Спасибо. А из совсем ранних примеров: Исшел и пастырь в злачны луги Из хижин, где был чадный мрак; Сел каждый близ своей подруги, Осклабленный склонив к ней зрак...
А почему Державин первый по части косы? Образ древний, еще с античности и, затем, Средних веков. Да и в русской поэзии: см. Сумароков "Скрежещущая смерть взмахнула уж косу".
А кто сказал, что первый? "...развивает ту тему, значительное место которой в поэзии определено именно Державиным", не в последнюю очередь в плане влияния на всю русскую поэзию именно одой "На смерть князя Мещерского". Для меня тут важна была связь со "злаком", а не с косой: смерть человека=мертвый злак. И тогда надо вспоминать те древние тексты, где злаковая метафора применялась как раз по такому случаю. В Псалмах Давида смерть человека уподоблялась увяданию злака. Про косу там не помню:)
Но вот кто не первый, а один из последних о злаке/зраке и о смерти злака/человека, так это Бродский: И мертвым я буду существенней для тебя, чем холмы и озера: не большую правду скрывает земля, чем та, что открыта для взора! В тылу твоем каждый растоптанный злак воспрянет, как петел ледащий. И будут круги расширятся, как зрак -- вдогонку тебе, уходящей.
Кстати, Сумароков якобы певым упомянул в России Шекспира (не знаю, насколько он знал тексты Ш., кроме Гамлета, взятого с французского перевода), а у Шекспира это уже обыденность (Сонет 12: And nothing 'gainst Time's scythe can make defence).
Любопытно, что сонорные "л" и "р" использованы как антитетичные не только в рифменной паре "злак/зрак", но достаточно последовательно проведены ч/з все ст-ние.
Да, верно, не только в этом ст-нии, но и в упомянутой оде "На смерть князя Мещерского" и в др. нередко скопление "р" и "л". Характерная для Д. звуковая инструментовка, создающая затруденность произнесения, несмотря на фонетическую близость этих сонант. Л.П.Якубинский писал о принципе взаимной дополнительности сонорных "л" и "р" в поэтической речи: где больше "л", там всегда меньше "р" ("Скопление одинаковых плавных в практическом и поэтическом языках" // Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. - Пг., 1919). Державин нарушает это равновесие.
Первый пример у Гринберга мог бы стать одновременно и липограммой, если избежать всего одного "л". И Державин, как известно, экспериментировал в этом направлении (с десяток ст-ний-липограмм без "р").
Да, красиво! И следующие за ними строки тоже хороши: "Державы готския столпы / Поверглись пред его стопы". Среди прочих примеров на скопление "р" и "л" попалась тавтограмма про Петра Великого:) Петр Первый Пошел погулять, Поймал перепелку, Пошел продавать, Просил полтинник, Получил подзатыльник. Вероятно, поздняя переделка. У Даля вместо "Петра Первого" "Петр Петрович".
Comments 18
(The comment has been removed)
Исшел и пастырь в злачны луги
Из хижин, где был чадный мрак;
Сел каждый близ своей подруги,
Осклабленный склонив к ней зрак...
Reply
Reply
Reply
И мертвым я буду существенней для
тебя, чем холмы и озера:
не большую правду скрывает земля,
чем та, что открыта для взора!
В тылу твоем каждый растоптанный злак
воспрянет, как петел ледащий.
И будут круги расширятся, как зрак --
вдогонку тебе, уходящей.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Л.П.Якубинский писал о принципе взаимной дополнительности сонорных "л" и "р" в поэтической речи: где больше "л", там всегда меньше "р" ("Скопление одинаковых плавных в практическом и поэтическом языках" // Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. - Пг., 1919). Державин нарушает это равновесие.
Reply
Reply
И Державин, как известно, экспериментировал в этом направлении (с десяток ст-ний-липограмм без "р").
Reply
Противников теснит в могилы,
Отмщая кротки небеса,
И пожинает цвет их силы,
Как злак звенящая коса.
(Ширинский-Шихматов. Петр Великий)
Reply
Среди прочих примеров на скопление "р" и "л" попалась тавтограмма про Петра Великого:)
Петр Первый
Пошел погулять,
Поймал перепелку,
Пошел продавать,
Просил полтинник,
Получил подзатыльник.
Вероятно, поздняя переделка. У Даля вместо "Петра Первого" "Петр Петрович".
Reply
Leave a comment