Д.М. Магомедова "Звонок из Администрации президента, ассоциация филологов и единый учебник" (о совещании, которое организовала Администрация президента для заведующих кафедрами русской литературы):
"да, была катастрофа 1991 года, пошли по ложному пути, многое растеряли, позволили чужим пропагандистам разрушить российские ценности, разрушить позитивный образ страны, отбить вкус к русской классике"
В 90-е было издано столько русской классики, сколько за 70 предыдущих лет не издавалось. Думаю, это задача моего поколения - в том числе, не дать оболгать 90-е годы.
"Аналогия эпох становилась все более очевидной"
У культурологов есть подсчеты, что обратная связь с эпохой возникает где-то через 60-70 лет. Это закономерно. Как закономерно и то, что в России патриотизм становится прибежищем негодяев, хотя и сама мысль эта заимствована из Европы. Время негодяев, что поделать...
А как вот Вы представляете себе единый учебник по литературе? На каком этапе эта литература в школьном изложении должна заканчиваться? Спрашиваю не для того, чтобы поспорить, а просто самому интересно, что специалисты думают.
Я его себе никак не представляю. К счастью, меня лично эта проблема не очень волнует. У нас дома детское чтение от школьной программы не зависит, и ответы на вопросы и проч. задания из школьного учебника выполнять никто не обязывает. А ту "литературу", которую сейчас преподают в школе, я и вовсе бы запретила, неважно по какому учебнику. Худшие учителя ориентированы на методички, в которых сформулированы правильные ответы и которые предлагают не лучшие образцы текстового анализа. Среди лучших немало тех, кто в своем предмете видит исключительную возможность для воспитания нравственного человека, и это тоже не слишком приятно. Хороших "словесников" в школах единицы. Так какое значение тогда может иметь учебник?
Хм... Я в 11 классе не слушал учителя, а читал учебник- такой двухтомник для 11 классов, экспериментальный. Там был и Чухонцев, и Кузнецов, и Губанов, и Бродский... А в антологии еще советского времени для старших классов был полный набор - Вознесенский, Евтушенко, Рождественский... Литературы много было, да. Плюс завалы толстых журналов на антресолях. Я не настолько глубокий вопрос задаю, чтобы говорить о текстовом анализе. Мне интересно: где бы Вы поставили границу русской классической литературе? Что считать классикой, достойной школьного изучения, а что - современной литературой (понятно, здесь речь не обо мне и не о моих коллегах). Бродского вы бы включили в школьные обзоры? Я сразу дам Вам свой ответ: русская классическая поэзия заканчивается со смертью Ахматовой. И здесь в школе надо поставить точку.
Я не совсем понимаю, к чему проводить эту жесткую границу? И что означает "достойно школьного изучения". И в таком случае, как Вы сами понимаете что есть "школьное изучение"?
у меня всегда грустные мысли, как такое прочитаешь... с одной стороны, один в один повторяет то, что я и у себя вижу на работе... с другой стороны - увы и увы, проблема ведь не только в идиотизме чиновников, в давлении государства и т.п.
даже м.б. более серьезная проблема - что на местах, на самых низах, которые, собственно, должны бы работать и что-то создавать - ничего подобного не наблюдается...
и прогибаются подо всю эту бюрократическую ахинею ведь потому, в значительной мере, что имеют цель не делать какое-то дело, а сохранить свое место, зарплату и т.п., не делая работу так, как должно бы делать...
жертвы в данном случае не сильно лучше палачей, за довольно редкими исключениями... и это относится и к школам, и к ВУЗ'ам... да и, подозреваю, ко многим другим сферам...
иногда пытаюсь представить, хотя бы теоретически, как можно было бы изменить ситуацию... ничего в голову не приходит, ну просто совсем...
Я понимаю, о чем Вы говорите. И откровенно говоря, совершенно не знаю ответа на вопрос, что делать в нынешней ситуации. И как быть тем, кто достойно и профессионально занимается своим делом, в условиях, когда система жестко подминает под себя.
вот да... совершенно непонятно, что делать... скажем, меня непосредственно еще не подмяло, но если случится - я даже боюсь прогнозировать, что и как будет...
Работать как хочется можно только если ты один, как я вот. Мне так очень не нравится, хотелось бы быть в музколлективе, так сказать, но поняла что в наше время это уже неактуально и напряжно.
Comments 19
В 90-е было издано столько русской классики, сколько за 70 предыдущих лет не издавалось. Думаю, это задача моего поколения - в том числе, не дать оболгать 90-е годы.
"Аналогия эпох становилась все более очевидной"
У культурологов есть подсчеты, что обратная связь с эпохой возникает где-то через 60-70 лет. Это закономерно. Как закономерно и то, что в России патриотизм становится прибежищем негодяев, хотя и сама мысль эта заимствована из Европы.
Время негодяев, что поделать...
Reply
Reply
Reply
Reply
Спрашиваю не для того, чтобы поспорить, а просто самому интересно, что специалисты думают.
Reply
А ту "литературу", которую сейчас преподают в школе, я и вовсе бы запретила, неважно по какому учебнику. Худшие учителя ориентированы на методички, в которых сформулированы правильные ответы и которые предлагают не лучшие образцы текстового анализа. Среди лучших немало тех, кто в своем предмете видит исключительную возможность для воспитания нравственного человека, и это тоже не слишком приятно. Хороших "словесников" в школах единицы. Так какое значение тогда может иметь учебник?
Reply
Я не настолько глубокий вопрос задаю, чтобы говорить о текстовом анализе. Мне интересно: где бы Вы поставили границу русской классической литературе?
Что считать классикой, достойной школьного изучения, а что - современной литературой (понятно, здесь речь не обо мне и не о моих коллегах). Бродского вы бы включили в школьные обзоры?
Я сразу дам Вам свой ответ: русская классическая поэзия заканчивается со смертью Ахматовой. И здесь в школе надо поставить точку.
Reply
Reply
даже м.б. более серьезная проблема - что на местах, на самых низах, которые, собственно, должны бы работать и что-то создавать - ничего подобного не наблюдается...
и прогибаются подо всю эту бюрократическую ахинею ведь потому, в значительной мере, что имеют цель не делать какое-то дело, а сохранить свое место, зарплату и т.п., не делая работу так, как должно бы делать...
жертвы в данном случае не сильно лучше палачей, за довольно редкими исключениями... и это относится и к школам, и к ВУЗ'ам... да и, подозреваю, ко многим другим сферам...
иногда пытаюсь представить, хотя бы теоретически, как можно было бы изменить ситуацию... ничего в голову не приходит, ну просто совсем...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment