Записка о коммерческой эксплуатации коллекции Прокудина-Горского, 1932 год. Часть 1

Aug 29, 2013 21:59

До настоящего времени остаются неопубликованными некоторые важные исторические документы Прокудина-Горского, имеющиеся у исследователей. Мы планируем ознакомить с ними наших читателей.
Только что я оцифровал первую часть так наз. "Записки о коммерческой эксплуатации коллекции С.М. Прокудина-Горского", составленной в Париже в 1932 году. С ней связана одна из главных тайн фотографа: когда и откуда коллекция попала во Францию? Первое упоминание о ней относится к декабрю 1931 года в связи с демонстрацией снимков в Париже и после вокруг неё разворачивается большая активность, связанная с регулярными показами и надеждами на разнообразное коммерческое использование (которые не сбылись). Именно в этот момент Сергей Михайлович пишет так наз. "Введение в мемуары" и вышеупомянутую записку. Последняя сохранилась в двух вариантах, между которыми имеются отдельные отличия: машинописном и печатном. Оба текста не подписаны, под печатным вариантом стоит "Париж, 1932". Поскольку в записке С.М.Прокудин-Горский упоминается в третьем лице, можно предположить, что авторами были его сыновья. Однако содержание и стиль изложения свидетельствует в пользу авторства самого Профессора.
Хотя в целом Записка носит характер бизнес плана, в её первой части имеются очень интересные исторические детали и очень сильные, волнующие слова о значении коллекции. Из машинописного варианта следует, что в 1932 году были целы ещё 2300 негативов (до покупки американцами в 1948 г. доживут только 1937, из которых 35 будут, вероятно, забракованы по причине совсем плохого состояния).

Итак, читаем Записку:
"Всякий, кто хоть раз побывал на проекции снимков России из коллекции проф. С. М. Прокудина-Горского, либо ещё в Петрограде, где они проектировались в натуральных цветах, либо этой зимой здесь в Париже, где снимки за отсутствием специального прибора для цветной проекции демонстрировались в виде обыкновенных черных диапозитивов, - может легко себе представить, какой интерес представляет эта коллекция.
Коллекция насчитывает свыше 2000 снимков, представляющих красивые виды, города, памятники старины и историческая древности Российской империи, включая её окраины. Это - единственная в мире коллекция цветных фотографий, которая дает ясное понятие зрителю и богатстве, мощи и красоте России.
Коллекция эта была выполнена проф. Прокудин-Горский по Высочайшему повелению в период 1909-1915 г.г. и должна была служить, по мысли Государя, для обучения Его Детей отечествоведению. а равным образом и для наглядного преподавания в школах.
Процесс фотографических съемок происходил в совершенно исключительных условиях.
С. М. Прокудин-Горскому был дан Государем открытый лист, позволявший ему делать снимки со всего, что, по его мнению, представляло действительный художественный. этнографический или исторический интерес для него был оборудован специальный вагон -лаборатория для передвижения на нем по всей сети российских железных дорог и ему был предоставлен cneциальный пароход министерства путей сообщения.
В коллекции имеется много снимков. представляющих настоящие уники. Многие снимки были сделаны вообще впервые, многие не могут быть повторены. так как не мало старинных храмов. монастырей и мечетей и главным образом церковной утвари, снятой в различных монастырях и их богатейших ризницах, уже вовсе не существует. Частью они расхищены. частью погибли по другим причинам - от пожаров, или землетрясений, как это случилось со многими древнейшими мечетями Туркестана и Бухары.
Счастливо сложившиеся обстоятельства позволили вывезти коллекцию из Pocсии и сейчас она находится в Париже, являясь собственностью сыновей С. М. Прокудина-Горского. [В машинописном варианте: Счастливо сложившиеся обстоятельства позволили вывезти коллекцию из Pocсии. Она насчитывает до 2.300 негативов и сейчас находится в Париже, являясь собственностью сыновей С. М. Прокудина-Горского.]
Ценность коллекции в особенности увеличивается от того, что все негативы сделаны для передачи в натуральных цветах на экране, - что является самым совершенным способом передачи природы. С этих же негативов может быть легко сделано воспроизведшие в красках в печати для любого издании а равным образом, при современном развитии фотографической техники, c них легко можно изготовить цветные фотографии на бумаге.
В настоящее время владельцы коллекции решили приступить к её коммерческой эксплуатации.
К этому решению они пришли на основании того, что несколько проекций показанных в Париже обыкновенным проекционным аппаратом, даже не в цветах, имели огромный успех у публики, не только русской, но и Французской.
Они решили создать Общество (О-во с ограниченной ответственностью) с небольшим основным капиталом, очень небольшим сравнительно со стоимостью коллекции, имеющее своей целью организацию публичных проекций натуральных цветах.
Необходимо отметить, что проекций пользовались особенным успехом среди русской молодежи, которой в будущем они принесут огромную пользу.
В самом деле, в современных условиях жизни эмиграции, молодежь всё более и более отходит от России и забывает свою Родину.
Единственный способ показать и доказать этой русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей великой Родины, всю мощь, все значение, все величие Poccии и этим пробудить столь нужное национальное сознание - это показать её красоты и богатства на экрана такими, какими они действительно и являлись в натуре, т.е. в истинных цветах."
….

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Судьба коллекции Прокудина-Горского, Документы Прокудина-Горского, Эмигрантский период, Источники эмиграции, Сочинения Прокудина-Горского

Previous post Next post
Up