День рождения Деда Мороза:
дайджест / сост. М.В. Писарева, Л.А. Молчанова; ред. Л.А. Молчанова. - Вологда: СИО ЦГБ, 2008.
Дед-мороз - сказочное существо, румяный старик
с седой бородой, олицетворяющий мороз.
( Ожегов С.И. Словарь русского языка).
Кто он?
Кто он - наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? На протяжении многих поколений восточные славяне создавали «устную летопись»: этические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли. Образ Деда Мороза отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник) и русской литературе (пьеса А. Островского «Снегурочка», поэма Н. Некрасова «Мороз, Красный нос», стихотворение В. Брюсова «Царю Северного полюса»).
Сказочный Дед Мороз - помощник добра и гроза для злых сил. Его работа - дарить подарки в начале года и этим правильным почином обеспечивать человеку благополучие на весь год.
Долгое время на Руси мороз воспринимали только как природную стихию, которую, умилостивив-угостив, можно просить о хорошем урожае. Кликанье мороза было связано с началом года - это и почин счастья на весь год, и время крепких морозов (рождественских, крещенских), предвещающих богатый урожай: «Ой, мороз, мороз, на тебе чарочку - ты не трожь мой овес, гречиху и рожь».
Именно этот мороз как образ суровой, но благодатной стихии и как образ зимы был воспет в русской литературе: у Сергея Есенина - дедушка-мороз; у Сергея Городецкого - Дед Мороз. Этот образ еще не имел внешности.
А вот Александр Блок описывает уже «дедку с белыми усами» как рождественский персонаж, как куклу Деда Мороза («Рождество», 1906). В стихах детской поэтессы М. Пожаровой (1912), С.Есенина (1914) дед начинает дарить подарки. Этот дед-даритель с его колоритной внешностью заимствован из западноевропейской мифологии, так как их Санта-Клаус - рождественский даритель малых подарков - появился раньше нашего доброго Деда Мороза, обеспечивающего сразу закрома хлеба. Уже в начале XX века в России появились немецкие рождественские и новогодние открытки. Кукольная фигурка Деда Мороза некоторое время копировалась с Санта-Клауса. Но зато имя было свое, родное. В 1915 году Дед Мороз впервые выходит из великоустюгских лесов на детские рождественские праздники. Правда, в то время никто еще и не догадывался, где действительная родина и постоянное место проживания Деда Мороза. Но зато год его появления перед людьми запомнили для истории.
Следует ли в связи с этим считать идею Деда Мороза заемной, чужестранной? Нет. Запад только ускорил приобретение внешности нашим Дедом Морозом, но все равно у нашего Деда и борода богаче, и одежда пышней, а мешок с подарками столь велик, что иногда для него требуются сани.
В 1917 году двухнедельные святки с Дедом Морозом сократили до одной ночи - с 31 декабря на 1 января. В период 1918-1935 годов Новый год вообще не отмечали, хотя в стихах для детей сохранился и Мороз, Красный нос, и Дедка Мороз.
В начале тридцатых годов для рекламы «Кока-Колы» американский художник Х. Сандблум создал новый образ Санта-Клауса, который как-то повлиял и на возрождение русского Деда Мороза.
А дети правильно считают, что Дед Мороз появился «100 лет назад», или «миллион лет назад», или «был всегда».
Место жительства Деда Мороза издавна определено так: «В лесу на Севере», обязательно далеко.
Как выглядит Дед Мороз?
Традиционный облик Деда Мороза предполагает густую и седую бороду и серебристые волосы, которые являются символом могущества, счастья и богатства. Волосы - единственная деталь в облике, не претерпевшая за века существенных изменений. Рубашка и брюки должны быть белыми и льняными с геометрическим орнаментом. Эта деталь практически потерялась в современном костюме почтенного старца. Длинная шуба (по щиколотку или по голень) обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звезды, кресты и другой традиционный орнамент) и отороченная лебединым пухом. Если шуба другого цвета, короткая или с пуговицами, то это не Дед Мороз, а один из его многочисленных «младших братьев». Красная шапка украшена серебром и жемчугом, оторочена лебединым пухом, с треугольным вырезом (стилизованные рога). Белые трехпалые варежки расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он дает из рук. Белый пояс с красным орнаментом символизирует связь предков и потомков. Серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком, каблук скошен или полностью отсутствует. В студеный, холодный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Хрустальный или посеребренный посох с витой ручкой завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья).
