Начало
http://oleg-aliyev.livejournal.com/120448.html Хроника реализации проекта
«Великий Устюг - родина Деда Мороза»
1998 - результатом тесного и плодотворного сотрудничества с Правительством Москвы стал уникальный проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза». Его авторы - мэр Москвы Ю.М. Лужков и Губернатор Вологодской области В.Е. Позгалев.
2000 - в рамках проекта была предпринята успешная попытка подружить российского северного волшебника с более опытным и всемирно известным «коллегой» - лапландским Санта-Клаусом. В Финляндии был подписан меморандум о сотрудничестве между Лапландией, Москвой и Вологодской областью и принято обращение к детям всей планеты.
29 июня первому заместителю губернатора Вологодской области А. Плеханову была вручена специальная Гербовая грамота, свидетельствующая о внесении под № 537 герба Деда Мороза в сборник гербов Русской Геральдической Коллегии - Гербовый Матрикул, известный в России и далеко за ее пределами.
2001 - состоялся ответный визит официальной российской делегации в гости к Санта-Клаусу в Лапландию. Было подписано соглашение об установлении и развитии прямых побратимских отношений между городами Великий Устюг и Рованиеми.
2002 - в рамках проекта открылся «Дом Деда Мороза» - филиал Областного научно-методического центра культуры. Великий Устюг принял в Вотчине Деда Мороза IX Всероссийскую творческую мастерскую «Фольклор и молодежь». С детскими и юношескими фольклорными коллективами работали крупнейшие специалисты из консерваторий Москвы и Санкт-Петербурга.
2003 - в рамках межрегионального проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза» была проведена праздничная эстафета «Новогоднее путешествие Деда Мороза». В этом году она пришла в самую западную область России - Калининградскую, где состоялись Дни культуры Вологодской области.
2004 - принята областная целевая программа «Великий Устюг - родина Деда Мороза (2004-2006 гг.)». Некоторые мероприятия из целевой программы - проектирование и строительство Тропы Сказок в вотчине Деда Мороза, детского игрового городка, зоопарка. Ремонт и обустройство зимнего сада. Строительство каскада горок и площадки для ледяного катка. Строительство племенной пасеки в районе вотчины и др.
2005 - в рамках проекта впервые состоялось официальное празднование дня рождения северного волшебника. Впервые с родины Деда Мороза была доставлена в Московский Кремль и установлена на Соборной площади главная елка страны. Теперь эта новогодняя акция «Рождественская ель» будет проводиться ежегодно. 18 ноября - день рождения Деда Мороза.
2006 - вся Россия знает о Великом Устюге - родине Деда Мороза: елка из вологодского леса зажигает огни в Кремле, великоустюгский Дед Мороз открывает главные новогодние праздники страны.
2007 - Зимний волшебник участвует в соревновании за право стать официальным символом зимней Олимпиады в Сочи. В конце сентября наша делегация отправилась на международный экономический форум «Кубань-2007» с намерением презентовать свое представление о фирменном олимпийском стиле Деда Мороза.
Кроме календариков, футболок и другой продукции, вологодский комитет по туризму предложил сделать спортивную одежду, в красно-белых тонах, а кубки и медали - в стиле северной черни.
Пиктограммы (рисунки) вологодского дизайнера Дмитрия Воронцова и мультфильм про Деда Мороза, снятый режиссером Снежаной Малашиной и оператором Дмитрием Чернецовым, так впечатлили чиновников, что они согласились бесплатно выделить землю в Сочи под строительство южной резиденции Деда Мороза. На сегодняшний день в стране, помимо Великого Устюга, работают три резиденции Деда Мороза: в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Сочинская резиденция может стать пятой.
Вологодский дизайнер Дмитрий Воронцов перенес образ Деда Мороза в компьютер: «Главным для меня было создание простого, узнаваемого и очень технологичного образа». В итоге из Деда-олимпийца можно делать хоть игрушки.
