Максимович К. А. Происхождение этнонима «Русь» в свете исторической лингвистики

Jul 13, 2007 16:08


и древнейших письменных источников
Продублирую и здесь  приглашая к обсуждению.  На других площадках оно тоже видимо состоится, как минимум двое  заявившихся уже  есть.

Статья  http://ifolder.ru/2640239  из сборника

KANISKION: Юбилейный сборник в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова / Ред. М. В. Грацианский, П. В. Кузенков. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. - 408 с.
http://www.patriarchia.ru/db/print/148584.html

От себя замечу,

что  линия заимствования из  ранневосточнославянского в финский,  мне видится наиболее обоснованной.
Другое дело каков  источник  этой ранневосточнославянской формы. Он еще  дискусионен. Возможность варината предложенного О.Н. Трубачевым сохраняется,  надо лишь аккуратно обосновать переход -ks- > -ts-.  Этот вариант имеет некторую поддержку и в  современной археологии Среднего Поднепровья.  Поясню.  Страбон описывая Сев.Причерноморье самым северным народом называет роксолан, причисляя их к бастарнам.

В  глубине  страны  обитают  бастарны, граничащие  с  тирегетами  и германцами;  бастарны  также,  быть      может,  германская  народность  и делятся  на  несколько племен. Действительно, одни из  них  называются атмонами,  другие  -  сидонами, те, кто владеют  Певкой,  островом  на Истре,  носят  название  певкинов,  а  самые  северные,  обитающие  на  равнинах   между  Танаисом  и  Борисфеном  -  роксоланов.   Насколько известно,  вся страна к северу от Германии вплоть до Каспийского  моря представляет равнину. Обитает ли какое-нибудь племя за роксоланами, мы не знаем.
http://www.darial-online.ru/1999_1/gagloiti.shtml

Относились роксоланы к бастрнам или нет, большого значения не имеет. Вполне вероятно, что к бастарнам они отнесены либо по соседнему месту проживания, и возможно также по совместным действиям.  М.Б. Щукин дает  такое объяснение:

Основной пласт информации Страбона относится ко времени Митридата Евпатора, к рубежу II-I вв. до н.э., когда и бастарны, и роксоланы входили в политическую систему, созданную Митридатом. Не исключено, что и между ними существовало определенное политическое соглашение. Информаторами Страбона это политическое единение могло восприниматься как единство этническое.

Время и  место действия -  где-то в окресностях  Зарубинецкой культуры, к которой согласно современным 
данным (А.Обломский)  восходят  древнейшая раннеславянская культура - киевская и близкие ей постзарубинецкие группы.  Таким образом условия  для   заимствования названия  "роксоланы"  в среду праславянского населения   Днепровского  Левобережья существовали.

Славянская этимология предложенная  Максимовичем должна, как мне кажется (к сожелени сам Максимович об этом практически ничего ненаписал) предполагть, что  правосточнославянский прототип *roud-sь с вероятным значением "рыжие, русые"  появился как название специфической группы населения, ярко отличающейся от остального местного населения. Также как белые называют негров или других темнокожих "черными",  восточных азиатов "желтыми",  индейцев "краснокожими", а индейцы в свою очередь "бледнолицыми".  Ничего необычного в таком обозначении нет.  Хакон Станг в своей диссертации много места уделил информации о различных "красных" народах Сев.Причерноморья  и она привела его к выводу что  она  относится  к герулам, которые и были по его мнению проторусью.   Пришлых с севро-запада,
(области где антропология и генетика фиксирует  повышненную концентрацию рыжих),   народов
в северном-причерноморье  всегда  хватало.   Уже Геродот пишет об обитавших здесь будинах

108. Будины - большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы. В их земле находится деревянный город под названием Гелон.     
109. .....эллины и будинов зовут гелонами, хотя и неправильно. Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой. Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы, а яички бобров применяют как лечебное средство против болезней матки.

Книга IV 
http://ancientrome.ru/antlitr/herodot/herodot4.htm

Так и напрашивается сказать, да вот она русь, и озеро есть и болота и  меха,  и рыжие волосы, отчего и назвали их так  славяне.   Но у нас нет задачи уходит в такую глубину. Вполне возможно, что  этот геродотовский рассказ  позже просто всплыл у  арабов, не имея под собой никаких оснований в древнерусских реалиях.   Важно лишь, что  предположение о  возникновении  названия из-за необычного для славян  вида не является невозможным.

Если говорить о более близких к Руси временах, то мне интересна выделяемая  А.Обломским культура раннесредневековых ингумаций в Днепровском Левобережье, представляющая элиту того времени, имевшую связи с Подунавьем.  По набору вещей она пересекается к кладами антов, которые еще Рыбаков пытался сопоставлять с  ранней русью.   А.Обломский отмечает  для этой группы  связи с германским миром, предполагая,  что она  представляет  постчерняховцев вернувшихся из Подунавья.   Есть в ней участие и  кочевнического элемента.

этимология, научная проблема

Previous post Next post
Up