Записка о коммерческой эксплуатации коллекции Прокудина-Горского, 1932 г.

Feb 09, 2016 18:55

Первую часть этого интересного исторического документа мы опубликовали два с половиной года назад. К сожалению, набрать текст до конца так и не получилось, поэтому мы дадим две последних страницы в виде оригинального скана документа.
Поскольку в записке С.М.Прокудин-Горский упоминается в третьем лице, можно предположить, что авторами были его сыновья. Однако содержание и стиль изложения свидетельствует в пользу авторства самого Профессора.
И Записки становится ясно, что в эмиграции у Прокудина-Горсокого не было аппарата для цветной проекции и купить его, по всей видимости, так и не удалось. В Париже он показывал черно-белые изображения через обычный "школьный фонарь". Поэтому ни одно из газетных сообщений периода 1931-36 гг. не упоминает о демонстрации именно цветных снимков. Ужасно обидно, что изгнанники и их дети так и не смогли увидеть их потерянную Россию на экране во всех красках...

"Всякий, кто хоть раз побывал на проекции снимков России из коллекции проф. С. М. Прокудина-Горского, либо ещё в Петрограде, где они проектировались в натуральных цветах, либо это зимой здесь в Париже, где снимки за отсутствием специального прибора для ЦВЕТНОЙ проекции демонстрировались в виде обыкновенных черных диапозитивов, - может легко себе представить, какой интерес представляет эта коллекция.
Коллекция насчитывает свыше 2000 снимков, представляющих красивые виды. города, памятники старины и историческая древности Российской империи, включая её окраины. Это - единственная в мире коллекция цветных фотографий, которая дает ясное понятие зрителю и богатстве, .мощи и красоте России.
Коллекция эта была выполнена проф. Прокудин-Горский по Высочайшему повелению в период 1909-1915 г. г. и должна была служить, по мысли Государя, для обучения Его Детей отечествоведению, а равным образом и для наглядного преподавания в школах.
Процесс фотографических съемок происходил в совершенно исключительных условиях.
С. М. Прокудин-Горскому был дан Государем открытый лист, позволявший ему делать снимки со всего, что, по его мнению, представляло действительный художественный. этнографически или исторический интерес для него был оборудован специальный вагон -лаборатория для передвижения на нем по всей сети российских железных дорог и ему был предоставлен cneциальный пароход министерства путей сообщения.
В коллекции имеется много снимков. представляющих настоящие уники. Многие снимки были сделаны вообще впервые, многие не могут быть повторены. так как не мало старинных храмов. монастырей и мечетей и главным образом церковной утвари, снятой в различных монастырях и их богатейших ризницах, уже вовсе не существует. Частью они расхищены. частью погибли по другим причинам - от пожаров, или землетрясений, как это случилось со многими древнейшими мечетями Туркестана и Бухары.
Счастливо сложившиеся обстоятельства позволили вывезти коллекцию из Pocсии и сейчас она находится в Париже, являясь собственностью сыновей С. М. Прокудина-Горского. [В машинописном варианте: Счастливо сложившиеся обстоятельства позволили вывезти коллекцию из Pocсии. Она насчитывает до 2.300 негативов и сейчас находится в Париже, являясь собственностью сыновей С. М. Прокудина-Горского.]
Ценность коллекции в особенности увеличивается от того, что все негативы сделаны для передачи в натуральных цветах на экране, - что является самым совершенным способом передачи природы. С этих же негативов может быть легко сделано воспроизведшие в красках in. печати для любого издании а равным образом, при современном развитии фотографической техники, c них легко можно изготовить цветные фотографии на бумаге.
В настоящее время владельцы коллекции решили приступить к её коммерческой эксплуатации.
К этому решению они пришли на основании того, что несколько проекций показанных в Париже обыкновенным проекционным аппаратом, даже не в цветах, имели огромный успех у публики, не только русской, но и Французской.
Они решили создать Общество (О-во с ограниченной ответственностью) с небольшим основным капиталом, очень небольшим сравнительно со стоимостью коллекции, имеющее своей целью организацию публичных проекций натуральных цветах.
Необходимо отметить, что проекций пользовались особенным успехом среди русской молодежи, которой в будущем они принесут огромную пользу.
В самом деле, в современных условиях жизни эмиграции, молодежь всё более и более отходит от России и забывает свою Родину.
Единственный способ показать и доказать этой русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей великой Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание - это показать её красоты и богатства на экрана такими, какими они действительно и являлись в натуре, т.е. в истинных цветах.