18 ноября 2007 г. в Великом Устюге всенародно отмечался очередной день рождения зимнего волшебника. Такого количества подарков, а также удивительных, сказочных персонажей и знаменитых гостей вотчина Деда Мороза, пожалуй, еще не принимала.
Поздравить именинника приехали не только около 500 мальчишек и девчонок с разных уголков России, но и многочисленные родственники зимнего волшебника: белорусский Дед Мороз, его брат из Украины, повелитель полюса холода из Якутии - Чысхаан, Саган Убугут - белый старец из Республики Бурятия, карельский морозец и озорник - Паккайне, Нижегородский купец, Жигулевская Снегурочка, а также Баба Яга из Ярославской области, Пчелка из Тарноги и Золотая рыбка из Липиного Бора - в общей сложности более 20 сказочных героев.
Самый неожиданный подарок преподнес своему родственнику из Великого Устюга ямальский Дед Мороз - Хабэчи Завьюжный. Прямо на сцену перед сказочным теремом под стук шаманских бубнов вывели годовалого карсавца-олененка - Ямальчика родом с ненецкой земли. Постарались, порадовали и удивили зимнего волшебника и его маленькие помощники. В преддверии празднования дня рождения Деда Мороза, во дворе его городской резиденции была установлена «Птичья ёлка», украшенная кормушками для птиц, изготовленными руками юных устюжан. Кроме этого, имениннику подарили самый длинный подарок - 12-метровый многоцветный кушак, связанный руками любящих его маленьких устюжан, а также гостей города. Всего в вязании кушака приняло участие около 140 человек из различных городов России.
Впервые на родину Деда Мороза приехала команда известных российских спортсменов - олимпийских чемпионов, которую возглавил наш земляк, двукратный олимпийский чемпион по биатлону, чемпион мира Анатолий Алябьев.
Спортивная тематика в 2007 году для Деда Мороза оставалась особенно актуальной. Летом, покорив вершину горы Эльбрус, зимний волшебник установил свой личный спортивный рекорд, который посвятил зимней Олимпиаде «Сочи-2014». Кроме того, он участвовал во Всероссийском конкурсе символики будущей олимпиады.
После двухчасовой церемонии вручения подарков виновник торжества и все его именитые гости приняли участие в зажжении огней на первой в России новогодней елке. Во время предстоящего новогоднего путешествия Деда Мороза этот огонь, подобно олимпийскому, будет торжественно передаваться по городам России. Завершились торжества по случаю рождения зимнего волшебника огненным шоу и красочным фейерверком.
2008 - в январе в Великом Устюге и в вотчине Деда Мороза побывал Владимир Путин, который дал высокую оценку проделанной здесь работе. А Президент России Дмитрий Медведев назвал великоустюгского Деда Мороза «нашим национальным брендом», добавив, что это «добрая, хорошая тема, объединяющая людей».
В 2008 году отмечается 10 лет проекту «Великий Устюг - родина Деда Мороза». Число туристов и экскурсантов, посещающих Великий Устюг, выросло за десятилетие в 55 раз: с 3 тысяч в 1998 году до 165 тысяч в 2007. 18 ноября на день рождения зимнего волшебника в Великом Устюге собрались приглашенные гости. В торжествах приняли участие победители школьных олимпиад, участники творческих коллективов, одаренные дети и ребята, которые нуждаются в заботе государства, со всей России.
Из Тольятти в гости к дедушке приехала жигулевская Снегурочка и привезла в подарок самовар. А из Москвы прибыли знаменитые герои мультфильма «Смешарики».
Во время празднования 10-летия проекта состоялась международная конференция под названием «Большой совет Деда Мороза». Прошла межрегиональная выставка-ярмарка сувенирной продукции новогодней и рождественской тематики. Дед Мороз вместе с торжественным кортежем проехал по улицам города и зажег огни на первой новогодней елке, которую специально нарядили к его дню рождения. А в ставшую уже традиционной программу новогоднего путешествия Деда Мороза в 2008 году включена экспедиция в Антарктиду с посещением российской антарктической станции «Новолазаревская» и индийской станции «Дружба», а также Кейптауна в Южной Африке.