Снегурочка
Снегурочка есть только у нашего Деда Мороза. Ни один из его младших или зарубежных братьев не имеет такого милого сопровождения. Снегурочка - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Иной цвет в традиционной символике не допускается. Ее головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. В СССР при праздновании Нового года Снегурочка появилась в начале 50-х. Образ внучки Деда Мороза придумали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков.
Коллеги Деда Мороза
У Деда Мороза есть коллеги. Люди, мало сведущие в родословных новогодних персонажей, обычно считают, что все это один новогодний супер-волшебник. А потому безжалостно переводят «Санта-Клаус» как «Дед Мороз» и наоборот. Вот список коллег Деда Мороза по новогоднему ремеслу, скорее всего, далеко не полный:
Санта-Клаус (США), Йоулупукки (Финляндия), Синтер Клаас, Сандеркласс (Нидерланды), Василий (Кипр), Баббо Натале (Италия), Святой Николай, епископ Мирликийский, Ноэль Баба (Турция), Паккайне (Карелия), Микулаш (Чехия и Словакия), Ежишек, в Швеции - Юльтумте, в Монголии - Увлин Унгун, во Франции - Пер-Ноэль и др.
Многообразие имен объединяет единый облик: Большая седая борода, шуба, посох и много подарков - в руках, в корзине или в мешке за спиной.
***
Сегодня уже все знают: русский Дед Мороз живет в Вологодской области в городе Великий Устюг.
Недалеко от деревни Морозовица (5 км к югу от Великого Устюга) в глубине живописного соснового леса возведен сказочный терем - резиденция Деда Мороза. На въезде - красивые ворота, за которыми установлены деревянные фигурки животных. К терему Деда Мороза от ворот ведет аллея.
Поездки в резиденцию Деда Мороза организует представительство ОАО «Дед Мороз»(г. Вологда, ул. Предтеченская, 19, каб. 119).
У него даже есть адрес:
162340 Вологодская область,
г. Великий Устюг, Деду Морозу.
Он обязательно ответит, заверив все письма и посылки особым «дедморозовским» штемпелем.
В старинном купеческом особнячке, где расположилась «Почта Деда Мороза», есть гигантский архив, скопившийся в Великом Устюге с тех пор, как древний город обрел свой необычный статус.
Генеральный директор уникально-сказочного по сути, а официально просто акционерного общества «Дед Мороз» Татьяна Муромцева рассказала, что ни одно из сотен тысяч писем не остается без ласкового или доброжелательного ответа. Здесь не оставляют без внимания и письма, сочиненные родителями от имени детей. В досье фирмы «Дед Мороз» собралась немалая коллекция ответов из официальных инстанций, рассматривавших жалобы детей и взрослых присланных, на адрес Деда Мороза.
Конечно, просьба просьбе рознь. Если девчушка из Новочебоксарска пишет, что «… на Новый год хотела бы пенал, как у Насти Федоровой, и какую-нибудь интересную книжку», то такую немудреную жажду утолить не так уж и трудно. Когда же речь идет о телевизорах, пианино, лошадях и … билетах на «Иванушек Интернэшнл», то здесь уже и волшебство не выручит.
Одни мечтают о подарках, а другие авторы от собственных просьб готовы отказаться. Володя из подмосковных Люберец попросил было у Деда Мороза сотовый телефон, но вскоре после этого услышал по радио, что его адресат рассказывает про обилие трудновыполнимых просьб. Люберецкому школьнику стало стыдно за свою жадность, и он снова взялся за шариковую ручку, чтобы попросить прощения. Володя о многом успел подумать и окончательно решил, что жить надо не по принципу «чем больше наберешь - тем лучше». А еще он хочет поработать под началом Деда Мороза на его почте. Интернетом автор владеет, так что обучать его компьютерным премудростям не надо.
