Глядя на старые фотографии, изображающие "Тургеневскую" пристань в Аккермане, мало кто знает, что строителем этой пристани был купец греческого происхождения Михаил Фемилиди...
Михаил Константинович Фемилиди попал в Аккерман, как и многие греки, бежавшие из Порты, морским путем и навсегда остался в нашем городе.
Как и большинство греков, Михаил становится купцом, занимаясь всем, что приносит прибыль. Он торгует зерном, со временем открывает маслобойню с паровой машиной в 10 сил, перерабатывающую в год 650 пудов семечки, и паровую мельницу оборотом в 25 тыс.пудов, тоже с паровой машиной в 10 сил. Параллельно организует торговлю каменным углем.
Совместно с компаньоном, дворянином Караводиным, Фемилиди в 1875 году приобретает пароход "Мария" и в 1879 году заключает контракт с Городской думой на эксплуатацию переправы Аккерман-Овидиополь.
Пароходство Фемилиди занимается также перевозкой зерна в Одессу и начинает успешно конкурировать с мощными Одесскими и Херсонскими судовладельцами...
Успехи в бизнесе позволили Михаилу получить свидетельства купца второй гильдии. Одновременно он становится греческим вице-консулом в Аккермане.
Михаил Фемилиди участвует в общественной жизни Аккермана. В 1881 году мы видим его среди членов-учредителей Аккерманского общественного собрания.
В 1881 году Михаил становится земским гласным от города, с 1883 года Земское собрание избирает его членом воинского присутствия от 1-го Аккерманского призывного участка,
Среди других его должностей - член дирекции Аккерманского тюремного отделения (1893), председатель сиротского суда (1895), член правления общества Красного креста (1896,1897), почетный мировой судья (1897).
Одновременно с 1882 года он был членом Дирекции, а с 1894 и до самой смерти в 1897 году - Председателем Аккерманского Общества взаимного кредита.
Семья Фемилиди много занималась благотворительностю. С 1887 года и до самой смерти Михаил Константинович был почетным попечителем (то есть спонсором) Мужской прогимназии, а также был членом попечительского совета женской прогимназии.
Его супруга Софья Петровна в 1888 году была почетной попечительницей Женской прогимназии.
В 1895 году Михаил Фемилиди был избран Городским Головой Аккермана, сменив другого грека - Мутафоло Мильтиада Павловича, пробывшего Городским Головой 20 лет.
В это же время он получает звание Почетного гражданина...
Дом Фемилиди (краеведческий музей)
Проживала семья купца Фемилиди по улице Александровской,19 (сейчас Пушкина).
В румынское время в этом здании размещалось Коммерческое училище.
С 1946 года и по настоящее время тут находится Белгород-Днестровский краеведческий музей.
Пароход «Мария»
До начала пароходной эры зерно и другие грузы с верховьев Днестра сплавляли на примитивных баржах-«галерах». Незначительная осадка позволяла «галерам» проходить даже самые мелководные днестровские участки.
В 1840 году между Аккерманом и Овидиополем стал совершать рейсы первый железный пароход «Граф Воронцов» «для содействия к увеличению сбыта соли из бессарабских озер, а равно к оживлению вообще промышленности того края». В 1846 г. в к нему добавился пароход "Днестр" под командованием Г. Михновского и сразу же стал совершать рейсы по лиману и в нижнем течении Днестра. Все перевозки между Овидиополем и Аккерманом осуществлялись одним пароходом "Днестр" пока ему на помощь в 1851 г. не пришел построенный в Англии новый железный пароход "Граф Воронцов".
Правительство Николая I издало указ от 5 июня 1850 г., который предусматривал расширение "учреждения свободного пароходства в империи".
Во время Крымской войны 1853-1856 гг. большая часть пароходов Новороссийской пароходной экспедиции, к которой принадлежали "Граф Воронцов" и "Днестр", была потеряна или стала непригодной для дальнейшей эксплуатации. На Черном море под флагом Российской империи оставалось всего 8 торговых судов
В 1856 году тайный советник Николай Новосельский вместе с флигель-адъютантом Н. Аркасом основали Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ).
В 1857 г. «Русское Общество пароходства и торговли» заинтересовалось возможностями доставки грузов по Днестру.
Неудачно окончились опыты капитана 1-го ранга Н.Романова, который на пароходе «Братец» с баржами едва двигался против течения, пока не сел на мель. Общество приняло решение больше не испытывать судьбу и ограничилось посылкой барж в Маяки и Аккерман. Пароход «Братец» в 1860-1870-х годах стал работать на переправе Аккерман-Овидиополь.
