Когда мне было 6 лет, родители отправили меня жить к бабушке. Мама устроилась, наконец, в Иркутске на нормальную работу, жили мы в съемной комнате, а в детсад была очередь года на 3-4 (поставьте вашего ребенка в очередь, а когда родится другой, как раз очередь и подойдет). Бабушка жила в городе Бабушкин (теперь это Бабушкинский р-н Москвы) поэтому мне пришлось совершить туда
перелёт.
Именно тогда у меня начались регулярные путешествия на четырнадцатом троллейбусе в Сокольники, где на Малой Остроумовской жила бабушкина сестра.
По случайному совпадению именно в том же году троллейбусный маршрут № 14 (
http://trolley.ruz.net/history/routes/moscow/route-014.htm ) продлили от станции метро "Сокольники" до Электрозаводского моста, что было для нас с бабушкой очень удобно, ведь от метро до М.Остроумовской - две троллейбусные остановки.
Почему бабушка не желала пользоваться электричкой - неизвестно. Хотя до станции Лосиноостровская можно было дойти за 5 минут. Возможно ей было затруднительно подниматься на железнодорожный мост? Но изредка мы все же катались на электричке. Мой детский билет стоил 30 копеек (3 копейки с 1961 года), а бабушкин взрослый - 1р.50 к. (15 копеек).
От дома до платф. Северянин надо было ехать на автобусе № 9. Остановка на Осташковском шоссе, где находился наш дом (сейчас это улица лётчика Бабушкина), называлась "Больница". Никогда я в этой больнице (№ 20) не был (и находится она сейчас совсем в другом месте). По маршруту автобуса, у завода Дзержинского, имелся ж/д переезд через Бескудниковскую (ныне давно исчезнувшую) ж/д ветку. Если проезд там был открыт - это было счастье. Почему-то обычно всегда ждали когда откроют шлагбаум.
На таком автобусе мы с бабушкой ездили (кадр из к/ф "Человек родился")
Ниже - кадр из к/ф "Первый троллейбус", некоторые сцены из которого снимали у Северянинского моста.
Пересадка на троллейбус происходила у Северянинского моста, там, где сейчас вместо Дзержинской плодоовощной базы раскинулся молл "Золотой Вавилон". Можно было пересесть и далее по маршруту (до ВДНХ), но тут была первая остановка и можно было занять любые (почти) места. Обычно мы занимали место за кабиной водителя, я садился у окошка.
Это фотография из 1989 года, троллейбус тут более современный.
В детской памяти моей не сохранились обстоятельства этой езды - я просто смотрел в окошко, считал этажи у домов, любовался ростокинским акведуком, разглядывал автомобили и дивился на очень необычное здание - клуб Русакова. Набирался впечатлений. Тогда еще были везде кондукторы, а стоимость проезда зависела от числа остановок. Но это меня как бы и не касалось.
Троллейбус ехал долго, минут 40, если не больше. А вечером предстояла обратная дорога. Когда была хорошая погода, заходящее солнце отражалось в стеклах окон, как будто за окнами горит огонь, и этот огонь, при движении троллейбуса, скакал из окна в окно.
За зданием детского сада на углу Стромынки и М.Остроумовской виден дом, в котором с 1926 года жила бабушкина сестра.
День, проведенный в обществе трёх стариков (третий - дядя Володя, муж бабушкиной сестры, врач Остроумовской больницы на пенсии) тянулся долго и скучно. Хотелось быстрее вскочить в троллейбус, который был моим избавлением от этого долгого, нудного дня. Вечером мы все шли на остановку (улица Короленко) и долго ждали 14-й троллейбус, 41-й ходил чаще. И вот, наконец, мы в него садились. Через две остановки, у метро, многие выходили и уже можно было занять места получше, возле окошка. Потом опять ждать, на конечной, у Северянина, ждать "девятку", едущую переполненной. Когда еще не открыли метро ВДНХ, девятка ездила от площади Революции, от "Метрополя". От Северянина надо было проехать всего несколько остановок и вот мы дома. Остановка была у магазина Балана (это фамилия его директора). Когда у меня появился котенок Шустрик, мы заходили в Балан и покупали для него маленькую камбалу ценой копеек 90 или рубль (т.е. 10 копеек).
А в прошлом году троллейбус № 14 отменили.
И даже отменили платформу Северянин.
Куда катится мир?
Куда уехал московский троллейбус?