Между тем почти никто из авторов не сомневается в истинности великоустюжской прописки Деда Мороза. Андрей из Санкт-Петербурга так и пишет: «Многие говорят, что ты не настоящий. Но я никому не верю и доказываю обратное… Еще я возмущен рекламой, в которой показывают Санта Клауса и называют его твоим именем… Ведь герой старинных сказок - ты! Это ты делал щедрые подарки добрым людям и наказывал злых, жадных, невежественных. Хотя Санта Клаус тоже хороший… Дедушка, ты всем даришь подарки и счастье. А сам, наверное, редко их получаешь. Поэтому дарю тебе свой рисунок и надеюсь, что он тебе понравится…»
А вообще-то здорово, что у нашего Деда Мороза появились точные географические координаты. И что можно писать не только на высочайшее имя, но и на волшебное. К счастью, есть и будет светлый праздник Новый Год! И хорошо, что есть Великий Устюг, куда можно написать обо всем. Тайна гарантируется, за утешением не постоят, а, глядишь, и помогут!
Трудно найти в России место, более подходящее для родины Деда Мороза, окруженное дремучими лесами. В городе почти в первозданном виде сохранились памятники русской архитектуры. Любознательный турист увидит и узнает здесь много интересного.
Великий Устюг - ровесник Москвы, родина русских первопроходцев Семена Дежнева, Ерофея Хабарова. Василия Пояркова, Владимира Атласова. Семен Дежнев первым в истории прошел Берингов пролив, Василий Поярков открыл для России необъятные пространства Северо-Восточной Сибири, Владимир Атласов остался в памяти как покоритель Аляски. В честь Ерофея Хабарова назван город на Дальнем Востоке. Сама география открытий говорит о характере этих исследований и размахе их деятельности.
Проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза» родился по инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева. В 1998 году они подписали совместное распоряжение мэрии Москвы и администрации Вологодской области о реализации этого проекта. Это обширная программа с сотнями мероприятий, а не только зимние праздники. Кроме просветительско-воспитательных целей, программа предполагает развитие Великого Устюга как туристического центра, особенно притягательного для родителей с детьми.
- Нет, пожалуй, ни одного взрослого человека, - говорит Вячеслав Позгалев, - который хотя бы раз в далеком детстве не мечтал о встрече с настоящим Дедом Морозом. Это красивая сказка, но она живет в сердце каждого.
За три года у Деда Мороза появилась своя вотчина в Великом Устюге. Открылась «Академия Деда Мороза». Выпускники Академии познают русский фольклор и обычаи, связанные с Новым годом, им по силам стать наставниками юных гостей новогодних праздников.
Академия готовит профессиональных Дедов Морозов, то есть таких взрослых людей, которые в процессе обучения откроют для себя все тайны и специальные приемы волшебства Деда Мороза, которые будут досконально знать историю возникновения этого сказочного персонажа и все связанные с ним ритуалы, которым будут знакомы все сказки и легенды о морозном Деде, которые сумеют организовать игры и развлечения для детей. И не только снежной зимой, но и жарким летом. Это Снегурочка весной тает, а Дед Мороз в лесном домике живет да живет своей загадочной дедморозовской жизнью, готовится к очередному наступлению Нового года, читает детские письма, готовит подарки и сюрпризы.
И уже складывается традиция, что в канун каждого нового года московская детвора в самом центре столицы встречает прибытие Деда Мороза, который зажигает новогоднюю елку и дает старт новогодним праздникам.
А в 2000 году у Деда Мороза появился свой герб.
Полный герб Деда Мороза был составлен по всем правилам классической геральдики с применением положений Свода правил - «Кодекса Русской Геральдической Коллегии», запатентованного в Российском авторском обществе в 1997 году.