В Государственной Думе с успехом прошла выставка-презентация проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза». Дед Мороз на открытии выставки обратился к депутатам с официальным заявлением, в котором попросил их всеми силами поддержать российскую детскую литературу: «Ведь с добрых книжек и начинается любовь к Родине, закладываются основы патриотизма!»
Резиденция Деда Мороза заняла третью строчку в рейтинге самых известных достопримечательностей мира, которые стоит посетить с детьми, опередив Санта-Клауса. Этот рейтинг опубликовала популярная газета «Аргументы и факты».
Приложение №1
Новогодние поздравления Деда Мороза
Здравствуй, дружок мой милый!
Кланяется тебе Дедушка Мороз и передает привет и наилучшие пожелания от внучки своей Снегурочки.
Я буду рад, если ты живешь хорошо, слушаешься старших, воспитателей и учителей, хорошо учишься. Ведь это для тебя сегодня самое главное. Правда, дружок? Если захочешь обо всем этом рассказать, ты можешь написать мне письмо. Я непременно получу его и отвечу, потому что теперь у меня есть адрес и постоянная прописка. И даже свой дом. Настоящий сказочный терем. В этом тереме мы и живем теперь со Снегурочкой.
Терем мой стоит в дремучем лесу, под вековыми соснами, на которых живут белки и клесты. А утром к нам прилетает синица и стучит в окно, а зайцы - проказники, стали совсем ручными.
Напротив моего терема раскинулся прекрасный древний город, называемый Великим Устюгом. Он на самом деле - Великий: красотой своей и подвигами земляков, бесстрашными землепроходцами - Дежневым, Хабаровым и Атласовым. Устюг - ровесник Москвы, и на юбилей города прилетал глава столицы Юрий Михайлович Лужков, тогда мы встретились и подружились.
Он мечтает, чтобы московские дети, и не только московские, также побывали у меня в гостях. А уж я-то как буду рад! Угощу дарами лесными, покажу древний город Устюг Великий, мастеров его на весь мир знаменитых и терем свой расписной.
Если, дружок, ты не сможешь приехать, жду от тебя письма.
Мой адрес: Россия, Великий Устюг Вологодской области,
дом Деда Мороза.
И еще вот что хочу сказать тебе - с раннего утра начинаю я обход владений своих: мосты на реках мощу, деревья инеем украшаю, зверей по берлогам снегом окутываю. Много дел. С левого плеча мне месяц светит ясный, справа - солнышко ясное, сверху - звезды частые, а впереди - зорька алая.
Прекрасна и обильна земля русская, несметны богатства ее, а народ на ней живет толковый и рукодельный. Погляди, какие кружева плетут наши кружевницы, что и мне, Деду Морозу и Снегурочке моей не тягаться. Посмотри, как мастера из Великого Устюга мороз по жести пускают. Морозным же узорочьем серебро чернят, а как по бересте режут! Да что узоры! А масло-то какое сбивают вологодские маслоделы - в мире такого не сыскать, а сталь как сталевары варят - в мире стали крепче нет…
Правда и то, что в земле нашей не все пока ладно, не всюду за добром нашим пригляд и рвение. А потому дружок мой милый подрастай скорее, учись лучше, да за труды славные принимайся. Тебе хозяйствовать и государствовать здесь, чтоб земля наша русская год от года краше и изобильнее становилась.
С Новым Годом тебя,
С Новым Счастьем. Дед Мороз.
Приложение №2.
Дед Мороз. Мифологический образ
В нашей стране Дед Мороз как персонаж рождественских праздников появился в конце XIX - начале XX века. В привычном нам словосочетании «Дед Мороз» объединены два образа: Дед и Мороз, каждый из которых имеет свое значение и свое происхождение.
У славян Дедами называли прародителей, духов предков, которые охраняли благополучие рода и его представителей - в первую очередь, детей - повсюду: дома, в поле, в лесу, на воде.
