Аники Бобо / Aniki Bóbó (1942)

May 08, 2019 04:19

Фильм на КиноПоиске
Режиссер: Мануэл ди Оливейра
Сценарий: Мануэл ди Оливейра, Джоао Родригез Де Фрейтас, Alberto Serpa
Композитор: Джейм Силва Филхо
В ролях: Наскрименто Фернандес, Виталь Дос Сантос, Антонио Пальма, Армандо Педро, Горацио Силва, Антонио Сантос, Антонио Суарес, Фелисиано Дэвид



Двое мальчишек - задиристый Эдуардо и мечтательный Карлито - сражаются за благосклонность самой красивой в округе девочки Терезиньи. Хулиган Эдуардо имеет явное преимущество, но ситуация обостряется, когда Карлито дарит Терезинье дорогую куклу, которую крадёт из ближайшей лавки в порыве чувств...

Простой, безыскусный и совсем небольшой - где-то около часа - этот фильм оставляет после себя удивительно нежное и светлое впечатление.



Вроде бы в нём всё просто и однозначно: в меру назидательно, в меру жизнеутверждающе. Но создателям удалось избежать излишнего морализаторства и сюсюканья, и точно попасть в один из самых сложных жанров, в котором очень трудно не сфальшивить - в детскую драму.
Это - когда чувства и ситуации вроде бы просты, лаконичны, выписаны крупными мазками. Но всё это происходит в жизни в самый первый раз, видится широко раскрытыми огромными глазами и вызывает такую бурю чувств, что куда там шекспировским трагедиям!..



Несмотря на юный возраст всех героев, горячая кровь Иберийского полуострова кипит во всех их поступках и взглядах так, что начинаешь бояться, не схватятся ли они за ножи. Но нет, обходится. Но страстность, которой проникнуты все мысли и чувства, в детском исполнении впечатляет ничуть не меньше (а то и больше), чем во взрослом.



С актерской точки зрения - на все сто. Очень искренне, по-взрослому, честно.







Ну и, конечно, эстетика. К привычному "вкусному" кино 30-х-40-х со всей этой магией серебряных мерцающих крупных планов глаз в ч/б, c немного наивной музыкой и театрализованными, отчётливыми мизансценами, красивыми дальними планами города и т.д. - примешивается тонким ароматом лёгкая южная необязательность.



Это как если взять самое лучшее французское довоенное кино, слегка снять с него французский шик и блеск, но оставить искренность и добавить немножко лени и прозрачного солнца, растворённого в летней воде. Неповторимый португальский характер.



И детали, которые остаются в памяти как собственные детские воспоминания: банки с длинными конфетами в лавке, треплющиеся на ветру волосы куклы, зажигаются на узких улицах фонари, отчаянная игра в "полицейских и воров" в темноте ночного города, просмолённые канаты отходящего судна, поющий уличный музыкант...
Разговоры о душах-бабочках и дьяволе под небом, усыпанным крупными южными звёздами, и опасный путь по крутой черепичной крыше, и гудящий поезд...







Моменты со школой немножко напомнили Трюффо с его "400 ударов", вся эта эстетика "мальчишества", деревянных парт, злых учителей и шалостей, выходящих за рамки дозволенного... Хотя у Трюффо всё более печально, конечно.



А тут - в сухом остатке бесконечный свет: глаз, солнца, подаренной куклы, бликов на воде, узких улиц, уходящих от моря вверх, в старый город.



И лёгкий португальский saudade - "тоска о несбывшемся настоящем".

Но главное - свет.

image Click to view



9/10.

Ах да, осталось выяснить - что же такое "Аники Бобо". А это - аналог "Эники-Беники", считалка, которую герои распевают во все самые драматические (и не только) моменты. ;)

пост: рецензия, 1940-е, жанр: драма

Previous post Next post
Up