Хрущев Н.С. Воспоминания. Время. Люди. Власть. Книга 1

Jul 01, 2021 18:25


Только рабам, которые не могут подняться с колен и взглянуть дальше головы господина, обязательно нужен кто-то, кто думал бы за них, все организовывал за них, на кого можно свалить в случае несчастья вину и кому можно приписать при удаче успехи. Это рабская психология. Она не только абсолютно несостоятельна, но и очень опасна.
Мемуары Хрущева - это 2 толстых тома. Первый том посвящен, в основном, карьере самого Хрущева и внутренней политике, второй - внешней политике. Есть сокращенные издания, но кто знает, что там сократили? Поэтому я прочел мемуары полностью.

Когда я начинал читать воспоминания Хрущева, то я не ожидал прочесть в них ничего нового. Действительно, ничего нового не прочел. Но, во-первых, Хрущева читать безумно интересно. Он надиктовывал воспоминания, поэтому они написаны ясно и простым языком.

Во-вторых, невольно ставишь себя на место деятелей той поры, и находишь ответы на некоторые важные вопросы. Например, действительно ли Сталин, Хрущев и др. верили в коммунистическую доктрину? Есть такая теория, что большевики, включая Сталина, были утопистами и даже миллениалистами, которые верили, хоть и атеистически в утверждение на земле Небесного Иерусалима.

Ответ, к которому приходишь, читая Хрущева - это полная ерунда. В коммунистическую доктрину они, может, и верили, но это для них было делом второстепенным. Главное - это 1. личная безопасность и 2. удержание власти. А доктрина была делом третьим или четвертым, а может, и десятым.

Работая с кадрами, Сталину важно было убедиться в искренней лояльности человека, а также в том, что на этого человека есть компромат. В случае с Хрущевым он полагался на рекомендации жены, Надежды Аллилуевой, особенно, когда она «информировала» его, как Хрущев уверенно проводил сталинскую линию в Промакадемии (начало 30-х). А компроматом служило то, что в 1923 г., когда Хрущев учился на рабфаке, то он «допускал колебания троцкистского характера».

Отсюда ответ на вопрос, зачем Сталин проводил массовые чистки в конце 30-х годов, особенно в армии? Онне был уверен в лояльности этих людей, поэтому он их истреблял. Кстати, Хрущев не относится к чисткам как к «загадке», потому что для него в этом явлении не было ничего загадочного.

Описание войны - это самый искренний фрагмент воспоминаний (примерно 1/5 первого тома). Вот самые острые моменты:

- Самоубийство корпусного комиссара Вашугина в июне 1941г., который в ужасе от происходящего и от осознания того, что не справляется, пришел к Хрущеву и в его присутствии застрелился.

- Объяснения со Сталиным после проваленной Харьковской операции, где Хрущев был членом Военного совета.

- Сталинградская битва, описанная очень хладнокровно, учитывая, что Хрущев находился на месте непосредственно.

- Убийство генерала Ватутина, которого ранили бойцы УПА, а добил Сталин, запретив сделать ему укол пенициллина, присланного американцами. (Однако это не так, документально доказано, что пенициллин применяли при лечении Ватутина. Но может, побоялись применить какое-то другое лекарство?)

Всё остальное: рукоприкладство генералов, попойки, беспомощность Сталина в начале войны, бесславная Харьковская операция, складывание трупов штабелями и т.д. - всё это давно и хорошо известно.



Разумеется, на полную откровенность Хрущева рассчитывать не приходится. Но иногда он пишет максимально откровенно: «Среди военных возникли и другие нехорошие настроения. Вот мы отступаем. Почему отступаем? Потому, что солдат не чувствует, за что он должен воевать, за что же должен умирать. Возьмем Первую мировую войну. Тогда у солдата была земля, было свое хозяйство. Он воевал за всю Россию, но воевал и за свой дом. А сейчас - все общее, все колхозное. Нет конкретного стимула. Это уже, на мой взгляд, была теория антисоветская, антисоциалистическая». Тут любопытно, что во время войны такие разговоры велись, и Хрущев был их участником. А что на эти аргументы можно было возразить, кроме того, что они «антисоветские»?

Еще один любопытный момент - когда Хрущев по ошибке (а может, это было так подстроено) получил свое личное дело вместе со всеми доносами, которые на него написали. «Я его полистал, и у меня мурашки по коже пошли: как же я еще живым хожу по земле? Столько там ложных гадостей было собрано против меня». Надо полагать, знакомство Хрущева со своим личным делом очень помогло ему впоследствии, во всяком случае он узнал, кто в его окружении был сексотом (а таких было немало).

