению с
2014 годом?
Вот общая диаграмма изменений:
По подавляющему большинству статей идёт экономия, но больше всего снизились расходы на национальную экономику и ЖКХ - на 45,5% и 56% соответственно. Причём расходы на ЖКХ в процентном отношении снизились по сравнению с 2014 годом сильнее всего. Структура расходов, по большому счёту, не поменялась. И в 2014, и в 2015 году бОльшая часть бюджета направлена на образование. Причём расходы на образование существенно не изменились и остались на уровне 2014 года. Что, учитывая складывающуюся ситуацию с финансированием школьного образования, очень небезынтересно и требует отдельного разбора в будущих постах.
Рассмотрим структуру расходов в сфере ЖКХ более подробно:
Довольно серьёзное снижение по всем пунктам. Не удивительно, что губернатор Шанцев сильно озабочен привлечением инвестиций в ЖКХ.
Внутренняя структура каждого пункта изменилась в бюджете 2014 и 2015 годов, поэтому я выделил общие категории и сгруппировал по ним расходы. Вот что получилось:
На диаграмме это выглядит следующим образом:
Ощутимо "просел" капитальный ремонт жилищного фонда, а падение расходов на капитальное строительство можно считать катастрофическим. Так же, судя по бюджету, полностью прекращено финансирование строительства и ремонта местных автодорог и муниципальной программы сноса и реконструкции жилищного фонда.
Снижение расходов на капитальное строительство в сфере коммунального хозяйства означает, что будет построено меньше различного рода коммуникаций. А значит, вновь строящиеся жилые дома будут "цеплять" к уже существующим, и без того изношенным коммуникациям. К чему это приводит, мы видели в
Выксе.
Судя по всем этим цифрам, сфера ЖКХ в 2015 году серьёзно недофинансирована. А слова губернатора о том, что "только государственных финансовых ресурсов на полную модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры не хватит, да и это нецелесообразно" вызывают желание задать простой вопрос: а что здесь такого "нецелесообразного"? Почему бизнес вдруг должен воспламениться идеей инвестиций в ЖКХ, которое находится в таком состоянии, что в этой сфере нужно уже не латание дыр, а масштабнейшое обновление всех основных фондов? Почему государство "скидывает" с себя обязательства по поддержке и обновлению инфраструктуры жизнеобеспечения населения?
Так же Шанцев сообщил, что в 2014 году частные инвестиции в ЖКХ составили 2,5 млрд. рублей. Получается, что при бюджете в 2,7 млрд. руб. "частники" вложили сумму, эквивалентную всему бюджету города. На каких условиях они это сделали, не разглашается. Но можно принять за аксиому: чем больше "частных инвестиций", тем быстрее будут расти тарифы, т. к. любые вложения должны приносить прибыль. А как в общем случае обеспечить в ЖКХ получение прибыли от инвестиций, кроме как не через повышение тарифов для всех пользователей? В условиях же экономического кризиса, бизнес может вообще перестать инвестировать в эту сферу, либо затребовать более "вкусных" условий, что, опять, с большой вероятностью, приведёт к очередному повышению тарифов.
Надеюсь, администрация города и области найдёт способ финансирования сферы ЖКХ без существенного повышения тарифов для населения.