и древнейших письменных источников
Продублирую и здесь приглашая к обсуждению. На других площадках оно тоже видимо состоится, как минимум двое заявившихся уже есть.
Статья
http://ifolder.ru/2640239 из сборника
KANISKION: Юбилейный сборник в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова / Ред. М. В. Грацианский, П. В. Кузенков. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. - 408 с.
http://www.patriarchia.ru/db/print/148584.html От себя замечу,
что линия заимствования из ранневосточнославянского в финский, мне видится наиболее обоснованной.
Другое дело каков источник этой ранневосточнославянской формы. Он еще дискусионен. Возможность варината предложенного О.Н. Трубачевым сохраняется, надо лишь аккуратно обосновать переход -ks- > -ts-. Этот вариант имеет некторую поддержку и в современной археологии Среднего Поднепровья. Поясню. Страбон описывая Сев.Причерноморье самым северным народом называет роксолан, причисляя их к бастарнам.
В глубине страны обитают бастарны, граничащие с тирегетами и германцами; бастарны также, быть может, германская народность и делятся на несколько племен. Действительно, одни из них называются атмонами, другие - сидонами, те, кто владеют Певкой, островом на Истре, носят название певкинов, а самые северные, обитающие на равнинах между Танаисом и Борисфеном - роксоланов. Насколько известно, вся страна к северу от Германии вплоть до Каспийского моря представляет равнину. Обитает ли какое-нибудь племя за роксоланами, мы не знаем.
http://www.darial-online.ru/1999_1/gagloiti.shtml Относились роксоланы к бастрнам или нет, большого значения не имеет. Вполне вероятно, что к бастарнам они отнесены либо по соседнему месту проживания, и возможно также по совместным действиям. М.Б. Щукин дает такое объяснение:
Основной пласт информации Страбона относится ко времени Митридата Евпатора, к рубежу II-I вв. до н.э., когда и бастарны, и роксоланы входили в политическую систему, созданную Митридатом. Не исключено, что и между ними существовало определенное политическое соглашение. Информаторами Страбона это политическое единение могло восприниматься как единство этническое.
Время и место действия - где-то в окресностях Зарубинецкой культуры, к которой согласно современным
данным (А.Обломский) восходят древнейшая раннеславянская культура - киевская и близкие ей постзарубинецкие группы. Таким образом условия для заимствования названия "роксоланы" в среду праславянского населения Днепровского Левобережья существовали.
Славянская этимология предложенная Максимовичем должна, как мне кажется (к сожелени сам Максимович об этом практически ничего ненаписал) предполагть, что правосточнославянский прототип *roud-sь с вероятным значением "рыжие, русые" появился как название специфической группы населения, ярко отличающейся от остального местного населения. Также как белые называют негров или других темнокожих "черными", восточных азиатов "желтыми", индейцев "краснокожими", а индейцы в свою очередь "бледнолицыми". Ничего необычного в таком обозначении нет. Хакон Станг в своей диссертации много места уделил информации о различных "красных" народах Сев.Причерноморья и она привела его к выводу что она относится к герулам, которые и были по его мнению проторусью. Пришлых с севро-запада,
(области где антропология и генетика фиксирует повышненную концентрацию рыжих), народов
в северном-причерноморье всегда хватало. Уже Геродот пишет об обитавших здесь будинах
108. Будины - большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы. В их земле находится деревянный город под названием Гелон.
109. .....эллины и будинов зовут гелонами, хотя и неправильно. Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой. Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы, а яички бобров применяют как лечебное средство против болезней матки.
Книга IV
http://ancientrome.ru/antlitr/herodot/herodot4.htm Так и напрашивается сказать, да вот она русь, и озеро есть и болота и меха, и рыжие волосы, отчего и назвали их так славяне. Но у нас нет задачи уходит в такую глубину. Вполне возможно, что этот геродотовский рассказ позже просто всплыл у арабов, не имея под собой никаких оснований в древнерусских реалиях. Важно лишь, что предположение о возникновении названия из-за необычного для славян вида не является невозможным.
Если говорить о более близких к Руси временах, то мне интересна выделяемая А.Обломским культура раннесредневековых ингумаций в Днепровском Левобережье, представляющая элиту того времени, имевшую связи с Подунавьем. По набору вещей она пересекается к кладами антов, которые еще Рыбаков пытался сопоставлять с ранней русью. А.Обломский отмечает для этой группы связи с германским миром, предполагая, что она представляет постчерняховцев вернувшихся из Подунавья. Есть в ней участие и кочевнического элемента.