Коридоры времени: Как менялся вид Воротной башни Староладожской крепости за 200 лет

Jan 12, 2015 23:38

Сегодня в проекте Коридоры времени мы рассмотрим довольно редкий для России случай, когда памятник, запечатленный в виде развалин Прокудиным-Горским,  в наши дни выглядит "как новенький" (а не наоборот).

Этот снимок Прокудин-Горский назвал просто "Вид на Старую Ладогу", однако на нём запечатлена Воротная башея Староладожской крепости на фоне реки Ладожки, давшей некогда название городу:


Оригинал

Отстроенная в 16 веке (на основе каменных стен 14 века) Староладожская крепость пришла к началу 20 века в полностью руинированное состояние.

Однако на рисунке 1811 года она выглядит ещё относительно целой:




К 1893 году та же самая Воротная башня уже имеет вид неузнаваемых руин:



Высокое разрешение

Не думаю, что такое могла сделать погода за 80 лет. Скорее, старую крепость использовали как каменоломню (что было до конца 19 обычной практикой в Европе).
В России к концу 19 века спохватились, осознав огромную историческую ценность "Рюриковых руин" первой столицы Русского государства. Видно, что вход в башню уже заботливо оформлен символическими кирпичными воротами.

К моменту появления Прокудина-Горского в 1909 году ворота были уже оформлены в виде часовеньки:


Высокое разрешение

Снова вернёмся ровно на век назад. Старая Ладога в июне 1809 года. Рисовальщик Иванов:


Какое удивительное совпадение ракурса! Надеюсь, что однажды найдется этот рисунок в более высоком качестве.

Здесь видны ещё остатки прясла стены между Воротной и Климентовской башнями:



1912 год:


На снимке 1927 года часовенка уже успела куда-то исчезнуть:



Между тем руины "Рюриковой крепости" неумолимо разрушались. Произведенные в послевоенные годы обмеры позволили установить, что они понижаются приблизительно на полметра в десятилетие. Если бы все оставалось как есть - спустя несколько десятилетий могло бы не остаться вообще ничего.

Вид по состоянию на 1957 год:



В 1958 г. ввиду исключительной исторической важности объекта советские реставраторы решили восстановить Воротную и Климентовскую башни и прясло стены между ними (архитекторы А. А. Драги, Г. Г. Носков, А. Э. Экк).
История "восстановления" описана здесь.

Однако у многих ревнителей древностей реставрация крепости вызвала самые противоречивые чувства: возводимые башни и стены крепости они считали «новоделом», «подделкой».
«Подделка под древность» - именно так называлась критическая статья, опубликованная в ленинградской газете «Смена» в июле 1961 года. «Живописны развалины древней крепости, на территории которой находится Георгиевский собор… Чувство гордости за наших предков вызывают эти руины… На этом можно было бы поставить точку. Но на фоне древних руин в нещадных лучах солнца резким контрастом ко всему окружающему выступает возводимая здесь фундаментальная постройка непонятного назначения…». Как отмечал автор статьи, это «вопиющая нелепость»: для новгородского зодчества была характерна неправильность линий, скошенность углов, а тут все делают четко и правильно. Поэтому в возводимой новой-старой крепости нет признаков старины.
Против подобной «реконструкции» резко высказывался знаток этих мест, член-корреспондент Академии наук СССР Владимир Иосифович Равдоникас: «Нынешняя реконструкция не может быть отнесена ни к одному из вариантов древней крепости. Это вполне современная постройка. Непонятно, какое отношение она может иметь к русской старине?».
Спустя пять лет, в октябре 1966 года, в «Ленинградской правде» появилась еще одна критическая статья на ту же тему - под заголовком «Реставрация с огрехами». К тому времени уже была целиком закончена Воротная башня, покрытая тесовым шатром с дозорной будкой, отстроена часть стен, четко обрисовался цилиндр нижнего этажа Климентовской башни. Однако, как отмечал автор статьи, те, кто ведет реставрации объекта, уникального для Ленинградской области, очевидно, не понимают всей ответственности за свою работу. Ибо качество строительных работ страдает, ведутся они небрежно, с нарушением технологий, контролируются работы слабо.

К сожалению, у меня нет фотографий начального этапа работ.

На фотографии "конца 1960-х" (по датировке архива) работы первого этапа возведения реплики старинной крепости в самом разгаре, но башня ещё без шатра:



Здесь шатёр крыши уже почти готов, фото датируется 1966 годом:



На этом снимке конца 1960-х процесс возведения этой части исторического памятника уже близится к завершению:



15 июля 1971 года в Староладожской крепости открылись первые музейные экспозиции - был открыт Староладожский краеведческий музей.

На открытке 1971 года Воротная башня уже приобрела "туристический вид":



Такой я увидел Воротную башню в 2008 году:



Многие считают реконструкцию части Староладожской крепости на месте подлинных руин спорным решением. Всё-таки новодел в чистом виде, с опорой лишь на довольно схематичные рисунки и предположения историков о том, "какой крепость должна была быть".
Потом по той же технологии будут ставить новые Золотые ворота над их подлинными остатками в Киеве.

Однако эпопея с "восстановлением" Староладожской крепости продолжается.
В 2008 году начались работы по восстановлению Стрелочной башни и прясла крепостной стены, соединяющей Стрелочную и Воротную башни. В течение 2014-2015 годов намечено полностью отстроить две оставшиеся башни - Тайничную и Раскатную. Таким образом, к своему 900‑летию, которое будет праздноваться в 2015 году, Староладожская крепость должна быть восстановлена полностью.

Старая Ладога, Коридоры времени, Санкт-Петербургская губерния, Мариинская система, Фотосравнения

Previous post Next post
Up