В цикле статей "Воскресный отдых" я буду рассказывать о своих увлечениях и интересных событиях. И начну с темы мобильных устройств, которыми пользуюсь уже довольно давно.
Компьютеры уже прочно вошли в нашу жизнь, и почти ни у кого не вызывает сложностей вопрос, для чего можно использовать компьютер. Это уже и рабочий инструмент, и способ развлечения, и средство общения или творчества.
С современными смартфонами дело обстоит сложнее. С одной стороны, они уже сравнялись по стоимости со средними ноутбуками, а с другой стороны далеко не всем понятно, на что реально способен смартфон и каковы сценарии его использования.
В нескольких постах я расскажу о своём опыте использования подобных устройств, о том, как правильно выбрать смартфон для своих потребностей, и о необходимых программах, которые и делают смартфон (как и компьютер) рабочим или другим инструментом.
Начнём с истории.
Ещё пять лет назад существовало три вида карманных устройств, каждый их которых обладал своими особенностями. Первый вид - это карманные персональные компьютеры, или, сокращённо,
КПК. Они обладали схожим с обычным компьютером функционалом, но урезанным и по причине маломощности тогдашних устройств, и по причине необходимости адаптации приложений для мобильного использования (что актуально и сейчас). Девайсы, которыми я успешно пользовался, это
Fujitsu Siemens Pocket LOOX 720 (потом перешёл на модель
N560) и
HP iPAQ 214.
Смартфонами тогда назвали устройства, которые, по сути своей, являлись больше телефонами, но с расширенным функционалом работы с почтой, с офисными документами, с мессенджерами типа
icq, которые сейчас во многом вытеснены более современными сервисами. Это многочисленные модели от бывшей тогда на коне компании
Nokia, например, линейки бизнес-моделей
Е61,
Е71, которые и сейчас успешно используются их владельцами.
Коммуникаторами же называли устройства, которые представляли собой тот же КПК, но с возможностью принимать звонки, т.е. с возможностью использовать обычную сим-карту. Такие варианты выпускали многие фирмы, выпускающие обычные КПК.
Когда я начал пользоваться КПК, главенствующими операционными системам для мобильных устройств в то время были
Windows Mobile от корпорации
Microsoft для КПК и коммуникаторов, и различные версии ОС
Symbian от Nokia для смартфонов.
КПК в то время были в техническом плане самыми продвинутыми - у них был лучше экран, мощней процессор, больше оперативной памяти. Коммуникатор и смартфон являлись больше компромиссом. В случае с коммуникаторами за возможность совершать звонки надо было отказываться либо от хорошего экрана, либо жертвовать мощностью процессора, иначе или стоимость устройства становилась слишком большой, либо время автономной работы оставляло желать лучшего - ограничений было достаточно много. В случае со смартфонами это и другая ОС, программы для котрой несовместимы с КПК и коммуникаторам, и другой способ использования - как правило, смартфоны не обладали сенсорным экраном и управление происходило с помощью клавиатуры телефона.
Поэтому мой выбор был сделан в пользу мощного КПК в связке с простым сотовым телефоном, который служил ещё и модемом для выхода в интернет.
Первый КПК у меня появился в 2006 году от моего
alg_nn, модель
Fujitsu Siemens Pocket LOOX 720.
Максимально продвинутый на тот момент девайс, характеристики которого сейчас кажутся смешными:
-Операционная система : Windows Mobile 2003 Second Edition
-Процессор: Intel XScale PXA272 520 МГц
-Оперативная память: 128 Мб (123.23 Мб доступно пользователю)
LOOXstore (доступная flash-память): 28.68 Мб
-Расширяемость: SD/MMC слот ( поддержка SDIO), Compact Flash Type II, IrDA (Consumer infrared), Bluetooth 1.2 Power class 2, IEEE802.11b (Wi-Fi, производитель чипа - Texas Instruments), USB (1.1 slave, 1.1 host)
-Дополнительный динамик для IP -телефонии по Wi - Fi
-Экран: 3.58” (активная область: 55.5х73 мм) c разрешением 640х480 точек, 65 тысяч цветов
-Камера: 1.3 мегапиксела (разрешение снимков - до 980х1280 точек), записывает видео, вспышка
-Батарея: съемная Li-Ion емкостью 1640 мАч. Заявленное время работы: 12 часов во включенном состоянии, 15 дней - в выключенном. Ресурс резервной батареи - 30 минут
-Габариты: 122х72х15.2 мм
-Вес: 170 г
Но из него вполне получилось сделать полноценный "мобильный офис" для студента. Там были и программа для работы с файлами
MS Office (Word, Excell, Power Point), и мобильная версия программы для языковых переводов
Promt, и различные диктофоны, и программы для чтения электронных книг, и программы для навигации... И, конечно, возможность использовать
карты памяти для хранения любых данных, включая музыку. Программы были почти для любой деятельности. Сколько было перечитано с этого девайса книг и лекций, сколько музыки и аудиокниг прослушано... Не счесть:)
Особенностью того времени было практически полное отсутствие возможности легальной покупки программ, т.к интернет-магазинов и различных "маркетов" не было и софт честно "пиратился" с сайтов типа
4pda (актуально и сейчас, кстати) . А так же частое отсутстувие у КПК встроенной цифровой камеры, что, при их тогдашнем уровне качества съёмки, было некритичным. Слабое развитие беспроводного wi-fi доступа в интернет делало КПК зависимым от наличия сотового телефона с функцией модема для выхода в интернет, поэтому зачастую интернет на КПК не использовался совсем. Да и мощность КПК не позволяла нормально работать с "тяжёлыми", нагруженными контентом сайтами.
