Второй год М. участвует в программе летнего чтения, традиционной для читателей
"Гайдаровки". В прошлом году я писала о первом опыте читательского дневника
здесь. Когда книг много, а ребенок еще не совсем в силах сформулировать свои впечатления и мысли, ему нужна помощь взрослых - не только записать, но и помочь поймать правильные слова. Но мне совсем не хочется писать вместо Марии, мне хочется, чтобы в тетрадке были ускользающие яркие детские впечатления, не засушенные взрослой интерпретацией.
Вот несколько мыслей на этот счет:
1. Обязательно, (несмотря на то, что ребенок, возможно, уже читает самостоятельно) читать вместе. И хотя бы несколько страниц - читать ребенку вслух. Это очень помогает настроиться на одну волну.
2. Не заставлять ребенка читать вслух: у некоторых детей (сужу по себе) чтение вслух разрушает состояние погруженности в книжные события. Есть термин "эйдетическое чтение", когда слова превращаются в картинку, такое состояние возникает при чтении про себя. Если у вас возникает настройка на одну книжную волну, ребенок сам захочет поделиться радостью или смешным событием, или переживанием и с этим придет к маме: зачитает, захлебываясь хохотом или перескажет, понизив голос. Можно изредка попросить почитать вслух. Чтобы не помешать первым впечатлениям, пусть это будет уже прочитанный и пережитый кусочек книжки. Или диалог героев, который можно разыграть по ролям.
3. Теперь про записи: когда я читаю детям вслух, я могу коротко прокомментировать: "Вот это да!", "Какая она скромная", "Вот какой приятный человек!". Дети обычно охотно поддерживают диалог, если герой и события их заинтересовали. Потом они сами начинают вставлять свои комментарии по ходу чтения. Иногда я спрашиваю, "как думаешь, что будет с ним?", "а вот ты дружила бы с таким человеком?". Иногда дети дают такие меткие характеристики, что приходится взглянуть на героя новыми глазами. У меня всегда под рукой карандаш и листочек (вместо закладки), чтобы не забыть, что говорит ребенок о книге. Так что часто остается только переписать записи с листочка-закладки в дневник чтения.
4. Сейчас, когда М. стала читать, в основном, про себя, а у нас остается все меньше времени на чтение вслух, не всегда получается поговорить о книжке. У дочки как будто возникает какой-то эмоциональный "затык" - переполненная эмоциями, она не может рассказать о своих впечатлениях. Вспоминаю, как детстве у меня бывали времена, когда мне казалось, если я перескажу книгу или начну раскладывать по полочкам героев, исчезнет тайна. Вряд ли в 6 лет возникает такое отчетливое чувство интимности чтения, но я старюсь не давить на дочку, если она не рассказывает мне о книге. С другой стороны, мне кажется важным помочь сохранить детскую память о книжке. Поэтому, когда мы пишем дневник про такую книжку, я спрашиваю о поверхностных фактах: откуда книжка, когда и где ее читала, какая погода была на улице, какие цветы цвели... Недавно появился неожиданный способ озвучить детские впечатления -
5. Игра в книжный. Вообще-то это наша традиционная игра с детства. Я вытирала пыль на детских книжных полках, вытаскивала книги и просила свою тогда двухлетнюю дочь купить у меня 5 самых лучших книжек. Потом еще пять. Эти выбранные дочерью книжки я ставила на полку в свободный для ребенка доступ: и с порядком двухлетка справится, и ротация.
Со временем мы просто стали играть в книжный при наведении порядка на полках. И вот недавно, когда М. была "продавцом", она вдруг стала рассказывать о прочитанных книжках, как будто я действительно покупатель, а она от всей души помогает мне сориентироваться, советует, расхваливает или критикует книжки. Мне оставалось только записать потом в блокнот то, что М. говорила мне, все её ответы на мои вопросы наивного покупателя.
Продолжу, пожалуй, завтра. Пока - фотографии некоторых новых летних книжек:
Книжный магазин-на-диване "Лето":
Стихи, рассказы, сказки
Отдел научной литературы
Народные сказки - в ожидании покупателей
Консультация специалиста