УЛИЦА ВЕРХНЯЯ ПЕШАЯ
Улица Верхняя Пешая (ныне - Куйбышева) является одной из первых улиц города, возникших в городе в XVII - начале XVIII веков. Улица находилась в слободе пеших казаков - служилых людей, которые несли воинскую службу.
6 октября 1785 года был утвержден первый генеральный план застройки Пензы. При этом пешие солдаты выселялись в Кривозерье, Веселовку, Березовку.
5 мая 1900 года в связи со 100-летием со дня смерти великого русского полководца А. В. Суворова Верхняя Пешая была переименована в Суворовскую.
В 1935 году президиум пензенского горсовета в своем постановлении указал: «Учитывая ходатайство общественности города и пионеров 4-й школы им. КИМа, Суворовскую улицу переименовать в улицу имени Куйбышева».
Согласно Своду памятников истории и культуры Пензенской области участки, отводившиеся служилым людям, были одинаковых размеров, нарезались регулярно. Застройка жилая, с огородами и садами. Улица прямая, располагается на возвышенности, понижаясь к югу.
Расположена улица между улицами Лермонтова (бывшая Садовая) и Тамбовской.
Здесь, на углу Верхней Пешей и Садовой располагался дом (№1) коллежского асессора, камер-юнкера Двора Его Императорского Величества Андрея Павловича Дубенского, ныне отсутствует.
Сюда в июне 1901 года перешла из дома Вакуленко (ул. Московская, 7) библиотека им. М. Ю. Лермонтова. В это время она «состояла из передней комнаты (прихожей), с одной стороны которой помещался гардероб, затем посетители проходили в комнату книговыдачи. Здесь же с правой стороны помещались простые деревянные стеллажи, высокие, с подставной деревянной лестницей. Прямо дверь вела в другую комнату - основное книгохранилище». В мезонине этого дома, в небольшой комнате, 22 сентября 1905 года был основан естественно-исторический музей, устроенный Пензенским обществом любителей естествознания (ПОЛЕ)*.
Следующий дом - № 3 - исторический памятник середины XIX века, усадьба, где в 1910 году родился исследователь Арктики, капитан дальнего плавания, кандидат географических наук, писатель, герой Советского Союза Константин Бадигин.
Автор фото:
Альберт Полковников
22 апреля 2009 года дом загорелся.
В настоящее время дом снесен. Однако наши власти не хотят признавать сие обстоятельство и указывают, что будет производиться его «реставрация», которая предполагает восстановление уже имеющегося здания. Однако для нашего города это
не единственный случай.
Теперь в память об этом памятнике архитектуры имеются лишь фотографии и его описание в Своде: «двухэтажный с мезонином дом смешанной конструкции (первый этаж - каменный, второй и мезонин - деревянные, оштукатуренные), покрыт вальмовой крышей, имеет вытянутую одноэтажную хозяйственную пристройку. Дом обращен протяженным фасадом на улицу и стоит в ряду застройки, центр выделен мезонином в три окна с треугольным фронтоном. Боковые и дворовые фасады решены в тех же архитектурных формах лишь с некоторым упрощением декора. Основу планировки составляет широкий коридор со входом со двора по западной, северной и восточным сторонам которого располагаются ряды комнат; в мезонине две светелки соединяются центрально расположенными сенями»**.
Напротив домов Дубенского и Бадигина, через дорогу, располагаются два дома - 4а и 4б (см. также первое фото).
Эти два жилых дома построены в 1870-е г.г. одновременно для служителей Спасского собора.
Дом 4а - кирпичный, двухэтажный с цокольным этажом под вальмовой крышей, построен на несколько семей.
Дом 4б - двухэтажный, смешанной конструкции (деревянные стены второго этажа обложены кирпичом), под вальмовой крышей. Симметричные входы размещены в пристроенных по бокам объемах-тамбурах. Цокольный этаж рустован. Интерьеры этих зданий не сохранились.
На участке сохранилась бывшая конюшня, двухэтажная кирпичная, оштукатуренная, с небольшими окнами, междуэтажным карнизом и подоконной тягой.
Куйбышева, 13 - жилой дом второй половины XIX века (на фото слева).
Отличается богатством и выразительностью архитектурных форм. Прямоугольные оконные проемы первого этажа обрамлены квадровым рустом с замковым камнем, арочные окна второго этажа - пилястрами и архивольтами. Четыре квартиры имеют отдельные входы по лестницам, находящимся в торцах дома. Интерьеры не сохранились.
Следующий памятник истории и архитектуры - жилой дом № 15, построенный в середине XIX века.
