Помню, как лет 10 назад проводила квест для одной пары в рамках их медового месяца и должны они были найти памятник Вяйнемейнену в парке Монрепо. Знала я что он рунопевец из великого карело-финского эпоса Калевала. На этом мои познания о Калевала заканчивались. Но месяц назад мне пришло приглашение, отправиться в путешествие по мотивам этого эпоса и я решила - вот тот шанс наконец-то детально познакомиться с литературным творением. Как филолог, я себя немного не уважала, что за СТОЛЬКО лет так и не удосужилась прочитать Калевала. И вот этот шанс мне наконец-то представился. От корки до корки ВСЮ Калевала я прочитала. Жаль, не в оригинале, так и не владею финским, но в переводе Бельского. И детский вариант прочитала (так много интересного там упущено). И вот… настал тот день, когда наша команда начала отмечать 170-летие полного издания Калевала и 60-летие старта выпуска модели Skoda Octavia. Так удачно сложилось все в 2019 году. Как всегда ранним утром мы стартовали от автосалоны группы дилерских центров Авто Премиум и покатили по трассе А-121 на север. Благо, часть трассы скоростная. Можно лететь в удовольствие!
Фото Романа Останина
1.
Первым пунктом стал музей в центре Сортавала, где я уже была раньше.
2.
Когда в первый раз ноги привели меня в
Арт Гоголев, я подумала - ну вот ещё один местечковый художник, и в Карелии, как и в Финляндии, из всего стараются сделать знаковую фигуру. Но когда я увидела его работы - была очарована. Деревянные картины. Резьба. Наш современник. Годы жизни, почти как у моего Дедушки. Такая же борода. Такая же любовь к физической работе. "через мое творчество я прихожу к пониманию этого искусства, как он держал карандаш, что есть эта линия, как она звучит. И счастье как раз в этом... Меня вдохновил сам процесс, что я занимаюсь физической работой…». Бытовые сцены и городские пейзажи, герои эпоса Калевала. Всё до мелочей вырезано в дереве. А ещё Кронид Александрович писал акварели. Только природа, быт, гармония. Ничего на военную тему, хотя и был на Второй мировой.
3.
4.
5.
6.
7.
8
Работал по 14 часов, дарил, а не продавал свои работы. Много жил на Валааме. Общался с финскими мастерами, преподавал в Финляндии.
Выставочным центром руководит его дочь. И здесь все в лучших традициях современных арт-площадок. Большинство работ без имени. Пусть каждый созерцатель сам даст им название.
Из эпических работ: преследование старухой Лоухи, обращенной в орлицу, судна, на котором Вяйнемейнен, Илмаринен и Лемминкайнен везут мельницу Сампо, Вяйнемейнен сделал из березы кантеле и играет для людей. Вяйнемейнен играет на кантеле из зубов рыбы щуки собаки…
9 10.
11. 12.
Комсомольская, 6, Сортавала. Каждый день можно полюбоваться его работами.
За возможность очередной раз прикоснуться к творчеству Гоголева
13.
Фото Романа Останина
Передохнуть после дороги мы заехали в Домик с трубой - Отель Piipun Piha с рестораном, где готовят весьма приличную еду. Построил это индустриальное строение Даниэль Тиайнен владелец лесопилки. Одним из первых в Карелии перевел он производство на электрический привод, и в кирпичном здании разместил генератор. В 21 веке на месте почти руинировнаного строения организовался отель 3 звезды. Рекомендую.
14. 15.
16.
Ну а мы поехали дальше, на север в Рускеала.
17.
Фото Романа Останина
С мраморным карьером я знакома уже давно. Наблюдаю как из почти дикого места вырастает современная туристическая жемчужина -
горный парк Рускеала.
Пару лет назад достроили один из необычных маршрутов - Подземная Рускеала.
18.
Кто не знает еще - карьер Рускеала - место, где добывали мрамор для дворцов и соборов Петербурга и известь для Финляндии (неподалеку стоит известковый завод с несколькими гигантскими печами. А само строение карьера многоуровневое. Горизонтальные ходы и вертикальные штольни. 4 уровня. Пробивали их с помощью пороха и вывозили породу на вагонетках. Только несколько лет назад нашлись средства, чтобы очистить завалы, сделать ходы безопасными для туристов. Теперь к озеру можно выйти из скалы и пройтись по наплавным мосткам, а не спускаться как альпинисты через провал.
19.
20.
Фото Романа Останина
21.
Фото Романа Останина
На стенах хода есть метки 1, 2, 3, 5. Между метками 25 шагов. Отсутствует только метка 4. Кто надет - получит ценный приз. Пока безуспешно. Помню, как лет 5 назад гуляла по этим рукотворным пещерам. Тогда они еще были полны воды, строительство шло. Сейчас тут живут летучие мыши, организованы бетонные настилы, водоотведение и подсветка с чудесной музыкой. На потолке растут сталактиты. А в самом начале хода вам выдадут каски и представят фотоэкспозицию о том, КАК все здесь благоустраивалось.
