Навеяно началом летнего сезона и ежедневным созерцанием моря...
23 марта 2007, в пятницу, я мотался по делам по городу. Ярко светило солнце, день был очень жаркий, почти по летнему. Где-то после обеда я заметил поднимавшуюся черную тучу со стороны Одессы. Внезапно подул сильный ветер и за какие-то минуты начался ураган местного значения. По воздуху летели ветки деревьев, дождь лил стеной и на улице стало совсем темно...
В воскресенье, 25 марта, мы выехали посмотреть на последствия урагана. На городском пляже на лимане волны разбили причал-сцену, где на праздниках выступали местные коллективы:
Кто-то из знакомых сказал, что залило курорт Затоку и на берег выкинуло корабли. Мы выехали на побережье, находящееся от нас в 20 км.
Да, в этот день Затока действительно напоминала Венецию:
Видно было, что шторм бушевал не по-детски, раз случился такой нагон воды...
Потом мы поехали на Узкое место. "Узкое место" - это местный топоним. Когда-то Днестровский лиман соединялся с морем двумя руслами - Очаковским и Цареградским. В середине 20-го века Очаковское русло занесло песком, потом через косу проложили автомобильную и железную дороги.
Вот это-то бывшее Очаковское устье, где с одной стороны дороги море, а с другой - Днестровский лиман и называется у местных "Узким местом".
На пляже были толпы народа с камерами. Действительно, два огромных корабля, прижавшись друг к другу, стояли на мели.
У берега стоял пограничний наряд - суда-то как бы иностранные. От крайнего судна до берега было метров 20. С ближайшей базы отдыха принесли водный велосипед (вон он, на снимке припаркован к борту судна) и на нем моряки перебирались на берег.
Сильнейший шторм выбросил на берег много мидий, крабов, рапанов. Народ все это добро собирал целыми мешками...
Со временем стали известны подробности:
Сухогруз "Бека-1", под флагом Камбоджи и сухогруз "Феникс" под флагом Каморских островов стояли на рейде, где суда ожидали своей очереди, чтобы войти в Белгород-Днестровский порт. Ураганный ветер сорвал их с якорной стоянки. Во время дрейфа к берегу суда столкнулись в 50 метрах от берега и сели на мель. "Феникс" получил пробоину в кормовой части, вследствие чего в море вытекла часть горючего. Экипаж обесточил судно, перекрыл топливные баки, и вытекание горючего прекратилось.
На "Фениксе" экипаж составлял 12 человек, все граждане Украины, капитан Сикачев. Экипаж "Века-1" был интернациональным - пятеро украинцев, четверо азербайджанцев, грузин и турок. Капитан - Алиев.
Рассказывает инженер-механик судна "Бека-1":
"А сели мы красиво. Шли в Белгород пустыми, балласт сбросили, пытались под мостом пройти, погода была еще та. Подхватило, как скорлупку. Болтало на волнах часа три и выбросило на берег. Слава Богу, все ребята целы остались. А еще через пару часов нас борт в борт догнал и "Феникс". На утро приехал хозяин "Феникса" и рассчитал херсонских ребят, которые плавали на том сухогрузе, деньги заплатил, а теперь вот они решают, что с этим всем делать".
Click to view
Уже через пару месяцев, когда стало ясно, что снять суда с мели практически невозможно, стали обсуждать варианты, как быть дальше. С одной стороны, ржавеющие громадины наносят непоправимый вред экологии курортного поселка. Поначалу корабли предполагали распилить на металлолом и вывезти. Потом обсуждали идею сделать из сухогрузов ресторан.
Местны власти сделали все, чтобы предотвратить экологическую катастрофу - вовремя откачали топливо и техническую воду, а также канализационные стоки.
Однозначного решения, как быть с иностранными судами, не было. Для того, чтобы корабли можно было оттащить в море, нужно рыть специальный фарватер, латать пробоины. Второй выход - утилизировать сухогрузы на металлолом. Все упиралось в судовладельцев...
Перым решили резать "Феникс". Через год от него остались "ножки да рожки"...
Все это напоминало
пляжи Читтагонга.
Разделка проходила только с осени до весны, а летом на пляжах вокруг лежали отдыхающие...
А парочку моряков, оставленных хозяевами на одном из сухогрузов для вахты, курортники принимали за иностранцев, стучали в ржавые бока судна и пытались завязать разговор на ломаном английском.
"Отбоя от них нет, говорим, что вышка погранцов всего в ста метрах, объясняем, что это формально территория других государств, потом приезжает наряд милиции и прогоняет зевак", - рассказывал один из сторожей на сухогрузе "Беко", в борт которого нам, по примеру курортников, вчера пришлось тоже долго стучать, чтобы к нам вышли. - "Мы с напарником уже две недели тут, приняли смену, живем прямо на борту, хотя хозяева нам и квартиру в Затоке сняли".
Флаги, приборы, штурвалы и другие морские штуковины с этих судов сейчас можно увидеть в кафе "Роза ветров" при въезде на Лиманскую.
Одесские власти сначала не разрешили судовладельцу разрезать на металл судно "Бека-1", как потерпевший крушение вместе с ней сухогруз "Феникс", из-за того, что у владельца судна не хватило на это средств. Власти заявили, что судно не разрежут на металл до тех пор, пока суд не постановит передать его в государственную собственность.
"Только после этого мы сможем его реквизировать и полностью убрать с берега".
И через два года после крушения, в марте 2009 года все выглядело так:
Возле кораблей можно было увидеть тягач, с помощью которого в первые месяцы пытались сдвинуть суда с места. Его постигла та же судьба, что и у кораблей - порезали на металл...
В порезанном корпусе "Бека-1" можно было изучать принципы судостроения.
Вот так, например, выглядит борт судна в разрезе...
Остатки судов все больше заносило белоснежным затокским песком...
Но все течет, все изменяется. "То что один человек построил, другой завсегда разломать сможет". И в январе 2011 года на поверхности уже оставались только небольшие части корпусов.
А этой зимой остатков практически не было видно. Как всегда, природа очень быстро стирает следы, оставленные людьми.
Sic transit gloria mundi