Основу герба составляет щит в виде снежинки с узкой серебряной каймой, который несет в себе знаковую функцию. В голубом поле щита, украшенном серебряной дамаскировкой в виде морозных узоров, помещены два скрещенных жезла Деда Мороза, поверх которых наложена серебряная снежинка. Щит венчает особая геральдическая серебряная корона Деда Мороза как символ личного герба и признак его власти. По сторонам щит поддерживают два бурых медведя. Одеты они в красные кафтаны и шапки с золотыми бердышами, как у Деда Мороза. Медведи стоят на подножии в виде двух скрещенных зеленых ветвей ели, которые напоминают нам о новогодней елке - символе Нового года. Сидящая поверх шлема на специальном венце - бурелёте - белка с золотым мешочком с подарками и изображенным на нем гербом Великого Устюга подчеркивает сказочность и праздничность всей композиции. Щит внизу обрамляет серебряная лента с надписью: «Твори добро».Д
ля создания оригинального художественного образа проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза» был разработан фирменный стиль, который включил в себя товарный знак, цветную печать для корреспонденции, слоган, почтовый конверт с бланком письма Деда Мороза, футляр для фотографий. Российское агентство по патентам и знакам выдало свидетельство на товарный знак (знак обслуживания), который используется при производстве сувениров, товаров народного потребления, в пищевой промышленности. Издана и ежегодно обновляется целая серия полиграфической и сувенирной продукции: подарочные книги, значки, наклейки, открытки, ежедневники, карманные, настольные и настенные календари, плакаты с символикой проекта.
В 2005 на Вологодчине впервые официально отметили День рождения российского Деда Мороза 18 ноября.
Каков возраст зимнего волшебника - доподлинно неизвестно, но точно, что более двух тысяч лет. Дату рождения Деда Мороза «установили» сами дети, взрослые - лишь утвердили.
1 января рождается Новый год, 1 декабря - Матушка Зима. Значит, родился главный герой зимней сказки в предзимнюю пору - в ноябре. Дата 18 ноября выбрана не случайно. Именно с этого дня по многолетним наблюдениям синоптиков на Вологодчине устанавливается снежный покров и начинается настоящая зима, с морозами и метелью.
Поздравить сказочного именинника приезжали его многочисленные родственники: властелин холода из Якутии - Чисхаан, молодой карельский морозец Паккайне, внучка Снегурочка из Костромы, а также официальные делегации из Вологды, Москвы, Мурманска, Костромы, Архангельска, Тольятти, республик Карелия и Саха.
Официальное празднование дня рождения состоялось 18 ноября, а накануне в Великом Устюге стартовал межрегиональный фестиваль игровых программ «По душе нам Мороза забавы», участниками которого стали творческие коллективы и исполнители из различных регионов России.
В свой день рождения зимний сказочник встретил турпоезд из Москвы, в котором прибыло более 500 ребятишек. В полдень именинник зажег большую елку на центральной площади Великого Устюга, встретился с гостями и жителями города, которые вручили ему множество разных подарков. После этого на стадионе началось яркое театрализованное представление с участием народных коллективов и сказочных персонажей.
Представители мэрии Москвы вручили Деду Морозу набор деревянных кубков с хохломской росписью и приглашение от префекта Юго-Восточного административного округа столицы посетить 27 декабря усадьбу в московских Кузьминках, специально отстроенную для него по поручению мэра Москвы Юрия Лужкова.
В 2006 году свой день рождения российский Дед Мороз отпраздновал с размахом. Начались торжества в Москве, в столичной резиденции Мороза в Кузьминском парке, продолжились на родине сказочного волшебника - в Великом Устюге, а затем в Вологде.
В 2007 году Дед Мороз на свой день рождения получил в подарок 11-метровый вязаный кушак. В его создании приняли участие более 80-ти жителей Великого Устюга и гости вотчины Деда Мороза. Начиная с лета этого года, каждый побывавший в доме новогоднего волшебника мог связать несколько петелек в подарочном кушаке для Деда Мороза. Самым старшим из тех, кто вязал кушак, оказалась 70-летняя Юлия Дмитриевна из подмосковного города Дубна, а самым маленьким стал трехлетний Артем Грицко из Архангельска. Сразу после дня рождения Дед Мороз отправится в свое предновогоднее путешествие по стране.
Окончание:
http://oleg-aliyev.livejournal.com/120806.html W1