Где-то в начале 00-х была идея написать книгу о «яках». Набросал тезисы и, как это часто бывает, все кануло в лету - по каким-то причинам энтузиазм вскоре угас, и материал лег «на полку».
5. Причем начало 30-х? В лучшем случае - середина. Какой был хуже из тех, с какими воевали? CR.32 вровень. Сравните тип 4 и Gladiator, скажем, или Dewoitine 500. И посадочная скорость Gladiator и D.500 была много ниже, что важно в середине 30-х.
Как только в мире началась новая волна милитаризации оказалось "вдруг", что проект И-16 не достижение. BF-109B, Hawk 75, Ki-27, Hurricane, Buffalo, Spitfire... Далее везде. Иное дело, что долгое время И-16 был самым многочисленным.
Не думаю, что Фиат и Д.500 можно приравнивать к И-16, они и близко не стояли. Гладиатор ближе, но скорость почти на 50 км/ч ниже. Нет, эти машины не конкуренты И-16.
Gladiator и D.500 в 1934 имели такую же скорость, но лучше все остальное. Я привел их как ранние образцы. И-16 создавался против PZL P.11-24, кстати, и вовсе не сразу превзошел и его.
Тогда пара лет ничего особенного в мире не решала, а страны развивали скоростную авиацию в спорте и почтовых перевозках. Потому в 1935, спустя год, И-16 устарел. Ну и всегда имел крупные конструктивные недостатки.
И притом И-16 таки развивался. В 1934 он совсем не был таким, как в 1935. Хотя вот дальность все время падала, маневренность все время ухудшалась.
Вот смотрите, И-16 (1933 г.), мессер (1935). И-16 вполне нормально смотрелся в Испании в 1936, а мессер еще кувыркался на испытаниях. В 1938 И-16 проиграл мессеру в Испании, его время ушло. То, что И-16 создавался в противовес ПЗЛкам, первый раз слышу.
Техническое задание на BF-109 и И-16 разнятся ровно на год. Разработка И-16 началась летом 1933. Первые полеты - полтора года.
Это два проекта одного поколения - свободонесущие монопланы с убираемым шасси. С новыми требованиями к тактике и взлетно-посадочными ограничениями, что важнее. Почти первые в своем роде в своих странах.
Первый сколь-нибудь удачный И-16 - тип 5, середина 1935. Хотя И-16 тип 4 выпустили очень много. В ом же 1935 полетел BF-109. Раннее производство в мирное время позволяет, пусть и с затратами, но быстро воплотить задатки проекта, пересмотреть его.
Мог появиться раньше И-180, скажем. И-17 и И-180, по сути, разновидности И-16, как BF-109B и BF-109E. Но начинал Мессершмитт с лучших решений, с лучшими подходами.
Польша - основной противник СССР в начале 30-х. Официально.
По-моему, мы с вами в отношении И-16 и Бф 109 пошли по второму кругу. Я считаю, что И-16 был "последним из могикан", был лучшим истребителем середины 30-х. Это мое мнение. Относительно ПЗЛок. Я не встречал в литературе привязки создания И-16 к наличию у поляков ПЗЛ-11/24. Хотя эта машина была вполне на уровне, с нормальным вооружением. Ей бы еще убираемое шасси...
1. И-16 не был даже первым. И-14, который задуман тоже у Поликарпова, - первее, хоть и не первая в мире попытка.
2. Я не хожу по кругу, а пытаюсь разными словами подтолкнуть вас обсуждать требования заказчика. Монопланы с убираемым шасси тогда, это, прежде всего, иные аэродромы. Отсюда, если подумать, следует усиление требований к продолжительности и дальности, к скороподъемности. Так как истребитель уже не мог взлетать с пашни, что до того всерьез обсуждалось, а поначалу требовалось.
В США стали разрабатывать чуть раньше истребители, которые никак не могли бы летать с обычного поля. СССР отличался от всех стран тем, что стал раньше всех вооружаться. Когда в мире продолжали еще обсуждать шаги разоружения.
3. В литературе надо искать не упоминания PZL.11, а определения вероятного противника.
Ну, хорошо. Какие требования заказчика вы хотите обсуждать? И потом, меня не нужно к этому подталкивать, я всегда готов. Разрабатывать боевой самолет под авиатехнику вероятного противника? А если их несколько, или сегодня один, а завтра другой? Новая боевая машина всегда разрабатывается под лучший мировой уровень.
1. Для армии, противодействующей вероятному противнику. Разумеется, польские бомбардировщики, точнее то, что они могли бы собрать по миру, случись на них нападет СССР, - это то, против чего заказывали И-16. Ну и истребители тамошние важны. Похожая война произошла с Финляндией
( ... )
7. О homefighter. Их ключевое свойство - иные требования. Это мобилизационный самолет с сокращенным до разумного предела оборудованием, для быстрого освоения. Перечисленные мною переоблегченные истребители именно такие.
Иного способа облегчить легкий истребитель нет. С них даже снимали вооружение и кислородное оборудование. А высотность по заданию ограничивалась 3 км.
Я не понимаю, почему вы нормальные фронтовые истребители (Яки) относите к домашним? Да, у них был ограниченный состав бортового оборудования, так его не было в наличии. Вооружение? Слабоватое, конечно, но для фронтового истребителя где-то и хватало, опять же - пушка стояла. Кислородное оборудование на заводе ставили, но практически не использовали, нужды не было, часто снимали. Согласитесь, сравнивать Кодрон и Як - не совсем корректно.