Таким образом, КПК выполнял функции органайзера, электронной книги, медиаплеера, инструмента для работы с простыми офисными документами. КПК позволяли работать с usb флешками и даже жёсткими дисками, что делало их ещё более ценными помощниками.
Всё изменилось в 2007 году, когда компания
Apple представила первый
iPhone.
Что такое был iPhone в системе "КПК-смартфон-коммуникатор"? Это был продвинутый КПК с функцией телефона. Как тогда говорили, iPhone - это небезызвестный медиа-плеер
iPod, по которому ещё и звонить можно. Вместе с айфоном были представлены ещё две технологии, которые в корне изменили и рынок мобильных устройств и пользовательский опыт. Это новый тип
экранов - ёмкостные, реагирующие на прикосновения, в отличие от резистивных сенсорных экранов прошлого поколения, реагирующие только на нажатия. И это он-лайн магазин приложений и музыки, который делал разработку программ для программистов гораздо привлекательней, а для пользователей давал удобство покупки этих приложений. За очень короткое время айфон стал сверхпопулярен и превратился в предмет культа, но я этот вопрос рассматривать не буду.
С точки зрения технических характеристик айфон был довольно привлекателен, а вот с точки зрения ОС были значительные ограничения, некоторые из которых сохраняются и поныне. По сравнению с Symbian или Windows Mobile, операционная - система iPhone -
iOs-была довольно закрытой и не позволяла ставить любые приложения, которые захочется пользователю. Айфон был заточен на работу с онлайн магазином приложений, что отрезало путь для "экономии" на покупке приложений. Конечно, обход этого ограничения довольно быстро был найден. И второе ограничение - достаточно высокая стоимость, что быстро возвело его в предмет роскоши "для избранных". Сейчас с айфоном можно увидеть даже школьника, но маркетнговая уловка "элитарности" всё ещё рабоает.
Через год после появления iPhone корпорация
Google представила операционную систему
Android, которая предлагала примерно тот же функционал, что и iOs, только дешевле. Ключевым отличием Android от iOs стала его открытость - любая компания могла использовать эту систему для создания устройства под своим брендом, а так же вносить модификации в систему. Apple же не позволяла использовать iOs никому.
Со временем произошёл качественный скачок в качестве операционной системы Android - она догнала iOs и даже превзошла её и по доступному пользователю функционалу, и в количестве устройств на любой кошелёк, от именитых производителей до никому не известных китайских компаний. Такой рост привёл к тому, что эти устройства, которые теперь стали называться смартфонами, вытеснили и устройства на Windows Mobile, и устройства на Symbian. Производители устройств, ранее работавшие с Windows Mobile, перешли на работу с Android, оставив Microsoft не у дел. Microsoft же, не желая мириться с таким положением дел, заключила союз с компанией Nokia, которая так же начала проигрывать конкурентную гонку Android. Microsoft попыталась продвинуть на рынок свою ОС, преемницу Windows Mobile под названием
Windows Phone. Но т.к. данная операционная система не предложила ничего уникального по сравнению с уже существующими iOs и Android, то она так и не смогла занять сколь-нибудь значительное место на рынке, и похоронила месте с собой и компанию Nokia.
Таким образом, рынок оказался поделён между двумя ОС: iOs и Android, у каждой из которых были свои ключевые особенности и уникальные сервисы для пользователей. Со временем, базовый функционал обоих операционных систем выровнялся, количество приложений в онлайн магазинах сравнялось, а програмисты стали адаптировать свои творения под обе системы. И сейчас можно сказать, что "философия" этих операционных систем выглядит так:
iOs - система для «своих». Максимальное удобство при использовании iPhone достигается при наличии у пользователя ещё и ПК на базе операционной системы от Apple. Который так же стоит очень недёшево. iOs не позволяет пользователю лишних "вольностей", например, использование карт памяти; есть сложности с чтением внешних usb-носителей. Так же iPhone традиционно имеет высокую стоимость.
Android - система для всех. Можно использовать карты памяти и подключать usb-носители, копировать с ПК и воспроизводить на устройстве любой контент любых популярых форматов. И стоимость устройств варьируется от самой низкой для устройств начального уровня, до более ощутимой, на уровне iPhone, для более продвинутых девайсов.
Я выбрал для себя Android исходя из причин меньшего количества ограничений и меньшей стоимости устройств. Критичным является ещё такой момент: если устройство вдруг выйдет из строя, то можно на время ремонта основного устройства купить второе дешёвое устройство, стоимость которого иногда уже менее 3000 руб., и получить доступ ко всем своим данным: контактам, программам и прочему. Android позволяет сохранить все контакты в «
облаке» в аккаунте Google, и получить к ним доступ как с ПК, так и с любого устройства на Android или iOs. Тем более, что современные устройства на Android, даже очень бюджетные, вполне комфортны для работы с программами - их производительности хватает для базового функционала. В случае с поломкой iPhone, для доступа к данным понадобиться другой iPhone, что гораздо дороже. Так же Android более удобен при работе в режиме КПК, т.е. когда пользователь сознательно использует Android - устройство вне сетей Интернет по аналогии с КПК.
Такими критериями я пользовался при выборе основной для работы ОС для мобильных устройств. В следующей статье я опишу процесс выбора смартфона.