22. 23.
24. 25.
26. 27.
Каждый год зимой там наступает время чудесной сказки.
Взмахнул волшебник бензопилой, и стали герои Калевала ледяными фигурами. Спустил их волшебник в подземелье и оставил там.
28.
29.
30.
31.
Такой могла быть история о ледяных скульптурах подземной Рускеала. Там можно встретить вековечного кователя Ильмаринена, мудрого рунопевца Вяйнемяйнена, хозяйку Похьелы Лоухи... Уже несколько лет творцы из Академии им. Штиглица создают ледяные образы в глубине карельского карьера. А специально подобранная музыка погружает гостей в атмосферу волшебства.
32.
33.
Герои будут там до конца апреля. Пока солнце их не растопит. В пещерах же температура всегда одинакова +5. Поэтому летом рекомендуется надеввать что-то теплое.
34.
Фото Романа Останина
35.
Фото Романа Останина
Завершением же дня стала Ладожская усадьба и беседы об эпосе Калевала в одном из ее уютных коттеджей.
Элиас Леннрот финский филолог, собиратель карельских рун (песен, сказаний былин), который организовал их в единый эпос. Первая редакция Калевала вышла в 1835 году,в ней было чуть более 30 песен - рун. За пять экспедиций по Северной Карелии Леннрот собрал множество фольклорных композиций и ему пришла идея объединить их в единый эпос. И в 1849 году 50 рун увидели свет.
36.
Решение заниматься эпосом было не только личным желанием Элиаса. Его направляла научная элита Финляндии, которая собиралась в доме профессора хирургии Тёрнгрена, где Леннрот работал домашним учителем. Элита хотела, чтобы Финляндия избавилась от шведской культурной зависимости и нашла свою историю в фольклоре. Финансирование экспедиций как раз и шло от той самой элиты. Он встречался с рунопевцами: Мартиска Карьялайнен, Юрки Кеттунен и Архипп Перттунен
В эпосе упоминаются герои и антигерои: рунопевец Вяйнемейнен, способный словом построить лодку и много чего сделать одним словом - почти что маг и колдун заклинатель; кузнец Ильмаринен, который огнем и опять же словом создавал невероятные произведения: мельницу счастья Сампо, злато-серебрянную супругу; веселый Лемминкайнен - тоже маг кудесник, чьи песни-руны изменяли окружающее пространство - все они из страны Калевала; злая старуха Лоухи - хозяйка суровой страны Похъела, которая не хотела, чтобы люди жили в счастье; неудачник Куллерво; многочисленные девушки, которые из-за несчастной любви, неудач и прочих ситуаций прыгали со скал, топились, были съедены зверьем. Сотворение мира. Непорочное зачатие дважды. Христианская тема в заключительной руне - влияние новой религии на культуру финнов.
Мне пришло одно желанье,
Я одну задумал думу
Быть готовым к песнопенью
И начать скорее слово,
Чтоб пропеть мне предков песню,
Рода нашего напевы.
На устах слова уж тают,
Разливаются речами,
На язык они стремятся,
Раскрывают мои зубы.
Золотой мой друг и братец,
Дорогой товарищ детства!
Мы споем с тобою вместе,
Мы с тобой промолвим слово.
Наконец мы увидались,
С двух сторон теперь сошлися!
Редко мы бываем вместе,
Редко ходим мы друг к другу
На пространстве этом бедном,
В крае севера убогом.
Так давай свои мне руки,
Пальцы наши вместе сложим,
Песни славные споем мы,
Начиная с самых лучших;
По сути в древних рунах совпадали лишь имена главных героев. А их приключения, логические связки это уже заслуга Элиаса Леннрота.
Любопытно, что стихотворный размер - не гекзаметр, хотя многие исследователи считают, что в основу произведения легли эпические Иллиада и Одиссея Гомера, а особый «калевальский». Позднее, в 60-х годах 19 века, Генри Лонгфелло позаимствовал этот стихотворный размер для своего произведения «Песнь о Гайавате», которое значительно известнее, чем Калевала.
При переводе многое было утеряно, неправильно понятно переводчиком Л. П. Бельским. По итогу на русском языке получился Героический эпос. В оригинале же текст представляет комбинацию лирического и эпического, а также изобилует заклинательной поэзией.
Любопытно почитать иследование филолога Армаса Мишина о Калевала
вот здесь И еще одно
исследование.
37.
За организацию поездки благодарность группе дилерских центров
"Авто Премиум" и личная благодарность замечательной Елене Балашковой.
Больше поездок по
тегу Skoda 38.
Фото Романа Останина