Продолжали попытки покорить непокорное течение Днестра частные судовладельцы.
В 1864 году одесский купец Н.Попович, владевший несколькими парусными кораблями, построил буксирный пароход «Мария». Мощность двигателя составляла 35 (по другим данным - 40) лошадиных сил.
В том же, 1864 году, пароход «Мария» безуспешно пытался пройти с 4-мя баржами к верховьям Днестра. Слабая машина с трудом преодолевала течение. От Маяк до Могилева пароход прошел в 27 дней, а обратно в 5 дней.
Буксирный пароход «Мария» стал работать в бассейне Черного моря и низовьях Днестра. В 1868 году пароход был оценен в 30000 рублей.
Позже пароход несколько раз менял владельцев. После Поповича пароходом владело Русское общество пароходства и торговли. От главы РОПиТ Новосельского он перешел к одесскому купцу Гуровичу за 10000 рублей, а в 1875 году Гурович продал пароход аккерманскому дворянину Евгению Караводину за 8000 рублей.
С этого момента Караводин соместно с Михаилом Фемелиди почти 13 лет эксплуатировали пароход «Мария» в Днестровском лимане.
В 1879 году Аккерманская городская Дума заключила контракт с Караводиным на на эксплуатацию переправы Аккерман-Овидиополь. По этому же контракту компаньонам Караводину и Фемелиди была передана пристань, ранее принадлежащая РОПиТ (2-й причал).
Катастрофа
Зима 1888 года в Бессарабии выдалась ранняя. Уже 29 октября навигация в лимане прекратилась и суда встали на прикол. Пароход «Мария» и три баржи, принадлежащие Караводину и Фемилиди, были пришвартованы к 2-му городскому причалу, рядом с причалом РОПиТ. На лимане начал образовываться лед.
К 10 ноября морозы сменились оттепелью и при сильном северном ветре на лимане началась подвижка льда. В ночь с 10 на 11 ноября ледоход сорвал с 1-го причала плохо закрепленные баржи Русского Общества пароходства и торговли и их понесло в сторону 2-го причала. В результате «свалки» судов пароход «Мария» и одна из 3-х деревянных барж были потоплены.
Кроме того, была совершенно разрушена деревянная пристройка для причала парохода и повреждена широкая часть пристани на протяжении 15-ти сажень в длину.
После долгих судебных разбирательств дело дошло до Правительственного Сената, который присудил взыскать с Русского Общества пароходства и торговли в пользу дворянина Евгения Караводина и купца Михаила Фемилиди 14735 рублей 37 копеек.
Остатки погибшей баржи были проданы лесоторговцу Шапиро за 75 рублей, а многие части с парохода «Мария» были взяты на другой пароход.
Пароходство «Фемилиди».
Очевидно Евгений Караводин после судебных тяжб решил не испытывать больше судьбу, и в дальнейшем в море коммерции Фемилиди отправился уже один.
В 1889 году Михаил Фемилиди приобретает пароход «София» и продолжает работать на переправе Аккерман-Овидиополь.
По контракту от 24 октября 1889 года купцу М.Фемилиди отдано право на устройство каменно-деревянной пристани (3-й причал - позже это стала «Тургеневская» пристань) с правом пользования по 30 ноября 1901 года с платой в пользу города 1500 рублей в год.
"Тургеневская" пристань (3-й причал). Слева - "София", справа - "Тургенев"
В 1897 году основатель компании Михаил Константинович Фемилиди скончался. Увы, до наших дней его могила не сохранилась...
После его смерти году владельцами пароходства стали считаться Наследники Михаила Фемилиди. Информация о компании входит в справочники «Вся Россия» за 1895,1899,1903 годы.
В 1898 году Министерством Обороны с пароходством было заключено соглашение на осуществление воинских перевозок. Действовало соглашение до 1913 года.
В соства пароходства входили пароход "София" и паровой катер "Стрела".
Паровой катер "Стрела" около 3-го причала
Пассажирский пароход "София" имел паровую машину в 40 сил, курсировал между Аккерманом и Овидиополем два раза в день.
В 1911 году переправа Аккерман-Овидиополь переходит в городское управление - на линии стал курсировать пароход «Косарь»,
В 1913 году пароходство наследников М.Фемилиди прекратило свое существование...
Наследники
У Михаила Константиновича и Софьи Петровны было четверо сыновей.
Все они были членами Аккерманского Общества взаимного кредита, возглавляемого отцом. По дате вступления в Общество можно косвенно судить о старшинстве братьев.