Конструкцию сознательно облегчали? Так это нормальная конструкторско-технологическая и производственная практика развития самолетов. Яки какое имеют отношение к домашним истребителям?
Не конструкцию облегчали, а снимали системы, оружие, снижали требования. Домашний истребитель, повторю, отличается требованиями, он как бы не настоящий. Смысл в новом взгляде на применение.
///2. СССР и противопоставил поздние И-16. Какие есть. Говорят, французы вели переговоры об их срочной закупке. Воевать на них можно, хоть И-16 хуже.
французы достаточно долго настаивали на поставках И-16 и АНТ-40, однако одновременно отказались выполнять поставки по ряду оплаченых договоров, в частности по синхронной пушке, и наши поставили в зависимость поставку самолетов от выполнения контрактов... переговоры затянулись и когда что то решилось, И16, как и их пушка уже устарели и никому не были нужны...
а так французы вели переговоры о покупке советских истребителей даже во времена Виши...
после войны они просили в дополнении к Нормандии-Неман вооружить еще 2 полка Як-3, наши вначале согласились, а затем неожиданно не только отказались поставлять новые самолеты, но и запчасти в Нормандию.
Reply
Как только в мире началась новая волна милитаризации оказалось "вдруг", что проект И-16 не достижение. BF-109B, Hawk 75, Ki-27, Hurricane, Buffalo, Spitfire... Далее везде. Иное дело, что долгое время И-16 был самым многочисленным.
Reply
Reply
Тогда пара лет ничего особенного в мире не решала, а страны развивали скоростную авиацию в спорте и почтовых перевозках. Потому в 1935, спустя год, И-16 устарел. Ну и всегда имел крупные конструктивные недостатки.
И притом И-16 таки развивался. В 1934 он совсем не был таким, как в 1935. Хотя вот дальность все время падала, маневренность все время ухудшалась.
Reply
И-16 вполне нормально смотрелся в Испании в 1936, а мессер еще кувыркался на испытаниях. В 1938 И-16 проиграл мессеру в Испании, его время ушло.
То, что И-16 создавался в противовес ПЗЛкам, первый раз слышу.
Reply
Техническое задание на BF-109 и И-16 разнятся ровно на год. Разработка И-16 началась летом 1933. Первые полеты - полтора года.
Это два проекта одного поколения - свободонесущие монопланы с убираемым шасси. С новыми требованиями к тактике и взлетно-посадочными ограничениями, что важнее. Почти первые в своем роде в своих странах.
Первый сколь-нибудь удачный И-16 - тип 5, середина 1935. Хотя И-16 тип 4 выпустили очень много. В ом же 1935 полетел BF-109. Раннее производство в мирное время позволяет, пусть и с затратами, но быстро воплотить задатки проекта, пересмотреть его.
Мог появиться раньше И-180, скажем. И-17 и И-180, по сути, разновидности И-16, как BF-109B и BF-109E. Но начинал Мессершмитт с лучших решений, с лучшими подходами.
Польша - основной противник СССР в начале 30-х. Официально.
Reply
Относительно ПЗЛок. Я не встречал в литературе привязки создания И-16 к наличию у поляков ПЗЛ-11/24. Хотя эта машина была вполне на уровне, с нормальным вооружением. Ей бы еще убираемое шасси...
Reply
2. Я не хожу по кругу, а пытаюсь разными словами подтолкнуть вас обсуждать требования заказчика. Монопланы с убираемым шасси тогда, это, прежде всего, иные аэродромы. Отсюда, если подумать, следует усиление требований к продолжительности и дальности, к скороподъемности. Так как истребитель уже не мог взлетать с пашни, что до того всерьез обсуждалось, а поначалу требовалось.
В США стали разрабатывать чуть раньше истребители, которые никак не могли бы летать с обычного поля. СССР отличался от всех стран тем, что стал раньше всех вооружаться. Когда в мире продолжали еще обсуждать шаги разоружения.
3. В литературе надо искать не упоминания PZL.11, а определения вероятного противника.
Reply
Разрабатывать боевой самолет под авиатехнику вероятного противника? А если их несколько, или сегодня один, а завтра другой? Новая боевая машина всегда разрабатывается под лучший мировой уровень.
Reply
Reply
Иного способа облегчить легкий истребитель нет. С них даже снимали вооружение и кислородное оборудование. А высотность по заданию ограничивалась 3 км.
Reply
Reply
Снижение стоимости и валовые технологии это иное. Тоже было. В частях именно Яки, якобы, более всех типов не добирали скорость. Но это уже технология.
Reply
Reply
Reply
французы достаточно долго настаивали на поставках И-16 и АНТ-40, однако одновременно отказались выполнять поставки по ряду оплаченых договоров, в частности по синхронной пушке, и наши поставили в зависимость поставку самолетов от выполнения контрактов... переговоры затянулись и когда что то решилось, И16, как и их пушка уже устарели и никому не были нужны...
а так французы вели переговоры о покупке советских истребителей даже во времена Виши...
после войны они просили в дополнении к Нормандии-Неман вооружить еще 2 полка Як-3, наши вначале согласились, а затем неожиданно не только отказались поставлять новые самолеты, но и запчасти в Нормандию.
Reply
Leave a comment