Как говорится, опять-двадцать пять. Первый замглавы духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов утверждает: "без Золотой Орды не состоялась бы государственность Московского царства и в целом России, да и всей российской системы управления и государственности".
"Так зачем предтечу Российской империи - империю Золотоордынскую - продолжать числить во "враждебном стане"? И второе: Москва как город возник и креп, превращаясь в мощный центр, именно в золотоордынский период. Недаром великий русский историк Н.М. Карамзин оставил нам знаменитую фразу: "Москва обязана своим величием ханам", - говорится в статье Мухетдинова.
Очень любят разного рода деятели использовать упомянутую фразу Н.М.Карамзина для обоснования вполне определенных политических идеологем, обычно в рамках т.наз. евразийства. На самом же деле, Н.М.Карамзин писал следующее:
"История не терпит оптимизма и не должна в происшествиях искать доказательств, что все делается к лучшему: ибо сие мудрование несвойственно обыкновенному здравому смыслу человеческому, для коего она пишется. Нашествие Батыево, куча пепла и трупов, неволя, рабство толь долговременное составляют, конечно, одно из величайших бедствий, известных нам по летописям Государств; однако ж и благотворные следствия оного несомнительны. Лучше, если бы кто-нибудь из потомков Ярославовых отвратил сие несчастие восстановлением единовластия в России и правилами Самодержавия, ей свойственного, оградил ее внешнюю безопасность и внутреннюю тишину: но в два века не случилось того. Могло пройти еще сто лет и более в Княжеских междоусобиях: чем заключились бы оные? Вероятно, погибелию нашего отечества: Литва, Польша, Венгрия, Швеция могли бы разделить оное; тогда мы утратили бы и государственное бытие и Веру, которые спаслися Москвою; Москва же обязана своим величием Ханам.<...>
господство Моголов оставило ли какие иные следы в народных обычаях, в гражданском законодательстве, в домашней жизни, в языке Россиян? Слабые обыкновенно заимствуют от сильных. Князья, Бояре, купцы, ремесленники наши живали в Улусах, а Вельможи и купцы Ординские в Москве и в других городах. Но Татары были сперва идолопоклонники, после Магометане: мы называли их обычаи погаными; и чем удобнее принимали Византийские, освященные для нас Христианством, тем более гнушались Татарскими, соединяя их в нашем понятии с ненавистным зловерием. К тому же, несмотря на унижение рабства, мы чувствовали свое гражданское превосходство в отношении к народу кочующему. Следствием было, что Россияне вышли из-под ига более с Европейским, нежели Азиатским характером. Европа нас не узнавала: но для того, что она в сии 250 лет изменилась, а мы остались, как были. Ее путешественники XIII века не находили даже никакого различия в одежде нашей и западных народов: то же без сомнения могли бы сказать и в рассуждении других обычаев."
Очевидно, что использование фразы отдельно от контекста совершенно искажает мысль Карамзина. Николай Михайлович писал о том, что ужасы и тяготы монголо-татарского нашествия и ига сплотили русских, и это в дальнейшем позволило сбросить власть орды и создать одно из величайших в мировой истории государств. И, конечно, ни о каких заслугах ордынских ханов в величии России речи не идет, и быть не может.
Москва - не второй Сарай, а Третий Рим.
А искажающее мысль Н.М.Карамзина использование в качестве слогана цитаты "Москва обязана своим величием ханам" столь же логично, сколь высказывание в стиле "СССР обязан своим величием Гитлеру".
И ссылки по теме:
http://oldrus.livejournal.com/183589.htmlhttp://oldrus.livejournal.com/102188.html PS: Вообще, полезно было бы напомнить мусульманину Дамиру Мухетдинову, прославляющему Орду, что Орда своим величием была обязана кафирам. И что сам он, будучи, очевидно, татарином, является потомком волжских булгар, пострадавших от нашествия Орды не меньше русских.