К ВОПРОСУ О ХРОНОЛОГИИ ХРИСТИАНИЗАЦИИ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ

Nov 12, 2007 20:43


На  хронологию христианизации восточнославянских земель единого взгляда в науке не существует. Это касается и хода христианизации Новгородской земли, одной из крупнейших политически-территориальных структур Древней Руси. Так, ленинградский философ Н.С. Гордиенко на основании летописного сообщения о появлении в Новгороде конца XI века волхва и ( Read more... )

язычество, хронология, новгород

Leave a comment

Comments 18

(The comment has been removed)

Re: Хм... smelding November 13 2007, 03:40:41 UTC
позиции волхвов в Новгороде весьма объяснимы. кривичи, судя по названию, входили в "зону влияния" балтского жречества - криве - весьма организованного и сильного. словене, в силу южно-балтийского происхождения, тоже были народом с солидной жреческой традицией.
Однако и в Южной, и в Западной части Руси с крещение дела тоже обстоялит отнюдь не гладко. сошлюсь на недавно переизданную книгу Русановой и Тимощука о крупных капищах как раз Юго-Запада, действовавших до 14 века. О крайне долгой и болезненной христианизации Ростовского Залесья, Муромщины, о том, что в кривичских дебрях и Полесье Перуна и Ярилу славили еще в 19 веке, упоминать, думаю, не надо. На территории Минска последнее капище было уничтожено уже при советской власти - я про _действовавшее_ святилище с Дубом и валуном, где происходили ритуалы. ссылки могу дать.

Reply

(The comment has been removed)

Re: Хм... smelding November 13 2007, 11:07:09 UTC
об этом не только Серяков говорит, но в книге Русановой и Тимощука видим этому прямое археологическое подтверждение. заказать ее можно вот здесь
http://community.livejournal.com/pagan_lit/5381.html
вопрос о самоопределении действительно очень сложен. если Вы читали мою книгу, то должны помнить, что именно противоречием между совершенно нехристианской сущностью верований русской традиционной деревни с ее фактическими политеизмом и манифестационизмом, с именно что самоопределением этих людей, как православных христиан. поэтому и говорю о ДВОЕ-ВЕРИИ.
собственно, на остальные Ваши вопросы я, вроде бы, старался ответить в той самой книге.

Reply


dobroslav November 12 2007, 21:37:10 UTC
Да, и Л.Н. Гумилёв пишет, что одним из аспектов противостояния Новгорода и Киева был религиозный: практически полностью христианский Киев против языческого Новгорода.

Reply

smelding November 13 2007, 03:29:44 UTC
я бы не стал говорить про полностью христианский Киев. обращаю Ваше внимание на расположенную в соседней теме книгу И.Я. Фроянова, где приводятся про сравнительно успешное выступление волхва в Киеве конца 11 века, и про наличие в Киеве заметного числа "поганых" в конце 12.

Reply

dobroslav November 13 2007, 09:27:14 UTC
Ну да, не полностью христианский, оставались и язычники. Но по большей части христианский.
Я не историк, поэтому не могу вести спор, но от другого историка слышал то, что князь Владимир, будучи ещё язычником, был в Киеве в меньшинстве. Большинство там было христианами ещё до крещения Руси.

Reply

smelding November 13 2007, 11:08:25 UTC
разумеется, христиан там было больше, чем в Новгороде. но вот чтоб большинство было христианами до крещения... я бы не стал торопиться с такими выводами.

Reply


smelding November 22 2007, 08:31:12 UTC
отписался там. Статья хорошая, ее бы здесь продублировать. а сообщество - не очень. фанатичные норманнисты и... даже не православные - правосы.

Reply


Leave a comment

Up