Сын основателя Фемилиди Петр Михайлович был вольным штурманом 1-го разряда. Очевидно, именно он управлял семейными судами. Так же как и отец, был членом Дирекции Аккерманскаго отделения Общества попечительного о тюрьмах в 1907-1910 годах. В 1907 году он упоминается уже как «отставной штурман».
Другие сыновья пошли по военной линии.
Фемилиди Николай Михайлович в 1909-11 годах поручик, младший офицер 8-й роты 15-го стрелкового Князя Черногорского Николая I-го полка в Одессе.
Фемилиди Павел Михайлович был подпоручиком кавалерии.
А вот еще один сын - Александр Михайлович - стал очень известным человеком.
Юрист Александр Фемилиди
Александр родился в Аккермане в 1871 году. В 1892 году получил аттестат Елисаветградской гимназии и в этом же году поступил в Новороссийский университет на юрфак. После окончания университета работал помощником, а с 1900 года - стал присяжным поверенным (как раньше называли адвокатов).
Проживал в Одессе на улице Пироговской, 3. В этом же доме до революции некоторое время жил Валентин Катаев. По этому адресу в свое время обитали и Алексей Толстой, и художник Худковский.
Александр Михайлович был одним из образованнейших деятелей культуры Одессы того периода. Самая известная его работа - классика библиографического жанра «Русский нотариат». Этот выдающийся труд и сегодня используют в обучении студенты и преподаватели со всего бывшего СССР.
Скончался Александр Михайлович в 1937 году в Одессе...
Композитор Владимир Фемилиди
Владимир, сын Александра Михайловича, внук судовладельца, родился в Одессе в 1905 году.
Получил домашнее образование.
Отец много занимался со своим сыном дома. Владимир выделялся среди сверстников своей начитанностью и знанием языков. Известно, что отец уделял повышенное внимание изучению с Владимиром греческой истории и мифологии. Владимир хорошо разбирался в античности, скульптуре, с ранних лет учился ценить прекрасное.
Владимир поступил не в университет, как советовал отец, видевший сына юристом, а закончил Одесскую консерваторию в конце 1920-х годов. В период с 1923 по 1929 год ректором консерватории был талантливый дирижер Григорий Столяров. Это было время настоящего расцвета деятельности Одесской консерватории.
Как вспоминал Святослав Рихтер, сам в то время молодой музыкант - он давал студентам, в том числе и талантливому композитору В. Фемилиди, сочинившему балет «Карманьола», мастер-классы. Партитура балета была такова, утверждает Рихтер, что «в ней были места, которых не постыдился бы и сам Прокофьев".
Основные произведения Владимира Александровича Фемилиди: Опера «Разлом» (1929),- поставленная на сцене Одесского оперного театра, «Романтическая соната», балет «Карманьола» - самое известное произведение молодого автора, получившее широкую известность в СССР, поставлен в 1930 г., Одесса.
Сохранилось несколько грампластинок того времени, благодаря которым в наши дни можно услышать его замечательную музыку. Даже на этой несовершенной аппаратуре сквозь треск и шорох виниловых пластинок потрясают звуки симфонического мастерства забытого гения-Владимира Фемилиди.
«Увы, можно было спрятать в сейфы клавиры балетов Владимира Фемилиди, которого Дмитрий Шостакович считал талантливейшим из молодого поколения композиторов, - писал Евгений Голубовский, вице-президент Всемирного клуба одесситов в статье «Цвет одесского мифа» в 2002 году,- но те, кто слышал его музыку, пронесли память о гениальном Одесском музыканте сквозь годы...»
Умер Владимир Александрович Фемилиди в 1931 году скоропостижно. Ему было всего 26 лет. Официальная версия - воспаление легких, однако вскрытия и дознания не производилось.
Его отец, Александр Михайлович, пережил сына всего на 6 лет. Он умер в 1937 году, однако в списках погибших от репрессий греков, составленных Одесским Мемориалом, его фамилия не числится.
После 1970 годов произведения Владимира Александровича не исполнялись и не переиздавались. В 1980-е годы в Киеве вышла маленьким тиражом небольшая брошюра о его творчестве, написанная одной из музыковедов Киевской консерватории. За считанные дни брошюра стала библиографической редкостью. С распадом СССР наступил второй период забвения композитора, связанный с отсутствием государственного финансирования.
Яркая и мелодичная музыка Владимира Фемилиди со временем не только не потеряла своего значения, но, наоборот, через призму прошедшего времени стало ясно, насколько он, как композитор, был самобытен, насколько его гениальная музыка смогла опередить и опередила свое время.
Сегодня его имя входит во все издаваемые энциклопедические и музыкальные словари.