Из книги Владислава Мисюка "Сто гостей Белого города"
"Король Румынии Кароль 2 Гогенцоллерн-Зигмаринген побывал в городе Четатя-Албэ, как переименовали румыны Аккерман-Белгород. По свидетельствам очевидцев король вместе с сыном-наследником Михаем прилетел летом на собственном самолете в 1938 году.
Самолет сел на аэродроме, который был близ с.Турлаки, оттуда на машине он въехал в город. Король в белом костюме сам сидел за рулем, рядом - 17-летний сын Михай, по бокам двое охранников, больше никого не было. Машина по Измаильской подъехала к военному госпиталю, где короля встречали люди. Был духовой оркестр, очень много цветов. Жандармы предупреждали народ, чтобы не бросали цветы в лицо монарху. Король приветствовал жителей города по- румынски и по-русски."
1. Встреча Кароля 2-го на улице Измаильской:
2. Современный вид этого места. Сохранился только дом на углу с улицей Старообрядческой (сейчас Леси Украинки). За домом - бывший маслозавод:
3. Если обернуться на этом же перекрестке, можно увидеть военный госпиталь:
4. Сейчас он в запустении:
"Остановился Кароль II в земстве (ныне сельхозтехникум на ул. Первомайской). Там в честь румынского короля состоялся большой банкет."
5. Здание Земства на Софийской (Simeon Murafa, Первомайская):
"На следующее утро король объехал весь город, потом поехал на Шабскую в 35 военный полк, где состоялся смотр. Всем ученикам полкового оркестра, которые трубили в честь его приезда, подарил подарки.
Оттуда направился в крепость. Увидев у берега парусные и моторные лодки, король оставил свиту, сбежал вниз. Сел в моторную лодку, запустил мотор и помчался один по лиману в сторону Овидиополя. Посредине, где проходила граница, остановился, достал бинокль, долго смотрел на ту сторону."
6. Вид из крепости на Овидиопольский, советский, берег:
"Потом вернулся назад, вышел на берег и сказал охране: "Никого не наказывайте, я сам взял лодку". После этого через главные ворота вошел в крепость. Вдруг все заметили, как на вершине минарета в первом дворе молодой человек сделал стойку на руках. Охранники бросились к минарету, король остановил их и сказал: "Не трогайте, он может упасть". А потом велел привести парня к себе. "Ты зачем рисковал жизнью?"- спросил Кароль. "Это было мое приветствие в честь Вашего приезда, Ваше Величество", - смело отвечал юноша. Король рассмеялся, снял с руки золотые часы и подарил парню."
7. Минарет в крепости, пробитый русскими ядрами:
"Потом стал слушать семинарский хор." Я солировал в хоре, - рассказывал автору этой книги Василий Михайлович Мурзин, - голос у меня был сильный, звонкий. Я исполнял с хором румынскую песню, посвященную королю. Он слушал с удовольствием. А потом, когда мы закончили, подозвал меня к себе, пожал мне руку и сказал: "Спасибо за хорошую песню и хорошее пение". Потом долго вдвоем с сыном Михаем осматривал крепость и король подробно рассказывал сыну ее историю, которую он хорошо знал.
После этого король снова сел в машину и все поехали в Шабо. Там он побывал у швейцарской колонистки Алисы Бессон. Интересовался историей швейцарской колонии в Шабо, расспрашивал о жизни колонистов, попробовал вина и похвалил его."
8. Двор колонистов в Шабо:
"Затем они поехали на Затоку, где посетили костно-туберкулезный санаторий, который был построен с помощью румынских, немецких и венгерских средств и специалистов. Оттуда король вернулся в Аккерман, а вскоре улетел в Бухарест."
9. Санаторий Лиги наций:
"Румынский скульптор сделал бронзовый бюст Кароля II по заказу городских властей, однако установить его не успели, так как в 1940 году Кароль II отрекся от престола в пользу Михая, а затем началась война."