Задолго до появления Санта-Клауса в славянской мифологии существовал и Мороз (Морозка; Мороз, Красный нос; Мороз Воевода) персонаж сказок и обрядового фольклора.
В соответствии со сказочной мифологией у Мороза есть дочка (по иным преданиям - внучка) - Снегурочка. Она добрая и не такого крутого нрава, как Мороз. Иногда летом она живет у людей и помогает им.
Мифы, сказки, легенды и предания, а также обряды, чаще всего в закодированной форме, связаны с реальными историческими событиями прошлого. Зачастую корни их позабыты, как почти позабыты ныне боги, некогда почитавшиеся на Руси. К сожалению, разобраться с составом языческих богов и в особенности с их родственными связями достаточно трудно, так как после принятия христианства уничтожалось все, что было связано с язычеством.
Здесь приведен всего лишь вариант на основе «Велесовой книги».
Мать Деда Мороза - Буря Яга, превратившаяся позднее в Бабу-Ягу. Изначально Баба - одна из берегинь, положительное божество славянского пантеона, хранительница и, если необходимо, защитница рода и его традиций. Слово «Яга» происходит от некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого - Ящура. Отсюда и понятное нам - пращур. Постепенно прародительница, берегиня превратилась в представительницу нечистой силы, в демона, которым пугают детей.
Баба-Яга, известная нам, это ведьма, волшебница, ведунья - то есть осведомленная, можно сказать, «ученый-практик». Живет она в лесу, в избушке на курьих ножках, вокруг которой забор из человеческих костей. Одна нога у Бабы-Яги костяная, зрение плохое и еще более плохой характер: склочница, похитительница, пожирательница людей. К тому же она - мать змеев, повелительница мира мертвых. Однако, к чести Бабы-Яги, она иногда помогает героям и даже чем-то одаривает их. Когда в новогодних спектаклях для детей Баба-Яга творит всякие пакости и козни Деду Морозу и Снегурочке, надо иметь в виду, что это семейные неурядицы, так как Баба-Яга - мать Деда Мороза и бабушка Снегурочке.
Женой Деда Мороза и матерью Снегурочки была Снежная Царица, которая одновременно являлась внучкой и правнучкой Рода - прародителя многих богов, в том числе отца Снежной Царицы Чернобога и ее деда Сварога.
Сварог - бог небесного огня, научил людей ковать железо, разжигал вдохновение в сердцах и душах мастеров, но имел капризный характер. Женой Сварога и, соответственно, бабушкой Снежной Царицы была богиня любви Лада. Она покровительствовала бракам и охраняла домашний очаг, являлась воплощением плодородия, юности и красоты. Лада - сама женственность, нежная, певучая, русоволосая. Снегурочка уродилась похожей на свою прабабку, но имела холодное сердце, возможно от бабушки Марены и дедушки Чернобога.
Чернобог - злой бог. Славяне верили, что всякое несчастье исходит от него.
Имя Чернобога почти неизвестно современному читателю, однако другое его имя известно всем - Кащей Бессмертный. Слово «кащей» заимствовано из тюркского языка и означает «пленник». Такое прозвище он получил потому, что был заключен Велесом в темницу. Кащей был однолюб, из женщин его интересовала только одна Марена (в сказках - Марья), которую он постоянно умыкал у законного мужа. От их связи родилась Снежная Царица - мать Снегурочки - и ее тетки: Медуза и сестры-лихоманки, насылавшие на людей болезни, - Трясея, Огнея, Глядея, Храпуша, Пухлея, Желтея, Немея, Глухея, Каркуша, Хрипуша, Ломея, Дряхлея, Дремлея, Ветрея, Смутница, Зябуха.
В языческой мифологии мать Снежной Царицы и бабушка Снегурочки Марена являлась новым воплощением великой матери. Она имела довольно мерзкий характер. В верованиях славян она представлялась воплощением смерти, сезонного умирания и возрождения природы.