Вопрос веры в социализм - это отдельная история, потому что никто в него не верил. Любопытно, что после смерти Сталина Берия и Маленков внесли предложение отменить решение о строительстве социализма в ГДР. А Молотов не включил ГДР в первоначальный список стран Варшавского договора. Сам факт того, что этот вопрос обсуждался, говорит о том, что вера в эффективность социализма у них отсутствовала напрочь. Ведь если социализм способен продемонстрировать свою эффективность, зачем же его отменять, хотя бы в отдельно взятой ГДР?

Описание попоек у Сталина и скоморошеских танцев уморительны: «У нас имелся «признанный» танцор - Микоян, но любые его танцы походили один на другой, что русские, что кавказские, все они брали начало с лезгинки. Потом Ворошилов подхватил танец, за ним и другие. Лично я никогда, как говорится, ног не передвигал: из меня танцор, как корова на льду. Но я тоже «танцевал». Каганович - танцор не более высокого класса, чем я, да и Маленков. Булганин когда-то хорошо танцевал, видимо, в молодости. Он вытаптывал в такт что-то русское. Сталин тоже передвигал ногами и расставлял руки. Я бы сказал, что общее настроение было хорошим».

Важные моменты:

О Голодоморе: «Приехал однажды товарищ Демченко в Москву, зашел ко мне: “Знает ли Сталин, знает ли Политбюро, какое сложилось сейчас положение на Украине?” (Демченко был тогда секретарем Киевского обкома партии, причем области были очень большими.) Пришли в Киев вагоны, а когда раскрыли их, то оказалось, что вагоны загружены человеческими трупами. Поезд шел из Харькова в Киев через Полтаву, и вот на промежутке от Полтавы до Киева кто-то погрузил трупы, они прибыли в Киев».

О Социализме: «хотя и не все, но высококвалифицированные рабочие в том районе Донбасса, где я трудился, до революции жили лучше, даже значительно лучше. Например, в 1913 году я лично был обеспечен материально лучше, чем в 1932 году, когда работал вторым секретарем Московского комитета партии»

«Я женился молодым человеком, в 1914 году мне было двадцать лет. Как только женился, получил квартиру. Следовательно, при капиталистических условиях, когда я работал рядовым слесарем, хозяин удовлетворял квартирами. И мне было больно, что я, бывший рабочий, при капитализме имел лучшие жилищные условия, чем сейчас мои собратья. У меня тогда были спальня и кухня-столовая, помещение приличное, с деревянным полом и коридором, под ним погреб, куда складывались продукты».

«Ни для кого не секрет, что после 50 лет существования советской власти мы ощущаем недостаток в самых простых вещах, даже в мясе и яйцах».

«Идею в суп не положить. Идея социализма и коммунизма, разработанная Карлом Марксом, Энгельсом, Лениным, правильна. Но идея идеей, а надо, чтобы человек хорошо питался. Надо, чтобы государство, созданное на основе научного социализма, обеспечивало потребности людей».

О послевоенном голоде: «Кириченко (он был тогда первым секретарем Одесского обкома партии) рассказывал, что, когда он приехал в какой-то колхоз проверить, как проводят люди зиму, ему сказали, чтобы он зашел к такой-то колхознице. Он зашел: «Ужасную я застал картину. Видел, как эта женщина на столе разрезала труп своего ребенка, не то мальчика, не то девочки, и приговаривала: “Вот уже Манечку съели, а теперь Ванечку засолим. Этого хватит на какое-то время”». Эта женщина помешалась от голода и зарезала своих детей. Можете себе это представить?»

О сексотах: «К концу жизни Сталина вновь расцвели подслушивание и шпионаж. Расплодились миллионы агентов. Агент за агентом следил, все на всех доносили. Всё оформлялось бумагами. А это всё рты, их приходилось оплачивать. Раз есть агент, то он должен оправдать свое звание службой. Он доносил, а по доносам арестовывали людей, сажали. Тюрьмы были забиты».

О ВПК: «Если военных не контролировать, а дать им возможность развернуться в собственное удовольствие, то они вгонят страну в бюджетный «гроб». На них всегда надо иметь узду и не позволять им пускать пыль в глаза, чтобы добиться своего. Они стараются запугать правительство силами противника. И не только у нас. В США и прочих западных странах наблюдается та же картина».

Об оттепели: «Решаясь на приход оттепели и идя на нее сознательно, руководство СССР, в том числе и я, одновременно побаивались ее: как бы из-за нее не наступило половодье, которое захлестнет нас и с которым нам будет трудно справиться».

Продолжение - следует.


власть, война, Германия, КГБ, прочитано мной, общество, Вторая мировая война, совок, личности

Previous post Next post
Up