Замечательные люди. Гусятников

May 03, 2023 21:37


      С этой статьи я начинаю новую рубрику моего журнала: Замечательные люди, которые встретились в моей жизни и оставили весомый след и хорошую память.

Николай Васильевич Гусятников (1941-2008).

С Николаем Васильевичем меня познакомил Гений Васильевич Канев, в то время мой непосредственный начальник в Академии наук. Гусятников в то время был министром сельского хозяйства Коми АССР, весьма уважаемым человеком с огромным опытом работы в отрасли. Мы все трое в то время готовились к защите своих диссертаций в одно и том же научном институте в Ленинградской области, я и Николай Васильевич - к кандидатской, Гений Васильевич к докторской.

Мы с моим другом Юрой были прикреплены к Н.В., чтобы помогать ему при защите диссертации, поэтому я знал много деталей его научной работы. В отличие от большинства диссертаций того времени, работа Н.В. была основана на практическом воплощении идеи, заложенной в диссертации. Под это дело была выделена отдельная ферма в одном из лучших колхозов республики. Ферму переоборудовали, грубо говоря, коров посадили на цепь, теперь не доярки подходили к коровам, а коров с помощью цепей перемещали к дояркам, которые удобно располагались в своих стационарных рабочих местах. Корм коровам подавался с использованием транспортеров. Называлось это красиво “карусельное содержание крупного рогатого скота”.



Новая технология увеличила надои почти на 50%, хотя злые языки и говорили, что коров, приближённых к самому министру, просто хорошо кормили. Тем не менее, диссертация была написана и при защите произвела фурор, мне было тогда приятно, что я был причастен к этому действу.

Время шло, страна менялась, Николай Васильевич перешёл на работу в Фонд госимущества, на передовую приватизационного фронта. Денег в науке не платили, и я через посредников попросился к нему, он меня взял, так началась новая эра в моей жизни.

Гусятников всегда воспринимал меня как крутого компьютерщика. Я, что было возможно, автоматизировал, вёл аналитические таблицы в Суперкалке по результатам приватизационных продаж. Кроме того, рисовал красивые схемы с помощью псевдографики в Лексиконе. Со временем круг поручений расширялся, и зачастую я выполнял работу, которую по идее и должностным обязанностям должны были делать другие работники Фонда. Но я относился к этому философски, считал, что ничто не происходит просто так.

В то время в Республике, как, впрочем, и по всей России, существовали два органа приватизации, для краткости Комитет и Фонд. Если сильно упрощать, Комитет готовил предприятия для продажи, а Фонд непосредственно продавал. Исторически так сложилось, что между этими организациями существовало соперничество, которое порой переходило во вражду с подставами, жалобами и доносами. Соответственно, не дружили и руководители этих ведомств. Комитет всё время стремился подмять под себя Фонд, чтобы полностью контролировать нескудные денежные потоки. Это случилось, но совсем не потому сценарию, о котором предполагал руководитель Комитета.

В 1995 г. Глава Республики Коми затеял реорганизацию органов исполнительной власти. Одним из пунктов изменений было преобразование Комитета в Министерство. Руководитель Комитета Кузнецов, наверное, потирал руки, но.... Министром нового Министерства был назначен Н.В. Гусятников.



Николай Васильевич Гусятников, Министр имущественных отношений РК. 2001 год

С учётом того, что действующий зам Председателя Фонда тоже получила повышение, встал вопрос о руководстве Фондом. Выбор новоиспечённого министра был очевиден, поскольку благодаря множеству поручений я был в курсе всех дел Фонда, за исключением финансовых. Но тут опасаться было нечего - главным бухгалтером фонда была боевая подруга Гусятникова - Раиса Васильевна, с которой он прошёл огонь и воду, она обещала (я так думаю) приглядеть за неопытным юнцом. Да и назначение меня исполняющим обязанности было временным, на 1-2 месяца, как говорил мне Николай Васильевич. Как к назначению отнёсся я? Страху не было, надо так надо.

Прошло 4 года. Постоянного Председателя Фонда так и не нашли, а может и не искали, видимо я устраивал всех, прежде всего Николая Васильевича. Я был лоялен ему и не позволял себе несогласованных с ним действий (стратегических, разумеется). Продажи падали, приватизация подходила к концу. Мои попытки попробовать новые направления деятельности натыкались на законодательные ограничения, и сам собой всплыл вопрос о присоединении Фонда к Министерству, что и было сделано. Я получил должность заместителя министра, уже без пресловутой приставки и.о.

Через пару лет сменился Глава Республики, к власти пришёл человек, у которого Николай Васильевич был в немилости. Соответственно его отправили в отставку, а я продолжил кататься по карьерной синусоиде, на этот раз вниз (до следующего взлёта оставалось 2 года). Подняли головы злопыхатели, на Гусятникова возбудили уголовное дело, якобы он ответственен за продажу акций ЛПК проклятым австриякам. А то, что план приватизации предприятия утверждал предыдущий руководитель, а продажа акций была осуществлена в полном соответствии с этим планом на конкурсной основе, не принималось во внимание. Спасибо, что пожалели пенсионера, судимость впаяли, но применили амнистию.

Остаток жизни Николай Васильевич провёл весело с молодой женой. У него открылся поэтический дар, он написал стихов на два сборника, один из которых у меня есть. Конечно, не Пушкин, но по крайней мере уровень Куратова (моя личная точка зрения). Конечно, груз проблем и постоянные стрессы спровоцировали болячки, он много времени проводил в больницах, но верные друзья часто навещали его и обеспечивали круглосуточный доступ к любимому напитку. Вы знаете людей, которых выгоняли из стационара больницы за пьянку? Я знаю.

Я очень благодарен этому Человеку с большой буквы за всё, что он для меня сделал и чему научил.

00-е, 80-е, замечательные люди, 90-е, чиновник

Previous post Next post
Up