Однако же вернемся к Морозу и Снегурочке. В России их превращение из персонажей фольклора в персонажи рождественских и новогодних праздников происходило с конца XIX до середины XX века. Мороз видоизменился в Деда Мороза в первую очередь под влиянием «рождественского деда», пришедшего к нам вместе с западноевропейскими традициями празднования Рождества. В святочном рассказе Л. Мальского «В рождественскую ночь» (1907г.) подарки приносит «рождественский дед», а у В.В. Маяковского в стихотворении «Хвои» (1916 г.) - просто «дед». Окончательное формирование привычного нам Деда Мороза произошло только в конце 30-х - начале 40-х годов XX, одновременно с возобновлением в стране детских праздников елки. Однако даже в 1941 году, когда Дед Мороз повсеместно приобрел свой современный облик, Борис Пастернак в стихотворении «Иней» по-прежнему называет его «святочным дедом».
В период борьбы с праздниками Рождества и Нового года Дед Мороз в основном был персонажем политических карикатур и сатирических стихотворений: приносил на Рождество зарубежным пролетариям, да и нашим советским людям, одни неприятности.
В 1935 году одновременно с реабилитацией елки вернул свои позиции и Дед Мороз, но уже на новогоднем празднике. Коммунисты боролись с христианством, к которому Дед Мороз почти никакого отношения не имел. Он - всего лишь сказочный персонаж, не мешающий антирелигиозной пропаганде.
В наши дни у старшего поколения Новый год ассоциируется с елкой, боем часов на Спасской башне Кремля, шампанским и застольем. Где-то в этом списке, ближе к концу, находится и Дед Мороз. Отношение к нему, точнее к исполнителям его роли сложилось снисходительно-ироничное. Однако взрослые никогда не забывают, что когда-то были детьми, верили в Деда Мороза и ждали его.
Снегурочка вплоть до конца 30-х - начала 40-х годов XX века никакого отношения к праздникам Нового года и Рождества не имела. В поэзии обыгрывалось холодное сердце Снегурочки или ее неотвратимый конец с наступлением весны. Зачастую Снегурочка - рукотворное чудо из снега.
Персонажем новогодних праздников Снегурочку сделали авторы советских «елочных» представлений. Впрочем, это напрашивалось само собой - если в детском празднике участвует Дед Мороз, то почему в нем не участвует его дочка?
На формирование образа Деда Мороза большое влияние оказали поздравительные открытки с его изображением. С помощью открыток, издававшихся массовыми тиражами в Германии, Австрии и Франции, население России знакомилось с западным прототипом Деда Мороза.
До революции изображения Деда Мороза встречаются главным образом на рождественских поздравительных открытках. Чаще всего он одиноко бредет в лесу, в поле или по улице и несет мешок с подарками или подарки без мешка, елку и держит в руках посох - древний символ власти над стадом, паствой, семьей или родом. Именно от посоха ведут происхождение скипетры монархов, жезлы военачальников и посохи иерархов католической церкви. Вместе с тем посох олицетворяет магическую силу, путешествия и паломничество. Редко можно увидеть Деда Мороза в помещении и с детьми, с ангелами или оленями, но никогда - со Снегурочкой. Он может курить трубку, лететь на воздушном шаре, ехать на поезде или автомобиле и, конечно же, на санях, запряженных лошадьми или оленями. Одним из самых необходимых атрибутов Деда Мороза является большая белая борода, которая с древнейших времен символизировала мудрость, волшебство и чудодейственную силу. Она также соотносилась с понятиями жизни и времени, символизировала верховную светскую и божественную власть.
На дореволюционных открытках можно увидеть, что именно Дед Мороз нес в подарок нашим прабабушкам и прадедушкам: кукол, а также щелкунчиков, пиноккио и петрушек, книги, мячи, сладости, горны, барабаны, гармони, сабли, пушки, коней, медведей, зайцев и слонов. Иногда встречаются необычные подарки, например, живой младенец или верстовой столб.