Программа деятельности проектируемого общества представляется в следующем виде:
В первую очередь будут организованы проекции в натуральных цветах существующей коллекции. Для этого необходимо приобрести специальный проекционный аппарат. позволяющий проектировать снимки в истинных цветах.
Прибор, которым пользовался проф. Прокудин-Горский еще в Петрограде, был построен по его особому заказу в Германии, но потом был разрушен во время революции.
Однако, такой же аппарат, с согласия проф. Прокудина-Горского, был одновременно построен для одного технического учреждения в Германии.
Этот прибор в настоящее время можно приобрести за чрезвычайно низкую цену сравнительно с той, которая за него была заплачена.
На приобретение этого аппарата, приведете его в порядок, покупку различных вспомогательных приборов, будет потрачена большая часть средств общества: остаток предназначается на организацию первых публичных проекций и на расходы, с этим связанные.
Этот организационный период займет около месяца, после чего начнется регулярный цикл проекций, сопровождаемых объяснениями на русском и французском языках и с этого момента начнут поступать средства в кассу общества.
Успех, которым пользовались в Париже проекции снимков в виде обыкновенных черных диапозитивов, наглядно показывает, каким успехом будут пользоваться проекции в натуральных цветах и, следовательно, дает уверенность не только в несомненной материальной выгоде этих демонстраций, но и в том, что доход от них будет весьма значителен.
Продолжая показывать коллекцию России, общество одновременно начнет составлять коллекцию снимков Франции.
Эта французская коллекция будет составлена из снимков в натуральных цветах исторических и художественных ценностей Франции, выдающихся образцов её архитектуры, естественных красот различных местностей, как, напр., Альпы, Корсика, Пиренеи и т. д., и т. д.
Снимки, которые будут производиться обществом для своих проекций, делаются на стекле и потому могут сохраняться вечно, чего нельзя сказать про пленки или кинематографические ленты, изготовляемые из целуллоида, которые, при самом тщательном способе хранения, через 20-25 лет начинают разлагаться и этим самым уничтожаются запечатленные на них изображения.
Это преимущество снимков на стеклянных пластинках особенно важно для музеев и различных ученых обществ при составлении их архивов, коллекций снимков различных экспедиций, раскопок и т. д.
Наличие французских снимков позволит устройство публичных проекций Франции в натуральных цветах.
Общество заинтересует Министерство Колоний в производстве снимков в колониях с целью пропаганды идеи французской колониальной империи. Более чем вероятно, что эта работа общества будет субсидироваться правительством.
Равным образом, общество войдет в соглашение с Министерством Туризма, о пропаганде туризма во Франции путем демонстраций различных её красот заграницей. Весьма вероятно, что и эта работа общества будет субсидироваться правительством.
Предполагается также войти в соглашение с «синдикатами инициативы» различных курортов для их рекламирования путем демонстрирования отдельных видов этих курортов на проекциях общества или устройства целых проекций за счет того или иного синдиката.
Деятельность общества не ограничится одной только Францией.
Интерес к России существует и в других странах Европы и Америки, разсеяние русских эмигрантов по всему свету тоже общеизвестно. Пропаганда колоний путем демонстраций цветных цветных снимков в метрополии также может заинтересовать любое государство.
Вышеописанный план действий во Франции применим для любой другой страны.
Но если это является вопросом более или менее отдаленного будущего, развитие работ общества во Франции будет достигнуто очень скоро.
Предварительное изучение всех перечисленных возможностей дает уверенность, что общество будет быстро развиваться и что крупный материальный успех обеспечен.
Работа общества облегчается в значительной степени благодаря участию в нем Д. С. и М. С. Прокудиных-Горских, специалистов в области цветной фотографии и владельцев известной в Париже фирмы «Gorsky Frères», которые согласны предоставить в распоряжение общества, на особо льготных условиях, свои мастерские и прекрасно оборудованные лаборатории.
Впоследствии общество может оборудовать свои мастерские, если оно найдет это для себя интересным, но возможность, при самом начале, приступить к работе без затрат довольно значительных сумм на оборудование необходимых лабораторий - уже является большим преимуществом.
Настоящая записка имеет целью дать общее представление о главнейших задачах и возможностях общества. Невозможно изложить в краткой записке подробную программу деятельности, которая представляется чрезвычайно обширной и разнообразной и может вывести общество на очень широкую дорогу.

Париж, 1932"

Большое спасибо френду kurosava_ad за набор текста!

Пара последних страниц в оригинале:







Судьба коллекции Прокудина-Горского, Документы Прокудина-Горского, Документы о показе снимков Прокудина-Гор, Эмигрантский период

Previous post Next post
Up