Пристройки сеней южных и северных боковых фасадов конца XIX века обогатили архитектурные формы. На втором этаже небольшие фронтоны выполнены в объемной резьбе. Первые этажи дома использовались под служебные помещения, а второго - под парадные и жилые.
В мае 1918 года здесь находился штаб первого чехословацкого революционного полка, участвовавшего в обороне Пензы от белочехов и подавлении контрреволюционных мятежей в губернии. Позже дом занимал штаб первой пензенской пехотной дивизии, участвовавшей в освобождении Поволжья и Урала от белогвардейцев и на других фронтах гражданской войны.
Дом и мастерская И.П. Вакуленко на Верхней Пешей. Справа здание - №20, в котором размещался "Дом книголюбов" на пересечении с улицей Покровско-Попереченской (ныне Чкалова). Вдалеке виден ансамбль мужского монастыря. Конец XIX века. Фото И.П. Вакуленко.
Первое известное упоминание об этой усадьбе (Куйбышева, 20) относится к началу XIX века. В 1848 году усадьбу купил титулярный советник доктор А.И.Циммерман. Здесь с 1855 по 1859 годы жил И. Н. Ульянов. Именно в здании на Куйбышева, 20 прошло первое заседание координационного совета Пензенского дворянского собрания. Более 30 лет здесь существовал «Дом книголюба».
Вид на восток с улицы Верхней Пешей. Видна Покровская церковь. Вдалеке за рекой - сахарный завод братьев Герке, за ним - Всехсвятская церковь. Рязано-Уральская ж/д еще не построена. Фото И.П. Вакуленко. 1870 год.
Переходим улицу Поперечно-Покровская (ныне - Чкалова) и слева видим городскую усадьбу конца XIX начала XX века (Куйбышева,24).
Она включала в себя главный дом, стоящий торцов в ряду застройки улицы и дворовые флигели. Главный дом деревянный, рубленный в обло, двухэтажный на каменном полуподвале. Образованный двускатной кровлей высокий щипец с резными подзорами, полотенцем и крестовиной - зашит досками с резьбой. Окна второго этажа с прорезью очелий и точеными стойками выделяют эту часть здания. Планировка, пропорции здания, расположение формы резьбы свидетельствуют об использовании проекта из Атласа, изданного в 1851 году Главный управление путей сообщения и публичных заведений.
Флигель начала XIX века одноэтажный, деревянный, рубленный в обло, обшит тесом под вальмовой крышей. Главный фасадом выходит во двор. Вход выделен четырехгранным шатром со слуховым окном. С южной стороны самая большая комната, выделена на фасаде строенным окном, под фронтоном с двойной крестовиной. Является примером архитектуры модерна.
Вид на юг из одного из дворов на улице Суворовской. Введенская церковь находилась на Архангельской площади (см. статью Улица Пешая). Начало ХХ века. Фото Б.И. Цилли.
Куйбышева № 33 - бывшая богадельня (конец XIX века). Здание каменное трехэтажное с высоким цоколем имеет на дворовом фасаде три ризалита и на главном - три раскреповки на центральных и боковых осях окон. Центральная часть главного фасада завершается фигурным аттиком с вписанным в тимпан круглого полуфронтона медальоном символического изображения медицины (ныне отреставрировано с сохранением прежнего вида).
Куйбышева, 45 - помещичья усадьба, извествестная нам как Музей народного творчества и расположенная в удалении от красной линии застройки улицы.
Это владение надворной советницы Варвары Никаноровны Загоскиной - двоюродной тетки известного русского писателя Михаила Николаевича Загоскина . Правда, свое пышное декоративное убранство он получил значительно позже, где-то в конце XIX века, когда усадьбой владел купец Отто Карлович фон Эйнем, либо же при другом владельце - лесопромышленнике Степане Лаврентьевиче Тюрине .
А еще ранее усадьба входила в состав летней резиденции пензенский архиереев. В «Трудах Пензенской ученой архивной комиссии» (Кн. 2, 1904) об архиерейском саде написано следующее: «К архиерейскому дому при епископе Афанасии была куплена за городом усадьба покойного доктора Петерсона в Верхней Пешей ул. в 1797 г. отданная ему в вечное владение и 31 октября 1812 г. проданная детьми Петерсона Александром и Николаем преосвященному Афанасию, епископу Пензенскому и Саратовскому за 4 тыс. руб.»
Источники:
* CD-диск "Старая Пенза (рубеж XIX-XX веков)". Авторский коллектив: А.Ю. Акимов, А.И. Дворжанский, В.Н. Зименков, А.В. Тюстин, И.С. Шишкин.
** Свод памятников истории и культуры Пензенской области.
***
Справочник "Улицы Пензы" (В.С. Годин).