Советский Дед Мороз сохранил лишь некоторые черты своих предшественников, но все же обладает значительным своеобразием. Несколько больше в нем сохранилось от русского Деда Мороза, меньше - от иностранного. Главное, его изображают уже не на рождественских, а на новогодних поздравительных открытках. У Деда Мороза объявилась напарница - Снегурочка, но вместе с тем он постепенно становился все более и более одиноким. Дед Мороз решительно отказался от сапог и ботинок в пользу валенок, но иногда по-прежнему носит на голове колпак, что, видимо, подчеркивает его сказочность.
На открытках советский Дед Мороз активно участвовал в общественной и производственной жизни советского народа: он железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту, катается на карусели и пр. Руки у него постоянно заняты делом, возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже несет мешок с подарками. У советского Деда Мороза практически исчез из рук волшебный посох - то ли потому, что руки заняты другим, то ли потому, что все чудеса советский народ творил собственными руками.
Постепенно происходила дальнейшая мифологизация Деда Мороза, то есть из почти реально существующего новогоднего персонажа он все более и более уходил в нереальность: вроде бы и есть, но увидеть невозможно. Конечно, каждый может увидеть десятки Дедов Морозов на улице, по телевидению или на праздничном представлении, но все они «ненастоящие», «с бородой из ваты». Тем не менее, в «настоящего» верят дети и, похоже, взрослые.
Использованная литература:
- Иванов Е.В. Новый год и рождество в открытках /Е.В. Иванов. - СПб: Искусство-СПб, 2000. - С.42-73.
- Вологодская область: Адм.-террит. устройство на 1 января 2000г.: офиц. справочник / Администрация Вологодской области. - Вологда: Арника, 2001. - С.105.
- Вологодская область: Вологда - Череповец - Кириллов-Феропонтово - Белозерск - Тотьма - Великий Устюг: путеводитель /[авт.-сост. А.Г. Хропов; ред. Е. В. Филатова]. - М.: Издательский дом СИМОН-ПРЕСС, 2003. - С.84.
- Культура, события, время. 1996-2006 годы / Н.С. Серова. - Вологда: ПФ «Полиграфист», 2006. - 32 с.
- Судаков Г. Когда родился Дед Мороз? // Русский Север. - 2001. - 14-20 июля. - С.20.
- Владимирова Л. Где живет Дед Мороз? / Л. Владимирова // Семья и школа. - 2002. - №1-2. - С.58-59.
- Дзюба О. Великий утешитель / О.Дзюба // Смена. - 2002. - №12. - С.14-21.
- Свириденко О. Дед-армигер: [Описание и изображение герба Деда Мороза] // Русский Север. - 2003. - 1-7 января. - С.6.
- Романов В. Дед Мороз ждет гостей // Красный Север. - 2005. - 8 ноября. - С.1.
- Нижегородская К. С днем рождения! // Вологодская неделя. - 2005. - 24 ноября. - С.1,2
- День рождения Дед Мороз празднует с размахом! // Красный Север. - 2006. - 23 ноября. - С.14.
- Теплая встреча Дедов Морозов // Город Во. - 2006. - 23 ноября. - С.5.
- Чернова М. Малая земля // Премьер. - 2007. - 2-8 октября. - С.1, 21.
- Коновалов А. Российский Дед Мороз на свой день рождения получит в подарок 11-метровый вязаный кушак // Премьер. - 2007. - 16-22 октября. - С.4.
- Светлова А. С днем рождения, Дед Мороз! // Красный Север. - 2007. - 22 ноября. - С.27.
- Колосова Н. Клевые бабки. И дедки // Премьер. - 2007. - 20-26 ноября. - С.22.
- Контуев М. Баба-Яга поздравила Деда Мороза с днем рождения // Комсомольская правда. - 2007. - 20 ноября. - С.6.
- Романов В. День рождения зимнего волшебника // Красный Север. - 2008. - 18 ноября. - С.1.
- Давыдов П. Депутат от партии добра: В государственной Думе с успехом прошла выставка-презентация проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза» // Красный Север. - 2008. - 11 декабря. - С.1,7.
- Елков И.Новогодняя елка: от запрета до расцвета: История / // Российская газета. - 2008. - 25 декабря. - С.8-9.
Источник W1